Ужасная контаминация

Станислав Бук
Продолжение рассказов цикла "Зелёные обложки", или "Рукописи из прошлого"
 Предыдущая глава http://proza.ru/2016/11/30/224


             4. Ужасная контаминация.

Как же скуден букет моих воспоминаний из возрастного диапазона 6 – 9 лет!
Иногда появится какой-то след, как вырванный из фильма кадр, со своими запахами и цветом, но тут же уплывает… что это? вот что я вспомнил только что и тут же забыл? Повторное видение память не выдаёт.

«Американские ученые из техасского университета изучили вопрос, как улучшить память. Согласно их исследованию, средством улучшения памяти являются новые впечатления.
Как пишет РИА «ФАН», об этом говорится в материале, опубликованном в журнале Nature:
По мнению ученых, все дело в особой зоне в человеческом мозге, которая называется «голубое пятно». Эта зона отвечает за физиологические реакции на внешние раздражители, контроль фаз сна, уровень тревоги и производство дофамина. Новые эмоции активизируют деятельность клеток голубого пятна. Получение новых впечатлений, таким образом, способствует лучшему запоминанию информации».
( http://svpressa.ru/health/news/156151 )

Значит сейчас, в эти дни, когда я вожусь с оцифровкой альбома «Зелёные обложки» и пытаюсь сам хоть что-то выудить из своей детской памяти, мне просто необходима серьёзная встряска? А где её взять на маршруте балкон-комната-кухня?
И ещё я вычитал, что им, этим американским гениям, удалось найти способ улучшить память путём приложения магнитного поля к определённому участку на голове.
Магнит у меня есть, но как найти то самое место на моей черепушке, под которой таинственно мерцает «голубое пятно»?

Ко всему этому я вычитываю у Зигмунда Фрейда об ужасающих для меня случаях антиципации, постпозиции и контаминации воспоминаний в его книге «Психопатология обыденной жизни» в главах «Обмолвки» и «О воспоминаниях детства и воспоминаниях, служащих прикрытием».
В главе «О воспоминаниях детства» знаменитый психиатр (или психоневролог?) предупреждает: «…в самых ранних воспоминаниях детства обыкновенно сохраняются безразличные и второстепенные вещи, в то время как важные, богатые эффектами впечатления того времени не оставляют в памяти взрослых никакого следа».

Что касается упомянутых выше ужасных терминов… тоже мне – антиципация, антиципация, нет сказать проще – «механизм акцептора феномена опережающего отражения»… а в общем, как я понял, те три термина означают обман предвосхищения, обман отзвуков и обман подстановки.

Но боже мой! Если дело обстоит именно так, то и браться за него не стоит!

Однако далее товарищ Зигмунд всё же меня успокаивает:
«…тщательное исследование показывает, что такое предположение является излишним. Безразличные воспоминания детства обязаны своим существованием известному сдвиганию; они замещают в репродукции другие, действительно верные впечатления, воспоминания, которые можно развить из них путём психического анализа, но которые не могут быть воспроизведены непосредственно из-за сопротивления, которое они встречают. Так как они обязаны своим сохранением не своему собственному содержанию, а ассоциативной связи этого содержания с другими вытесненными, – то их можно с полным основанием назвать «Прикрывающими воспоминаниями»»


Ну, слава богу, появился проблеск надежды! Значит, те воспоминания, которые я умудряюсь вытаскивать из своей детской памяти, хоть и являются второстепенными, но они собою прикрывают действительно важные.

Мне остаётся только подытожить всё это и выработать план:
- пережить хорошую встряску, и тут надо что-то придумать; например, выкурю в комнате свою трубочку перед приходом жены…
- приложить магнит к таинственно сверкающему «голубому пятну» под моей черепушкой; где-то был магнит… Серафим, живший в этой комнате, с которым мы иногда конфликтовали, помер… и вот… шуточки… вечно спрячет что-нибудь, а потом положит на видное место…
- наконец, с помощью ассоциаций произвести «психический анализ» и сдвинуть в сторону «прикрывающее воспоминание», под которым и скрывается то самое сокровенное, которое и стоит поведать выжившему после войны и распада СССР народу, снова воспрянувшему после недавнего обращения к народным избранникам нашего Президента.
Кажется, с ассоциациями проблемы не будет – достаточно включить телевизор…


Мы кушаем. В тарелках чечевичный, очень вкусный суп. Воспитательница нарезает хлеб на равные кусочки. Но горбушка – награда тому, кто лучше всех был послушным. Сегодня она досталась мне. Я тихонько отломал кусочек и спрятал в карман, чтобы на прогулке отдать Светке. Но потом не вытерпел и съел сам (до сих пор стыдно).

 *     *     *     *     *

Всех детей, у кого не было крестика, водили в церковь крестить. Меня и Светлану тоже. В церкви красиво и хорошо пахнет. Но главное, при крещении каждому дали по кубику плотной, сладкой и пахучей булочки. Вкус этого кусочка помню до сих пор.
Потом на наши шеи повесили крестики. Девочкам с красным лаком, мальчикам – с синим.
Батюшка похож на Деда Мороза.

*     *     *     *     *

Большой зал. За пианино сидит незнакомый мужчина в чёрном костюме. Старшие дети стоят и поют. Мы, малыши, только выкрикиваем припев:
«Националисты, раз-два-тры»

 *     *     *     *     *
Дети парами выходят за калитку детдома. Они идут «колядовать». Каждый большой мальчик (или девочка) ведёт за руку малыша – так лучше подают. Это не побеги, а разрешенные выходы на улицу, и воспитательница меня тщательно одевает.
Подают кусочек хлеба или твёрдой лепёшки («коржа»), вареную картофелину, деньгу «KARBOWANEZ». Еду едим сами, а деньги относим воспитательнице.
Нам какая-то женщина с телеги подала кусок макухи (жмых из семечек подсолнуха).
Макух очень твёрдый, и его не откусить. Мой ведущий разбивает макух камнем. Подбираем всё до крошки. Под действием слюнки макух слегка размягчается. Обсосанный и ещё довольно большой кусочек оставляю для Светы.
Как отдавал ей – не помню. Помню - давал, но это могло быть что-нибудь другое и в другое время.

*     *     *     *     *
Пришла тётя Люда. Повела меня и Свету в Софиевку (парк в Умани).
- Тётя Люда, а правда, что красноармейцы едят детей?
Кто это спросил? Я или Светка? Наверное – она!


Вот эти воспоминания – они те самые существенные, или второстепенные, маловажные, то есть – замещающие? Мне уже не решить…

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/04/2197