В хрониках Нарнии

Станислав Бук
Продолжение рассказов цикла "Зелёные обложки", или "Рукописи из прошлого"
Предыдущая глава http://proza.ru/2016/12/04/213

             5. В хрониках Нарнии.

В день моего рождения внуки всегда делают совершенно не ожидаемый подарок. Вот и в этом году старший внук подарил мне… палки. Похожие на лыжные, каждая из двух телескопических частей, и очень прочные. Наверху каждой палки – хомутик для кистей рук с накидной застёжкой на липучках. Эти палки – для так называемой «скандинавской ходьбы».
Внук убеждает:
- Когда у меня заболела спина, хождение с такими палками помогло.
У него, как и у меня, тоже образовалась грыжа позвоночника. Не рано ли? Думаю, это из-за компьютера и автомобиля.
Наверное, эти палки очень дорогие. Но я отношусь к такой ходьбе скептически. За долгие годы я много раз лежал в госпитале с радикулитом и убедился: одна и та же процедура одним помогает, а других валит с ног.
Предполагаю, что вся эта «скандинавская ходьба» – пиар акция производителей таких палок в мировом масштабе. И если кому помогает, то благодаря тому, что человек отрывает задницу от дивана и выходит заняться этим «скандинавским» упражнением. В любом случае хуже не будет, а кому-то и поможет.
Жена и дочь, уложившие спать детей в своих санаторских группах, передали их дежурным медсёстрам, пришли домой и, не раздеваясь, командуют:
- Быстро одевайся и бери палки.
Я не спорю. Это бесполезно. Это как примерять новую куртку или ботинки: сколько ни сопротивляйся, всё равно заставят.

Ветки лиственных деревьев белые от прилипшего снега, а сосны и ели в сказочном зимнем убранстве. Ночью аллеи нашего парка, еле освещённые оранжевыми фонарями, всегда сказочны. Сейчас они напоминают мне пейзажи из диснеевского фильма «Хроники Нарнии». Кажется, вот-вот из глубины аллеи вылетит в оленьей упряжке санная карета Белой Ведьмы… или вон из-за того заснеженного куста выйдет фавн…
Для полноты ощущений я сбрасываю на себя снег с зазевавшейся ёлки. Мои спутницы смеются, а это и мне приятно.

Дочь и жена рассказывают друг другу о детях, и это интересно. Санаторий психоневрологический, пациенты здесь бывают с необычными странностями. Иногда сказанные ими фразы, или их проделки достойны отдельных литературных опусов.
Постепенно разговор моих женщин переходит в фазу обсуждения поступков воспитателей других групп и – конечно! – начальницы, а это я слышал много раз. Начальница всегда неправа, а обсуждение её поступков… в русле нашего менталитета. Убеждать женщин выбирать для разговоров другие темы, а не говорить о работе на досуге совершенно бесполезно. Так же, как отказываться от примерок новых шмоток…

Я отстаю, но они этого не замечают, что позволяет мне взять палки подмышку, достать сигарету и, наконец, погрузиться в собственные размышления, в ту самую глубокую яму моей памяти, которая так занимает меня в последнее время.

Как отделить то что я знаю, от того что я помню? Или так отделять не стоит? Ведь воспоминание – только пазл в общей панораме памяти, хотя большая часть этой картины скрыта плотным туманом забвения…

Одна аллея санаторского парка упирается в бугор, на котором расположено старинное здание «Белая Дача». Из-за него просматриваются двухэтажные корпуса санатория. В каждом из корпусов светятся одно-два окна.

*     *     *     *     *
Как в том, Уманском детдоме.
Спальня моей группы тоже находилась на втором этаже. Однажды ночью нас «подняли по тревоге».
На улице шел дождь, чем-то громыхал сильный ветер.
Мы должны перебежать в какую-то комнату по другой стороне корпуса, а там лечь на пол или спрятаться под столы. Дело в том, что на детдом напали партизаны, а они могут забрать маленьких детей и потом замучивать их в лесу.
Сейчас я не могу ответить на вопрос: подобное «учение» проводилось часто, или было всего один раз, который мне и запомнился.

          *     *     *     *     *
Среди ночи, в спальню приносят вёдра и нас поднимают писать. Вокруг каждого ведра собираются группки из трёх-четырёх мальчиков. Но вот все уже в постелях, один я стою перед ведром. Я тужусь как могу, но ничего не получается.
- Будешь стоять, пока не поссышь!
Потом меня дерут за уши.
Утром воспитательница показывает детям мою мокрую простынку:
- Самый вредный мальчишка! Марш на семечки!
 Я отправляюсь в угол «на семечки». Уши горят. Обидно. Нет, конечно, я виноват, раз написал в кровать. Но обидно, что ни воспитатель, ни другие ребята – все не верят, что я не вредный, и что ночью я хотел бы пописать, но у меня не получалось само-собой…

          *     *     *     *     *

Осень. Утро было прохладным, мокрая от росы полова прилипала к ногам, но к вечеру в степи стало совсем тепло. Ребята насобирали сухих стеблей подсолнечника, разожгли костёр и стали печь картошку и сахарную свеклу.
Было очень вкусно.
Но когда мы на телегах возвращались в город, меня сильно рвало.
Оказывается, кушать непропечённую картошку вредно – настоящий яд!

          *     *     *     *     *

Нас одевали, обували.
В зимнее время печи топились торфом – такие спрессованные плитки, отливавшие слабым блеском как большие куски коричневого туалетного мыла, которое выдавалось в бане. Только запахи разные. Мыло имело запах какой-то мази, которой смазывали коросту на наших головах, особенно на головах новичков, поставлявшихся к нам полицаями. А торфяные брикеты пахли землёй, даже как-то приятно. Но когда они горели в печи, а на улице были сильные порывы ветра, в комнату врывались клубы едкого и вонючего дыма. Иногда протапливали печь углём и дым от угля был намного лучше, напоминал запах яичницы, который я ещё помнил…
Платили воспитателям, нянечкам, поварам. Значит, оккупационным властям выделялись для этих целей деньги.
Детей кормили. Но мы были ненасытными и всегда хотели есть.
Нас, детей, водили на сельхозработы. Подростки сажали, летом окучивали, а осенью выкапывали картофель. И я, и Света, в разное время, с маленькими ведёрками, в которых была желто-зелёная ядовитая жидкость, собирали и бросали в эту жидкость гусениц; я – с яблонь, Света – с капусты.
В детдоме были свои кони и телеги. Коней тоже надо кормить…
Но вряд ли наше участие в сельхозработах окупало расходы на содержание детдома. А какие планы были у немцев на нас – кто знает? В любом случае, все мы в конце концов оказались живы и в этом заслуга немцев тоже.
         
          *     *     *     *     *

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/05/554