О селективной парадигме обучения шахматам. 2

Алексей Ратушный
Эркю шахматиста.

Начало:
http://www.proza.ru/2016/10/17/165
О селективной парадигме обучения шахматам. 1


Человеческий мозг содержит в себе некую «подструктуру», некое «образование», некую «подпрограмму» или даже «встроенную программу».
Это – некое «включение», которое «автоматически» играет в шахматы.
Некий «подпроцессор» или «со-процессор» или просто «процессор» - крошечка, которая изначально «заряжена» на решение «шахматных» задач.
Собственно ничего другого она не делает и делать не умеет.
Обнаружение этой структуры (программы, типа связи группы нейронов или элемента устройства одного нейрона) – задача будущих исследователей.
Важно понять три момента:
- она «встроена» в мозг изначально
- она обладает собственной скоростью совершения счетных операций
- эта структура предназначена исключительно для решения класса счетных задач на организованной плоскости

Многолетние наблюдения и размышления, сопоставления с различными пояснениями других авторов и практиков привели меня к следующим выводам.

Первое: ни один «шахматист» мира не в состоянии  реально описать процесс собственного «думания» над позицией. Любопытна здесь аналогия с беременной женщиной: ни одна беременная женщина не в состоянии изложить как именно она «выращивает» плод. Большинство процессов, происходящих внутри неё ей самой недоступны и абсолютно неведомы.
Природа не подпускает «сознание» человека к этому сверхсложно устроенному «таинству». То же можно сказать и о работе эркю шахматиста.

Второе: «научиться играть в шахматы» НЕВОЗМОЖНО.
Никакого процесса «обучения» на самом деле нет!
Кстати: и «писать и читать» «научиться» нельзя.
«Научиться» может только мозг, обладающий способностью к чтению и письму изначально. Вот эта «врожденная» способность «играть в шахматы» и лежит в основе иллюзии «обучения шахматам».

Большинство выдающихся мастеров «обучались» игре буквально за несколько «наблюдений» за игрой других, и вскоре легко переигрывали своих «обучавших». Это скорее похоже на процесс ВКЛЮЧЕНИЯ и вывода на рабочий режим внутренней встроенной подпрограммы.
Современные компьютеры дают нам массу весьма удобных аналогий.
Если процессор не обладает необходимым быстродействием и достаточной памятью, вы никоим образом не сможете загрузить в него сложную программу. Моя любимая шутка на эту тему звучит так: «Даже если 286-ой прорешает миллион задач, 386-ым он не станет!»

Третье: в состязаниях шахматистов все решает внутреннее быстродействие эркю и его «глубина расчета». «Сильный» шахматист просто «пересчитывает» «слабого». Всё остальное – от лукавого.
Вы можете выучить тысячи партий мастеров, узнать множество наименований дебютных вариантов и проигрывать просто потому, что у ваших партнеров более мощное эркю.

Весь «процесс» «тренинга» сводится к «настройкам» собственного эркю, и загрузке некоторых «облегчающих» подпрограмм (дебютная теория, типичные окончания).

Особняком стоит вопрос об изменениях костей и сосудов мозга у боксеров.
Выяснилось, что тренирующийся боксер вынуждает собственные кости и сосуды модифицироваться. Поэтому он «держит удар».
Модифицируется ли эркю шахматиста под воздействием тренировок?
Моё глубокое личное убеждение сводится к отрицательному ответу на этот вопрос.
Как и везде – тут море нюансов, но в общем виде вышедший «на полную мощность» собственный «процессор» шахматиста уже не меняет ни скорости, ни глубины расчета. С возрастом «помехи» от организма – помехи тела – могут приобретать определенное снижающее эффективность эркю значение, но не более того.

Таким образом мы подходим к серии весьма важных практических следствий из изложенного.

Первое – вывод о селективном характере советской шахматной системы.
Пирамида существует.
И некая «зависимость» «высоты» от «площади основания» наблюдается.
Но источником высоты является не процесс «обучения» или «тренировки», а процесс СЕЛЕКЦИИ, искусственного ОТБОРА.
Предположим (цифра здесь не имеет значения) пять человек из тысячи людей обладают собственным высокоуровневым эркю.
Перебрав 1000 человек мы обнаружим пять талантов.
Перебрав миллион человек мы «откроем» пять тысяч «талантов».
Можно ли утверждать, что система их «подготовила»?
Разумеется – нельзя!
Система их «выявила».
И вот вся советская Система именно этим и занималась.
Пока в других странах этим так системно не занимались, мы были «лидерами».
Но вот ряд других государств включил системный подход к выявлению дарований и увеличение области поиска привело к тому, что мы получили сильных конкурентов.
И получили их со стороны систем, в которых никто не пользовался руководством Голенищева или справочником Суэтина.
Вся «система» «шахматного образования» в России по своей сути – СЕЛЕКТИВНА.
И я не обсуждаю здесь вопрос о том, хорошо это или плохо.
Это – так!

Тысячи «ловцов» пытаются «поймать», «выловить», «выудить» обладателя суперэркю. Повсюду умело расставлены сети, «морды», рассыпаны крючки.
- Ловись рыбка большая и маленькая!

Однако необходимо сказать об эркю и еще кое-что очень важное.
Люди играют не только в ортодоксальные шахматы.
Люди играют в целый ряд других игр на организованной плоскости.
Это и сёги, и го, и нарды, и шашки. Причём шашки представлены аж в двух признанных формах: русские и стоклеточные.
Между прочим выяснилось, что для каждой игры требуется своё особое эркю. И оказалось, что у стоклеточника работает совсем другое эркю, чем у «русского» шашиста! Выяснилось, что на самом деле эркю это целый пакет разнонастроенных подпрограмм, и что если человек никогда не видел игры, на которую настроено его собственное эркю, он может так и не узнать о своём «таланте».
Автор этих строк – счастливейший человек. Мне довелось предложить миру целый пакет принципиально новых, качественно отличных от шахмат классических игр, в которых мощнейшее эркю классического шахматиста уже не работает «так как надо»! Изменение правил игры влечет к включению других подпрограмм эркю. Другие правила – другие чемпионы!
Я предложил Гарри Каспарову сыграть в мерцающие шахматы, и он не на шутку встревожился.
Подробно мои гипотезы о причинах его отказа от игры я изложил в другом месте. Здесь важно понять, что ортодоксальными шахматами область человеческих игр отнюдь не исчерпывается и потому нам надлежит серьезно отрефлексировать заново понятия Игры, Хода, Поля, Фигуры и культурологическое и дисциплинирующее мышление человека значение преподавания шахмат в дошкольных учреждениях и школах.

Шахматный Всеобуч необходимо вводить не в школах, где уже откровенно поздно, а в дошкольном уровне.
Этому и посвящена наша технология «Шахматная Шкатулка».
И целью этого всеобщего обучения должна быть культура мышления и культура включения собственного эркю человека, запуск его внутренних ресурсов на целом пакете игр на плоскости, которые мы условно обозначаем как «шахматы».
И на этом пути отечественную педагогику ждут ещё многие грандиозные открытия и свершения.