О селективной парадигме обучения шахматам. 1

Алексей Ратушный
часть первая

В 1972-ом году советская шахматная школа потерпела совершенно непредвиденное фиаско. После исторического – без малейшего преувеличения его выдающейся роли – матча между советским чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским и американским (именно из США!) претендентом на шахматный престол Бобби Фишером, американец стал впервые официальным чемпионом мира по шахматам.
Так возникла странноватая традиция веков: в каждом веке, начиная с 19-го, появлялся в США один гениальный шахматист, который переигрывал всю планету. Первым в этом загадочном ряду был Пол Морфи. В двадцатом веке им оказался Бобби Фишер. Кто будет в этом веке – это вопрос к 21-ому веку.
Но кто-то ведь будет!
«Традиция» сия не исчерпывается только страной порождающей гения.
У гениев оказывается еще ряд черт, делающих их весьма похожими друг на друга.
И не в последнюю очередь это и странный отход обоих от практической игры в расцвете сил, и особенности характера, которые порой трактовали как некое тихое расстройство психики, и фактическое безбрачие.

Де факто вокруг шахмат в их историческом развитии постепенно сложился некий вполне устойчивый миф, а если выражаться более ясно – комплекс мифов, мифологический образ, который постепенно проник во все поры общественного сознания, и, во многом опираясь на который выстраивается отношение к шахматам как общества в целом, так и индивидуальностей, составляющих это общество в отдельности.

Крушение казалось бы стройной и запредельно логично выстроенной советской шахматной системы, поставившей, казалось было, «производство» шахматных чемпионов мира «на поток», случившееся в 1972-ом году, повлекло для советской шахматной системы целый ряд неожиданных, но казавшихся весьма благоприятными, последствий.

Эти последствия в первую очередь и были как раз следствиями из того самого распространившегося мифологизированного образа шахмат, о котором мы уже упомянули выше.

Сейчас постараемся рассмотреть, как поражение Бориса Спасского и развившийся в нашем обществе мифологизированный образ проявились в итоге общими следствиями.

Первое положение гласило: шахматы развивают человеческий ум, являются вершиной интеллектуальных игр человечества и способствуют становлению и развитию математических способностей личности.

Второе положение гласило: регулярные упражнения в шахматах развивают интеллект и ум обучающегося, и путём тренировок можно постепенно добиваться всё более ощутимых успехов в состязаниях с другими шахматистами.

Третье положение гласило: вся масса играющих в шахматы – это пирамида, в основании которых находятся массы начинающих, а на вершине самые успешно тренирующиеся.

Что означало поражение Спасского от Фишера?
На этот вопрос партия ответила однозначно: плохо сработала ВСЯ система шахматного обучения и воспитания в нашей стране в целом!
Плохо тренировался сам Борис Спасский и плохо тренировали готовившие его к матчу тренеры. Плохо обучали шахматные центры молодое поколение.
Было недостаточно широка социальная база шахматного проекта страны в целом!

В основе мастерства лежит МАССОВОСТЬ.
Чем больше людей тренируется, тем выше достижения наверху пирамиды!

И потому начиная с 1972-го года в СССР шахматное образование получило неожиданно мощный импульс «развития».

Однако шахматы рассматривались партией, как важный инструмент воспитания и развития задолго до 1972-го года.
Скажу больше.
Сама партия поначалу осознанно или подсознательно рассматривала шахматы, как элемент элитной подготовки именно собственной партноменклатуры.
Это никогда и нигде не публиковалось официально, но это процветало в реалиях.
В публикуемых описаниях истории становления и развития шахмат всегда особо подчеркивалось, что шахматы были неизменным элементом обучения и воспитания рыцарей в средние века, что это игра королей. И огромное внимание уделялось теме «Ленин и шахматы». В шахматы играл сам вождь мирового пролетариата. В шахматы играл основоположник учения – Карл Маркс. В шахматы играли и «наше всё – Пушкин Александр Сергеевич» и «не человек, а глыба» - Лев Николаевич Толстиой.
В шахматы играли офицеры русской армии оборонявшие бастионы осаждённого Севастополя!
И, начиная с 1925-го года шахматы прочно входят в неизменный круг увлечений советской партийной номенклатуры.

Под «становлением и развитием» «советской шахматной системы» понимались организация и функционирование широкой сети шахматных кружков и клубов, проведение регулярных соревнований шахматистов на всех уровнях, начиная от первенств поселка, предприятия, района, города и завершая системой регулярных областных, республиканских и всесоюзных соревнований. Во многих крупных областных центрах открывались специализированные детско-юношеские спортивные шахматные школы.

Всё громче и яснее звучал призыв о введении шахмат в обязательную программу общеобразовательных школ.
И попытки введения шахматного Всеобуча предпринимались на разных уровнях начиная с 1926-го года.

Когда Фишер победил Спасского партия приняла единственно возможное для себя решение: «усилить и укрепить!».

Проигрыш Спасским шестой партии матча оказал на развитие шахматного движения в СССР едва ли не большее влияние, чем всен предшествующие этому события в истории нашей отечественной шахматной школы вместе взятые.

Поражение требовалось отыграть.
Положение лидера в области мировых шахмат требовалось незамедлительно вернуть.
А к этому вели именно предпринятые партией в соответствии с укоренившимися мифами сознания шаги.

В 1975-ом году свершилось невероятное.
Фишер отказался играть матч с Анатолием Карповым.
Шахматы впервые обрели своего чемпиона путём прямого назначения Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза.
В тот год в мае месяце я демобилизовался из Военно-Морского флота, в рядах которого и служил те самые тяжелые для советских шахмат года.
Так совпало. Пока я служил, шахматная мировая корона пребывала в Соединённых Штатах Америки. Моя демобилизация пришлась на время их возвращения в нашу державу!


Что осложняло внедрение идей шахматного Всеобуча в нашей стране?
В первую очередь – судьба Н.В. Крыленко.
Крыленко попал в смертельную опалу в 1937-ом году.
Вместе с ним попали под подозрение и негласный запрет многие его видные ученики и соратники.
Именно в тот же период под опалу попадают и «антимарксистские» педология, психология, информатика, математическая логика, генетика и еще длинный список научных дисциплин и направлений.
Вопрос о шахматном Всеобуче по существу закрывался минимум на двадцать лет, до наступления «оттепели».
Но оттепель не могла вернуть к жизни большую группу энтузиастов этого направления.
Шахматную жизнь в стране партия и её бдительнейшие органы держали под неусыпным контролем.
Тем не менее именно в послевоенные года теория «массовости и мастерства» наконец получила вроде бы вполне осязаемое подтверждение.
Поддерживаемая на государственном уровне система шахматного «обучения и воспитания» дала наконец зрелые плоды.
Один за другим советские гроссмейстеры становились чемпионами мира!
Ботвинник, Смыслов, Таль, Петросян, Спасский!
Какие имена!
Какие люди!
На женской мировой шахматной арене также господствовали безраздельно представительницы нашей шахматной школы.
Казалось, теория «правильного» обучения шахматам нашла своё блестящее подтверждение.

Конфуз в матче с Фишером Система в конце концов списала на «сбой», «системную ошибку», «недоработку». Были предприняты вроде бы исчерпывающие вопрос шаги и мировая шахматная корона вернулась к нам, если и не навсегда, то надолго.

Здесь необходимо осветить еще два важнейших аспекта, прежде чем мы наконец сможем акцентировать своё внимание на советском шахматном мифе, как таковом.

Уже в 30-е годы возник вроде бы чисто теоретический спор о существе шахмат: что это такое?
Искусство, наука или спорт?
Не вникая пока в существо «спора» укажу лишь на его статусные последствия.
Встал вопрос об организационно-правовых формах существования шахматных организаций.
Если шахматы – искусство, то ими надлежало управлять комитетам по культуре.
Если шахматы – спорт, то ими надлежало управлять спортивным комитетам.
Если шахматы – наука, то ими должны были управлять научные сообщества, а на стадии  обучения – отделы народного образования.
В реальности возникли две параллельные структуры: сеть детско-юношеских спортшкол в подчинении структур министерств образования и сеть «шахматных клубов» в подчинении спортивных комитетов.
На уровне же домов и дворцов культуры функционировала рудиментарная структура шахматных кружков.
В рамках профсоюзных организаций функционировали шахматные клубы и кружки на крупнейших предприятиях, в которых содержались шахматные "профессионалы", чьей главной задачей было участие в состязаниях за "родной коллектив".
И только тут приоткрывалась дверца в таинственную форму организации шахматной жизни под названием «учебно-тренировочные сборы» на «учебно-тренировочных базах».

Второй аспект – это система индивидуальных и командных соревнований.
В стране развивались два вида состязаний: личные первенства и первенства командные.

Командные состязания проводились между: организациями одного профессионального союза, организациями одного ведомства (минобразования, минкультуры, мин промышленности, армии, флота и т.д.), организациями одного района, города, области, республики.

Соответственно возникала стройная система чемпионатов и чемпионских титулов.
Вот например звания одной, лично мне известной шахматистки:
Чемпионка Центрального Совета ДСО «Буревестник»
Чемпионка Вооруженных сил
Чемпионка области
Чемпионка Республики
Чемпионка Университета
Чемпионка района
Чемпионка школы
Чемпионка города
Чемпионка мира.
Немного, согласен!
Но всё-таки это даёт некоторое представление о существе дела.
Постепенно в стране складывались региональные устойчивые «тусовки» - общности постоянно играющих шахматистов-любителей, которые и являлись непременными участниками множества самых разных соревнований.
Именно эти «тусовки» на самом деле и составляли ядро реально функционировавшей в СССР «системы развития шахматного движения».
Регулярно проводились турниры и между представителями специфических сообществ: среди слепых, среди глухонемых, среди пенсионеров, среди инвалидов, среди ветеранов. И в каждом из этих сообществ существовали и зародышевые структуры специального сопровождения и образования.

Таким образом «спор» о существе шахмат выливался в обилие разнородно устроенных организационно-правовых форм, в некоторую совокупность различных ведомств, а необходимость сочетания «коллективного» и «единоличного» вела к появлению целого комплекса разноустроенных разноуровневых соревнований.

И всё это многообразие становилось уже важнейшей составляющей общего мифологизированного комплекса.

И вот теперь мы можем наконец окунуться в реальную проблематику самого этого предмета.

Начнем с базовых предопределений.

Сам Маркс в своё время дал потрясающую публичную характеристику одной актрисе: «Она умеет на сцене всё, чему можно научиться!».
Прочтя такое о себе актриса, как гласит легенда – навсегда ушла со сцены.
Ибо ИСКУССТВО – это ТО, ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ!

Собственно на этом спор на тему, «шахматы – это спорт, наука или искусство?» можно было бы в части темы «искусства» и завершить.
Ибо если шахматы – искусство, то тут и учиться просто нечему.
Речь идёт исключительно о ДАРЕ Божьем.
Дал Бог дар хорошо играть – будешь хорошо играть.
А не дал – так хоть заучись, играть лучше не будешь!
Собственно это утверждение подводит мину замедленного действия под всю сложноустроенную конструкцию советской шахматной системы.
Для конкретного человека вопрос ставится так: имеет ли смысл тратить силы и время на изучение того, к чему у меня нет реальных способностей?
Тот же вопрос по существу задают и родители ребенка, приведенного в шахматный кружок или секцию: «ну и как у моего – способности имеются ли?»

Пока мы отложим тщательнейший разбор этого «полёта» и обратимся к двум другим составляющим «проекта»: - науке и спорту.

С точки зрения «предмета научения» внешне шахматы – довольно сложная игра со множеством терминов, правил, нюансов, с собственным задачным массивом, с комплексами тренировочных упражнений.
У них есть набор собственных «теорий», «проблем», «опытов», «приложений». Есть свои «школы», свои теоретики и практики, собственная уже четырехсотлетняя история, свои «великие имена», своя «историография», своя «археология», своя собственная обширная «литература», собственное нормотворчество. Множество учебников, набор собственных периодических изданий и свои представительства в тысячах газет, журналов, обильное представление в интернете, в программных продуктах.
На освоение всего этого массива личности требуются десятилетия!
В то же время минимальный начальный курс обучения шахматам неплохо разработан и на уровне дошкольного и на уровне начального школьного образования. Сформирован и выделен базовый стартовый пакет знаний, умений и навыков, позволяющий личности приобщиться к миру шахмат.
Поскольку человек регулярно занимающийся шахматами «как правило» переигрывает того, кто ими «серьёзно» не занимался, можно утверждать, что «обучение» шахматам возможно, и что результатом «обучения» становятся реальные достижения личности на этом поприще.
Таким образом можно говорить, что шахматы – это действительно в известном смысле «наука».

Наконец рассмотрим шахматы как «спорт».
Поскольку физическая культура и спорт тесно связаны, одной из самых «больных» тем является утверждение, что шахматы не имеют никакого отношения к спортивным состязаниям.
В качестве простого аргумента приводится позиция Международного Олимпийского комитета: в программу Олимпийских игр шахматы никем и никогда не включались.
Аргументы, что эти состязания требуют прекрасной физической подготовки никем и никогда серьёзно не воспринимались и не рассматривались.
Спорт – это состязания ТЕЛ, борьба человеческих тел на физическом и физиологическом уровне.
Наступление компьютеров в конце концов подвело «итог» этим дискуссиям.
Компьютер успешно «борется» с человеком просто не обладая человеческим телом. Таким образом тело человека по существу исключается из рассмотрения вопроса о природе этого состязания. Оно может рассматриваться исключительно, как элемент создающий разнообразнейшие помехи при решении собственно «шахматных» задач. В том числе и в условиях психологической борьбы личностей.

Продолжение тут:
http://www.proza.ru/2016/10/17/257

Выработка понятия «эркю» как шаг на пути понимания двух парадигм шахматного образования.