Преподаём шахматы. Сверяясь с Игорем Сухиным. 2

Алексей Ратушный
Продолжение.
Начало здесь: http://www.proza.ru/2016/09/25/1013

Напомню цитату из Игоря Сухина:

"6) урок – погружение в решение забавных и занимательных заданий;
7) урок без неуспевающих;
8) урок-мечту;
9) урок без проигравших;
10) урок здоровьесберегающий;
11) урок-радость."

Пункты 7 и 9 я бы рекомендовал рассматривать объединённо..
Ибо здесь речь идёт о построении внутренней рейтинг-системы.
Мы все в той или иной степени с нею знакомы.
Например в первом классе детям плохих оценок не ставят.
В наше время на тетрадке рисовали звёздочки, отмечавшие «успехи». Эти звёздочки на самом деле перекликались со звездочками на бортах наших истребителей, успешно сбивавших вражеские самолёты.
Успехом считался сбитый в бою самолет.
Три звездочки – три сбитых самолета.
Пять звездочек – пять сбитых самолетов… и так далее.
Так вот внутренняя система строится просто.
Число попыток сдать тот или иной «зачёт» не ограничено.
Сдал зачёт – получи «звездочку» или рейтинг плюс пять.
Двадцать успешных сдач – рейтинг уже сто.
Пятьдесят успешных сдач – рейтинг 250.
За успехи в некоторых тренингах можно получать и плюс двадцать и плюс пятьдесят. Таким образом каждый ребенок движется в своем рейтинге – кто быстрее, кто медленнее.
Но «неуспевающих» нет.
У всех рейтинг понемногу подрастает.
Система зачетов простая.
Поставил мат ладьёй и королём королю за 16 ходов три раза без ошибок – честно заработал пятак.
Одолел три техники матования короля двумя ладьями – добавил пятнадцать.
Умеешь зеркалить движения короля ферзем при постановке мата королем и ферзем – вот еще пятачок.
Прорываешься грамотно пешками в позиции «три на три с темпом» и еще пять баллов.
Матуешь конем и слоном? Это уверенные плюс пятьдесят!
Матуешь двумя слонами?
Десятка!
Знаешь схемы в дебюте за белых? Пять!
За черных – десять!
Мат Легаля наизусть? Верные пять!
Мат Кереса наизусть? Еще пятёрка!
Мат Энглунда наизусть? Еще пять!
Спёртый мат с жертвой ферзя усвоил? Плюс десять!
Знаешь планы при разносторонних рокировках? Плюс тридцать.
Любой плюс надо именно заработать.
Тренер будет провоцировать.
Тренер будет нарушать.
Тренер будет проверять – увидишь или нет?
Но уже заработанное – твоё!
Отдельная тема – проигрыши.
Умение держать удар при проигрыше – наиважнейшая составляющая подготовки.
Умение падать на льду – одно из важнейших умений фигуриста.
Умение проигрывать за доской – наиважнейшее для того, кто собирается играть в шахматы.
Искусство держать удар – самое сложное в боксе и в шахматах.
Поэтому создается скамеечка «штрафников» и мы учимся играть быстро-быстро и много-много, чтобы проигрыш становился самым заурядным событием, поводом к усилению.
За урок первоклассницы у меня менялись парами до двадцати раз. То есть каждая до двадцати раз и выигрывала и проигрывала!
И вот в этом смысле проигравших уже не было, а были вволю поигравшие.
На уровне малыша проигрыш должен превращаться в техническое событие свидетельствующее о допущенном промахе и не более того.
Плох тот волейболист, который ни разу не ошибался при подаче.
Плох баскетболист всегда попадавший в кольцо.
Но не попадание в кольцо еще не повод для трагедии и скандала.
Кто не играл в «классики» и не промахивался биткой?
Кто не окарывался ни разу и не наступал на линию, разделяющие квадратики?
Ошибка, проигрыш, новая партия, ошибка партнера, выигрыш.
Не зазнаваться при успехе и не биться в истерике при неудаче.
И в этом смысле «проигравших» нет и не должно быть.
Но опыт проигрывания – возможно самый ценный из опытов, ибо закаляет волю, тренирует дух, готовит личность к преодолению и себя самого и материала, и противостоящей воли.