Преподаём шахматы. Сверяясь с Игорем Сухиным

Алексей Ратушный
Игорь Сухин: (о семинаре в Ханты-Мансийске)

«Поэтому я не открыл Америки, объединив в своём курсе игру и театр. Ведь это очевидная вещь – каждое занятие должно стать для ученика уроком-переживанием, уроком-событием, уроком-тайной. И все десять дней я раскрывал слушателям особенности своего подхода к шахматным урокам в школе, детализируя следующий тезис – каждый урок должен быть одновременно представлять собой:
1) урок-сказку;
2) урок-театр;
3) урок-игру;
4) урок-смех;
5) урок-тайну;
6) урок – погружение в решение забавных и занимательных заданий;
7) урок без неуспевающих;
8) урок-мечту;
9) урок без проигравших;
10) урок здоровьесберегающий;
11) урок-радость.
Именно таким я вижу оптимальный урок в школе, и так сам пытаюсь преподавать последние двадцать лет. Только такие уроки не отнимут у ребёнка детство, а сделают его ярким и запоминающимся. Поэтому школа должна быть иной – наполненнной яркими красками, положительными переживаниями. Школа должна быть такой, чтобы время, проведённое в ней, ребёнку запоминалось больше, чем время, проведённое после школы. Чтобы и через 40 лет, человек помнил часы занятий лучше, чем послеурочные забавы.»

Разберём эти положения не торопясь на примере принципов, выработанных нами в Качканаре, во время внедрения Иваном Васильевичем Звягиным шахматного всеобуча в школе №6 и, в дальнейшем – в Урае,  в детском саду №10 «Снежинка», где наш прерванный было полёт успешно продолжился.

1.Сказка

В первые 2 минуты мы обязательно рассказываем детям именно Сказку.
Сказка – непременный элемент любого занятия.
Первая сказка: одна курочка торопится в свой домик, а хитрая Лисичка-обжора её игнорирует и просто кушает других курочек в обжорном ряду.
Вторая сказка: одня курочка торопится в свой домик, но как только она отрывается от других курочек Лисичка-обжора  нападает на бедняжку и безжалостно съедает её.
Третья сказка: Две курочки отправляются в опасное путешествие к своим домикам по схеме: «одна ножка вперёд, вторая – за ней», а Лисичка-обжора быстро расправляется с другими курочками и начинает мешать курочкам добраться до цели, атакуя сладенькую парочку сзади. И тогда одна курочка жертвует собой, а вторая прорывается к домику.
Четвёртая сказка: Всё как и в сюжете третьей сказки, но Лиситчка-обжора не берёт крайнюю курочку, а сначала атакует центр построения курочек и через центр быстро добирается до фланга, где курочки излишне активны. И только расправившись с активным флангом обращается к атаке фланга пассивного.
Пятая сказка: Машенька и Глашенька попеременно атакуют Фёдора Алексеевича «Я тебя вижу и я тебя съем!» Фёдор Алексеевич бесхитростно по прямой поднимается или спускается к крайней линии, где его девочки и ловят.
Шестая сказка: Машенька и Глашенька вновь попеременно атакуют Фёдора Алексеевича «Я тебя вижу и я тебя съем!», но теперь он хитрее и старается подкрасться к одной из красавиц и при случае съедает её.
И так далее.
В арсенале у нас несколько тысяч таких сказок.
Каждый раз это разные персонажи длинных «сериалов».

2.Театральное представление

Собственно все необходимые элементы небольшого кукольного театра у нас налицо. Более того: и сами дети активно включаются в роли «кукловодов», поскольку им такие игры имманентны.
Театрализованность происходящего осуществляется сразу на нескольких уровнях. Каждая сказка – это крошечный спектакль, пьеса со своей завязкой, конфликтом и развязкой.
Сам преподаватель играет различные роли, подчёркивая голосом, жестами характеры своих героев.
Дети также становятся авторами собственных спектаклей и показывают их друг другу.
Огромную роль мы придаём игре в «живые шахматы», когда ребенок сам становится фигурой на громадной доске.
Особо необходимо выделить танцевальные импровизации детей, как в костюмах, так и без специального наряжания.

3.Игра

Собственно каждый элемент занятия у нас – это комплекс микроигр.
Даже вход и выход из Шахматной Шкатулки – своеобразная микроигра.
Игра является основным содержанием учебно-воспитательного процесса. При этом в каждый момент времени ребёнок имеет возможность самоопределения в своей микроигре и в микроигре предложенной преподавателем или товарищами. О нашем понимании Игры уже говорилось не раз и не два. Особое состояние человека, сделавшего выбор и ожидающего результата своего выбора.

4.Смех, веселье, позитивное настроение, мягкий юмор, тонкая ирония.

Всё это присутствует в каждом занятии. При этом следует различать такие уровни, как:
самоирония,
игра самого преподавателя принимающего на себя ту или иную роль
вербальный уровень (тётя слон, тётя конь, дядя бегемотик)
уровень жестов (разнообразнейшие приёмы перемещения фигурок, вызывающие улыбку и смех учеников)
уровень поз (комические роли и характеры)
уровень мимики (забавные выражения глаз, губ, лица в целом)
уровень демонстрируемого материала (как легкий пример: конь и слон ставят королю в углу доски мат таким образом, что конь слегка приподнимается над доской и как бы «открывает» дорогу удару слона по королю, стоящему в углу доски (конь по диагонали от короля через одно поле бьет два поля по краям доски около короля; другой пример – две ладьи атакуют короля в центре доски, но складывание доски пополам приводит к картинке классического линейного мата ладьями)
уровень интонации преподавателя (при хорошо продуманной постановке эпизода)
конструкция некоторых заданий и примеров, сталкивающая противоположности. Например: огромная фигурка королевы и крошечная фигурка короля.
И так далее.
При этом категорически исключаются любые ситуации, в которых объектом насмешки или подрунивания становится сам обучаемый и воспитываемый ребёнок.

5.Тайна

Дидактический приём Интриги широко применяется на шахматных занятиях, как один из элементов, и как самостоятельная микроигра. Классическим можно считать случай загадывания цвета, которым партнёры достигают компромисса в начале игры. Чисто шахматный приём – «угадай, какую фигурку спрятал находчивый Геккельбери Финн» - когда в позиции не хватает короля (коня, слона, пешки и т.д.) На эту тему имеется богатейший материал.
Вариант для старших школьников – что здесь было стерто в записи партии?
Сам Игорь Сухин приводит игры типа «Угадай фигуру»  в том числе в черном мешочке «на ощупь».
Есть интересный класс задач на "ретро анализ", когда на доске лишний чёрный слон, лишняя белая пешка.
Интрига возникает каждый раз при недоговоренностях. Наконец любая нормальная шахматная позиция или задание содержат в себе интригу.

6. Погружение в забавные и занимательные задания

Честно говоря не знаю,  что такое «не забавное» и уж тем более «не занимательное» задание на шахматной доске.

Но об этом продолжим подробнее в следующий раз.

Продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2016/09/25/1749