Рождественские чтения в Коврове

Кенга
 Глава из романа - эпистола "Осенние листья"
                2002 год       
  Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2016/09/04/1939

   Галя - 04.01.02.   
Доброе утро, дорогой Давик, в чём я лично сомневаюсь, как говаривал
Иа-Иа. Примите мой исхолодавшийся привет, вчера в ночь уходила с температурой за бортом около 30 гр. мороза. Надеюсь, с вашим возвращением на некоторое потепление, чего и Вам желаю. Мне кажется, дорогой Давик, что я разучилась писать, так как последние дни пишу только мысленно. Да и то не Вам (что делала до сих пор с удовольствием), а самой себе.
 Я начала сбиваться в птичью стаю, у меня появилась живая, вернее -
полуживая ворона, так что Ворону привет от вороны и галки. Ваша Г.

        Давид - 04.01.02. 
Галочка, дорогая, на минуту добрался до компика, а от Вас давно ничего. Здоровы ли? судя по звонку Мухи - да. Вечером надеюсь угомониться. Сейчас еду в концерт. Целую. - Д.

        Давид - 05.01.02.   
Галочка, Вы плохо представляете эту мою неделю.
И все же - краткий отчет. Вчера, поездкой на концерт завершилась моя гуляльная неделя, но я был совершенно очумелый - до того  одурел от этих автобусов и машин. На диване не трясет и не качает, и нет бензина (в глазах плывет дорога все равно). Какая прелесть! Только и открыл на минуту сеть, чтобы поймать последнюю Вашу сердитую записку. Галочка, что с меня возьмешь! Черный ворон он и есть ворон!
Концерт был великолепен, с Темиркановым и с блестящим Бромфаном, со Стравинским, Рахманиновым и с незнакомым мне, но совершенно очаровательным Эльгаром, то есть все - высший класс! Мне даже не хотелось спать!
Пойдем задним ходом - накануне надо было подняться в шесть утра, я, правда, все равно проснулся еще раньше, спать в чужом месте очень неуютно. Дойти до автобуса - 5 героических минут: ветрище валит с ног и пронизывает насквозь все одежки, градусов 5-7, и моросит дождик, который сечет морду лица. Даже Ксеня замерзла в момент, хотя ей жарко всегда. А я еще над ней издевался: "Ну, зачем ты взяла теплую куртку, дурочка, такая теплынь!" а она смеялась и говорила "Ну папа!" Потом три автобуса и три часа дороги - после катаний последние три дня это была последняя капля, и хоть мы приехали не так уже поздно, но сил хватило только на то чтобы накормить - и оба валялись и дрыхли до вечера, а потом до утра. И я поклялся больше на автобусах не ездить, только пешком вокруг дома.
У сына мы были в результате очень мало - все съедает дорога - всего-то часов с 4 до спанья в 11. Детишки прелестные, все разные и все обаятельные, с разной степенью бандитскости. Старший - самый простодушный, просто душка, и улыбчивый, вторая - сурьезный философ, себе на уме, третий - откровенный разбойник и хватальщик, озорник и хулиган, и только младшая пока что спокойно гулькает в своем корытце и теребит погремушки, не обращая внимания на окружающий шумный мир. Но мордаху уже отъела порядочную! Прямо луна! В общем, если не обсуждать мировые проблемы и философию жизни, то все прекрасно и симпатично. Вот только жуть как далеко... И приходилось преодолевать желание пойти и завалиться спать до утра сразу же после приезда, чтобы избавиться от мутности и тошноты после дороги. Фу, какая гадость, эта дорога!
А еще раньше мы с комфортом ехали в Орот на Новый год - в поезде! Совсем другое дело. Посидели по-родственному, впятером, и даже против обыкновения не сразу после 12 спать побежали - сидели почти до двух, обсудили впятером все жизненные проблемы, достоинства стран и наций и будущее нашего грешного мира. Теперь девочки выросли - с ними говорить интересно.
Но зато назавтра, автобусом... но об этом уже было.
Ксеня завтра вечером  уедет к матери, чтобы наутро уже оттуда уехать с ней в аэропорт. И теперь – надолго, может быть, до лета. Увы.
Значит, у Вас стая? Но ворон отбился далеко на юг. А я вспомнил, что у меня в детстве на даче была пригретая хроменькая галка, которая не слезала у меня с плеча и если улетала в деревья поклевать жучков, то по первому моему зову мгновенно прилетала и садилась на меня. Я выкликал ее так: "Галя-Галя-у!-у!-у!" - особым таким гортанным звуком (откуда я это взял на вооружение - не помню), похожим на ее собственный крик. Потом она выздоровела совсем и осталась жить свободной, а я уехал в город. (Это еще до школы.) Вот такое было счастливое детство, спасибо товарищу Сталину...
Целую вас, надеюсь, мороз не разрушил Ваше гнездышко и его водно-отопительную систему. - Ваш Д.

          Галя - 06.01.02.  .
 Давид, далёкая птица, отбившаяся от стаи.
 Значит, буду коротать зиму с Вороной. Я, пожалев её, попыталась выпустить на волю, для чего открыла дверцу клетки. Она заковыляла по снегу, падая и беспомощно взмахивая крыльями. Пока я её отлавливала, чтобы водворить обратно, наслушалась таких оскорблений от её соотечественниц, что до сих пор неловко. Видимо, они правы, надо отвечать за тех, кого мы приручили. А Вы, хороший мальчик, тоже, значит, держали галочку. У меня, вернее, у нас, были и галки, и вороны и даже сорока. Возвращение в стаю - редкая удача, как правило, конец неблагоприятный. Я до сих пор не могу без боли вспоминать сороку, которая прожила у нас часть лета и стала просто членом семьи настолько, что ела вместе с нами за столом, а спала у меня на груди, словно котенок. Стоило мне прилечь на  террасе, как она, где бы ни находилась, летела ко мне и укладывалась, не забывая, однако, как только ей надо было сделать делишки, соскочить с меня и капнуть где-нибудь рядом.  Она меня ласкала, протягивая мои ресницы сквозь клюв, и я совсем не опасалась за глаза, так нежно она это делала. Когда я выходила в сад поработать, то она не отлучалась от меня ни на шаг. И однажды, то ли оступилась, то ли не заметила, как она оказалась у меня под ногой, и я  придавила, маленькую, доверчивую птичку. Что со мной было... До сих пор не могу себе простить.
Да, чувство вины, вероятно, способствует воспитанию души. Может, с того случая, я не могу быть равнодушной, по крайней мере к птицам...
Дочитала и перечитала вашу книгу. Я еще у Вас, сказала, что за первый
рассказ, следовало бы дать Вам самую престижную премию, и снова говорю, что это высокая литература. Не знаю, найду ли слова, чтобы выразить чувства, которые вызывает это произведение. Вы очень одаренный,  настоящий писатель. А в миниатюрах есть такие блестки!  Вы легко обращаетесь со словом, находите разные стили в каждом рассказе, хорошо видите людей, наблюдательны. Но самое главное - везде видны Вы.
Ох, трудно быть критиком! Хочется спросить: - Как же Вы туда залезли? Вы залезли и очень хорошо смотритесь, ей богу!
Не могу не сказать о вчерашнем визите в Большой, хотя все равно очень
завидую Вам, что Вы побывали на таком великолепном концерте с Темиркановым, вспоминаю наш день с Вивальди-Бахом и с вашими замечательными друзьями.
 "Сила судьбы" Верди, опера, которую поставили итальянцы, но
исполнители наши. Великолепный бас-профундо, баритон и тенор, а уж хор - выше всяких похвал. Люблю хор, да еще, если весь оркестр грянет, просто пробирает так, что хочется в этот момент расстаться с жизнью, потому что все равно лучше уже ничего не может быть. Но это заблуждение, которое рассеялось, когда мы вышли из театра. Падал снег, большая сказочная елка и... лошадь, обыкновенная лошадь, которая поставила передние копыта на площадку перед парадным подъездом и разрешала себя погладить всем желающим. Я дала лошади на овес, чем она, видимо, а уж я и подавно, осталась довольна.
 Я бы говорила с Вами и говорила, тем более, что накопилось много разных сообщений. Кажется, всё-таки, что я еще писать не отучилась, что – то всплывает из прежнего опыта. Ничего, распишусь... Представляю, как вы "зашились". Расшивайтесь. Я обнимаю Вас. Даже целую.  Ваша Галочка с Вороной.

         Галя - 07.01.02.       
По теле идет Рождественская служба, грешно ложиться спать в такую ночь.
 Вы, дорогой друг, надеюсь, отсыпаетесь.
Итак, у Вас закончился дружески-семейно-светский месяц. Есть предложение, отметить юбилей бокалом в определенный час. Слово за Вами, мы (с вороной) вольные птицы, пора-брат пора! Давно не сдвигали бокалы. Я бы выпила за Ваше творчество, чтобы получилось с театром, чтобы девочка приехала к Вам пораньше, до лета. А у меня, - чтобы выздоровела Ворона и оставила меня в покое. Кстати, я не сказала, что мне её в Новый Год принес, очень смущаясь, Виняр.  Я спросила: - Это что, подарок? - Да что вы, Г. С.  она лежала в снегу, уткнувшись в него носом, я не мог не взять. - Саша, не оправдывайтесь, если бы я её увидела, то поступила бы так же.
 Ох, как меня напугал сейчас ветер! Порывом захлопнуло форточку, с таким грохотом, что я вздрогнула. Погода меняется каждый день. То мороз, то оттепель,  а сейчас резко пошло вниз, говорят, что будет под 30. Спокойного Вам сна, дорогой Давик. Целую. Ваша Галочка.

     Давид - 07.01.02. 
Дорогая Галочка, у меня штиль после месяца бурной жизни. Особенно последняя неделя была суматошная. В доме тишина и пустота. Ксеня уехала и у меня какое-то подвешенное состояние. Дочка взрослеет, и наша дружба  углубляется, с ней по-настоящему как-то наполнено. Вообще-то, я ее  обожаю. С малолетства.
Ваш рассказ о бедной птичке просто ужасен! Представляю, каково Вам было! Я рассказал Ксене, она тоже прониклась. Но вот хорошими словами о книге Вы меня очень порадовали - горжусь, что от Вас услышал такие лестные оценки. Да вот если бы Вашими устами... издателей покорять! Добрый Вы человек. И все же, честно говоря, поддержали. Может быть, я даже все же решусь вернуться к своей заброшенной горемычной писанине.
Сейчас рассказали по теле про Ваши морозы! Ужас! Я беспокоюсь за трубы. Стихия свирепствует повсюду. Даже у нас - пока террор притих, проснулась погода. Вам повезло! Да и Ксене более или менее. Но со вчерашнего дня беспрерывно вторые сутки льет густой дождь с градом и снегом, трава покрылась белым даже у нас, а в Иерусалиме вообще все завалено снегом! И ветер ураганный, на Дизенгофе (куда мы так и не выбрались) повалило деревья, везде наводнения и заторы. И гроза такая - ух! Дом дрожит. В комнате второй день холод собачий (на дворе 6-11 градусов!) как ни топи - ведь приходится выключать - шумит и душит.
Вот, нажаловался по полной программе.
В делах полный застой. Звонил в Ульяновск - но главреж мой снова в Москве, в больнице. И связаться с ним пока никак невозможно.
Ксеня хотела увезти Вашу фотографию с собой в Питер - до того она ей понравилась. Все говорит: Ну как она угадала? Вишня - это же символ чувственности и девственности. Смотри, как с них капли сочатся!
Володя приехал, но больной, и мы еще не виделись. Он был на Галапагосах. Снимал гигантских черепах. Одну мне прислал (не черепаху, только фотку).
Мы с Ксенькой посмотрели неплохой фильм "Иствудские ведьмы" по Апдайку, актеры великолепны. Вы не посмотрели? Я его записал.
Иду гнить дальше. Немножко все-таки поработал. Завтра втянусь и запрягусь! Целую Вас, хорошая Галочка, добрая душа, светлый человек. Спокойной ночи и крепких труб. Завтра обещаю потепление. Ненадолго. -  Ваш Д.

            Галя - 08.01.02.      Завтра исчезну. 
Милый Давик, у меня такое чувство, что Вам сейчас не до меня, хотя,
уверена, если я не стану писать регулярно, образуется необратимая пустота, и вернуть прежнее доверие будет невозможно. Мне было бы очень жаль... Была литература - останется жизнь. Как не подумать вновь о Сократе, мысли которого (если это его, а не наши с вами) о пагубности сбывшихся желаний.
Однако он (а может - опять это мы) не правы. Есть нечто похуже -
несбывшиеся. Помните, мы шутили и веселились, можно ли снова желать и выполнять, опять желать, и так далее. Да, это возможно, если вся жизнь впереди. А так как её никто не измерял (и, слава богу!), то - вперед! Не оглядываясь и, по возможности, исполняя свои желания и даже прихоти, чтобы возникали новые. Несмотря на крутой нрав погоды, я исчезну на пару  - тройку дней, вам не надо обо мне заботиться и тратить время.
Обнимаю. Ваша Галочка.

        Давид - 09.01.02.       Ле хаим.
Дорогая Галочка-Гуляка! Правильно делаете - театры, буфеты, бокалы! Что ж, чокнемся - только вот когда? Ведь месячина уже прошла, придется выпить просто так. Назначьте время - и я подниму рюмашку и с удовольствием присоединюсь.
У вас там свирепствует мороз, а у нас снежные завалы. Наверное, вам рассказали об этом, редкое явление. И конца стихии не видно - такая вот зима. Меня в Финляндию приглашали, но страшно даже подумать, что могу ступить на настоящий снег и высунуть нос на мороз. Нет уж, мне и этой зимы хватает с лихвой.
А Вы всегда возвращаетесь из Москвы - даже поздно - домой в имение? В Москве никогда не ночуете? Неуютно - непривычно? Но Вы молодец - меня бы это угнетало, каждый раз возвращаться так далеко! Но известно, что я давно стал неисправимый лентяй. Разочек я еще могу слетать в Москву и обратно (или в Питер на один день, как в позапрошлом году) - но чтоб каждый день! Вы героиня!
Все я шучу, а в общем-то уж и ночь скоро в разгаре. Время жаворонка пришло. Совы просыпаются - жаворонки под травинку прячутся, вздремнуть.
 Вашу записку последнюю получил, но с Вашего разрешения, игнорирую ее. Ну, вооще!..
Целую Вас, далекая-далекая, северная-северная. А я тут на юге тоже замерзаю. 12 днем! извините! Мы так не договаривались! А ночью 6 - это уже сверх всякого! И льет и льет, до чего же уныло! Обнимаю. - Ваш Д.

          Давид - 10.01.02.    Доброе утро, беглянка.
Дорогая Галочка, сегодня я обещал себе войти в норму и перестать маяться. Проснулся вовремя, открыл калитку в наш "сад", понюхал свежего воздуха, выпил кофе, не обжираясь (у меня от маяты иногда начинается какой-то дикий жор, вот уже два дня - беспрерывно что-то жевал, зато не прочитал ни одной строчки), и уселся за компьютер. И начал с письма Вам, что означает - маята прошла и я в норме. Теперь можно и признаться - потому что во время самой маяты признаваться в ней не хочется (и без того это отражается на всем, что я говорю и пишу). Теперь же мне хочется болтать и читать.
Сегодня я Вам пошлю фотку, которая более или менее. Но Вы там на фоне моего смешного иконостаса - очень забавно. Вы можете говорить, что это Вы посещали фотовыставку одного фотографа-любителя, где он выставил родословную одной российско-еврейской семейки.
Ксеня уезжала без особой охоты и даже не скрывала - ой, говорит, завтра в школу! (с тоской). Признается, что ей там надоело, и хотя куча друзей, скучает по Израилю и по здешним друзьям. Она обречена с малого возраста на мою раздвоенность - теперь и у нее ЛЮДИ и там и здесь. И хотя она признается, что тамошние у нее как-то даже ближе, но и без здешних (с 5 класса!) она уже не может. Это две разные стороны ее ментальности.
Прошу прощения, что я завалил Вас Ксеней, но это наверное самое-самое, что у меня сейчас есть.
Наш милый Володя вернулся весь больной и даже толком не знает, что это за вирус. Он уже объездил почти все дыры нашего шарика и скоро не будет знать - куда же поехать пощелкать своей камерой?
А я  жду, что меня посетят  «мои» домоседы, надо же проверить, что меня здесь не съели муравьи. Мы вместе будем уничтожать икру, которую мне тайно подбросила одна милая гостья из северной рыбной столицы. Я говорю израильтянам, что красная рыба плавает свободно в Москва-реке и икру оттуда черпают большим ковшом - открытым способом, так сказать. Пусть завидуют. Не только же там 30-градусные морозы! (я все равно беспокоюсь о ваших водопроводных трубах - ведь в такие морозы во многих домах Москвы замерзает все к чертям!) Но вся надежда на Вашу сноровку и везение. Тьфу-тьфу, не сглазить...
А сейчас - за работу, товарищи!  Целую. Обнимаю. И жду, когда же Вы вернетесь из своего таинственного трехдневного "исчезновения" и чего-нибудь напишете бедному арестанту, замерзающему в тропиках. - Д.

         Давид - 11.01.02.             
Дорогая Галочка, Вы продолжаете таинственно "исчезать" как обещали, на два пока что дня. Значит, надо ждать еще один день.
А я вчера почти не выходил, но окончательно "выздоровел" от своей "маяты". Хоть телефон молчал целый день как убитый, зато вечером позвонила Ксенька - просто так. Поболтать малость. У нее через две недели экзамены - прямо как в институте, зимний семестр! Стонет, что надо будет серьезно готовиться, но, по-моему, в душе довольна таким серьезным в школе стилем.
У Вас оттепель, почти ноль - это значит почти как у нас, но у нас это называется "холоднее, чем обычно в это время года". Правда сегодня с утра небо очистилось и сияет солнце, давно уже не видел, даже как-то на душе стало тоже солнечней.
Я иногда вдруг - минутами - вижу себя со стороны как муравьишку в маленькой комнатке на большом шарике, изолированной и удаленной почему-то... от чего вот только - от всего, что было привычным и обычным всю жизнь, как будто бы я вчера только вдруг проснулся в совершенно другой точке планеты, - и тогда ощущаю это очень странным. Но это минутное какое-то мистическое ощущение, а когда начинаю размышлять и анализировать, то все равно получается, что только здесь и могу относительно безмятежно существовать. Относительно той же самой России, в которой всегда мое пребывание сопровождается внутренним беспокойством и дискомфортом. Не знаю, почему вдруг написал Вам об этом...
Мой главреж м.б. вернется домой в Ульяновск после 15 янв и тогда мне удастся с ним связаться - выяснить состояние моих аферных дел.
А пока что будем ползти дальше в неизвестность. Целую Вас, желаю хорошего настроения без... Одним словом - без. - Ваш Черный В.

           Галя - 12.01.02.     Вернулась домой.
Милый друг, Вы мне желаете хорошего настроения " БЕЗ", и напрочь
игнорируете все осмысленное, что я могу иногда произнести. Вам же хуже.
Слушаю и повинуюсь. Отныне буду пай - девочкой и навсегда распрощаюсь с К.Д.  А вы забудьте, что бывали М.М, что... Ну, да ладно, забыть, так забыть.
   Если Вам интересно, где я была эти дни, то так и быть расскажу, хотя могли бы и запомнить. Помните, меня пригласили на Рождественские чтения в мой родной Ковров в Дворянском Собрании (на самом деле Земство). Что за чудо это здание. Ведь это в нем моя бабушка нашла своего настоящего суженого, о чем я там и читала.
   Мой выход был первым. В зале, помимо посторонних слушателей, собралась небольшая толпа моих родственников и знакомых ("в жизни не видел более бессмысленной толпы животных и все не на своих местах»,  из Винни-Пуха), некоторых из которых, увидела впервые.  Меня расспрашивали, а мне только это и подавайте. Стоит затронуть тему "моего ковровского дома" как меня уже трудно остановить. Потом подходили и говорили, что у меня было самое интересное выступление. В перерыве пошла навестить дом, снимала его.
Во второй части меня вызвали из зала – это пришли репортеры местной газеты с просьбой почтить визитом их редакцию. К этому времени мне наскучили речи очередных выступающих, напичканные  арифметикой и статистикой, и  с радостью с ними сбежала.
   Репортеров совершенно заворожил коктейль из моих фамилий – настоящей и замешанной на "урожденной" (да не одной, а по отцу и по матери). Оказывается, главный редактор серьезно занимается нашей «фамилией», пишет труды по истории города и заполняет родословное древо семьи Треумовых, корни которых идут чуть ли не к Рюрикам. Но на этом дело о родстве не закончилось. Он спросил меня про фамилию по папе, и узнав, что я Романова, так и подскочил. Оказалось, он тоже мой родственник по отцу. Мой клан за этот визит  в Ковров так разбух, что не знаю, как я теперь с этой симпатичной толпой родственников смогу общаться, чтобы никого не обидеть невниманием.
  Вечером меня доставили  в Земство, где  как раз заканчивали первый день чтения, концертом в одной из зал. Ёлка, старинные канделябры со  свечами, полумрак - полусвет:  дивная хозяйка салона, в чем-то полу старинном, утонченным. Трио девиц,  подстать хозяйке, исполнявших приятную музыку. (Рояль, скрипка, виолончель). Чтение стихов Цветаевой и  местных поэтов. Светский раут... Девы закончили концерт чарующим вальсом композитора Дога,  настолько трогательным, что я почувствовала на секунду себя очень несчастной и чуть-чуть заплакала, совсем немножко, тем более, что начался ужин с шампанским и, с одной стороны почти что адмиралом (три больших звезды на погонах) - нет, все таки полковником, но у него так горели звезды и пуговицы, и он такой видный, что вполне сходил за адмирала, а с другой, архитектором из  нашего Королева, который так полюбил Ковров и эту обстановку, что ездит туда регулярно за "воздухом и атмосферой". Выступая об архитектуре Коврова,  он сказал: - В нашем городе... -  И все ему зааплодировали. А хозяйка салона подошла ко мне и сказала, что я "уд кр ж", и  все сотрудницы музея тоже так считают. Если бы так сказал мужчина, то я могла бы счесть это  пошлым комплиментом, который, несомненно, приятен, но можно не обращать внимания, но когда говорит женщина женщине - то  Это Истинная Правда, и эти слова помогли вернуть мне частичку потерянной в прошлом месяце уверенности в себе. Завтра  обещаю написать Вам много чего еще, если не раздумаю. А пока скажу, что я всегда возвращаюсь домой, мой дом только здесь. Я ни раза не ночевала в Московской квартире и ни у кого другого. Исключение Вам известно Я как лошадь, которая бежит в свое стойло.
 Снимки получила, очень славные. Спасибо. Все у Вас наладится. Главное отдохните от прошедшей суеты. А для меня ковровская суета, как лекарство. Когда я уезжала, не получив дружеского благословения, то примерно четверть дороги думала об этом, нет все-таки не четверть, а примерно три шестнадцатых, думала о дружеской черствости, но вот вернулась, настолько наполненная впечатлениями, что переступив порог,  от моей энергетики сразу же вышибло пробки! Представляете, две пробки сразу!  И, думаете, кинулась к компьютеру? Нет, даже не поглядела в его сторону, примерно целый час. Вот это лечение! Пойду на поправку. Выпить бокал можно под старый новый год. Подойдет?
 Сегодня, как никогда прежде, далекая-далекая, северная-северная.

               
            Читать след главу http://www.proza.ru/2016/09/23/1349