Ты моя мама? Глава 8. Вопросы

Вера Демидова
       Новое утро и новые вопросы. Поднимая голову с подушки, смотрится в спинку полированной кровати и говорит:

       – Плохие волосики. Плохие.

       Пытаюсь переубедить, хвалю. Долгие годы на это потребуются. Ну откуда у ребёнка такие убеждения в три года? Рыжий. Сколько слёз и страданий из-за этого будет.
 
       Надо собираться. Сегодня едем с друзьями жарить шашлыки на природе. Вот так, в непринуждённой обстановке, решили всех познакомить с нашим сокровищем.
 
       Одна беда – ну как мне научиться понимать, что он говорит? Половину звуков не выговаривает, воздух идёт в щёку, одно шипение. Опять спросил что-то, а я понять не могу. Прошу повторить. Саша так старательно повторяет, да понять невозможно. Одно шу-шу-шу... Сажусь перед ним на корточки, прошу ещё раз сказать. Опять безуспешно... Пытаюсь угадать вопрос, переспрашиваю. Вздохнул глубоко, смотрит печальными глазами и молчит. Что делать? Хоть плачь. Да не поможет это.

       И взгляд его выдержать не так просто. На меня смотрят глаза старичка семидесятилетнего, повидавшего много на своём веку. А я – просто девочка неопытная перед ним. Вот так. Вздохнёт обречённо и замолчит. Я чувствую себя ужасно. Понимаю, что ребёнок сказать что-то хочет, и не могу понять, что?
Полное бессилие. А тут ещё люди. Что люди? Родственница вчера спросила:

       – А он нормальный? Почему говорить не может?

       Ну неужели не понятно, что не было возможности научиться? В семье столько взрослых за одним ребёнком ухаживают, все говорят с ним, столько внимания уделяют. Ну не может персонал детского дома столько внимания каждому дать, какие бы замечательные люди там не работали. Помочь ему надо, а не ярлыки вешать.
 
       Ладно, рассказываю, что нас ждёт, куда поедем и зачем. Все радостно участвуем в сборах на природу. Машина укомплектована, едем!

       Друзья уже прибыли к назначенному месту. Готовят «скатерть-самобранку», дровишки собирают. Впервые в жизни Саша на природе! Сейчас костёр разведём, шашлык жарить будем.
 
       Костёр развели, а Сашенька наш в слёзы! Вот так! Хотели порадовать, а теперь не можем успокоить. Оказывается, дыма испугался. Не видел такого ни разу. Ну как можно угадать, на что и как он отреагирует?  Всё объяснили, страх прошёл, и настроение нормализовалось.
 
       Погода сказочная просто стоит, деревья восхищают осенним обилием листвы разного цвета. Солнечно и безветренно. Настоящее бабье лето.

       Шашлык удался на славу. Отобедав, сидим на травке, непринуждённый разговор... Бежит время. Вечереет. Одеть надо ребёнка, чтоб не простыл. Он сам прекрасно это делает. Сандалики сел застегнуть. Все хвалят, удивляются. И голоса раздаются:

       – А мы своих детей до школы одевали и обували. Марина, да застегни ему, помоги!
 
       Неудобно как-то. С одной стороны, сам может уже, зачем же ребёнка делать менее способным? С другой стороны, хочется помочь, чтоб легче ему было. Да и осудить могут, не родной – вот и не жалеет ребёнка.  Иду на «поводу» – предлагаю помощь, обуваю его.
 
       Через пару дней он уже не захочет сам одеваться и вообще, на протяжении нескольких лет, Саша не будет желать расти и взрослеть. Он даже заплачет в день своего рождения, когда ему исполнялось восемь лет. Вечером, после гостей и праздника, он будет горько плакать и рассказывать, что не хочет быть большим, ему так хорошо быть маленьким, когда мама всё делает и заботится. А если он вырастет, мама старенькая станет и может умереть.
 
       На протяжении нескольких лет после этих слёз тема оставалась актуальной. При любой возможности я старалась подчеркнуть, что у меня хорошее здоровье и нам ничего не грозит.

       Ещё одно важное событие – мы фотографируемся семьёй. Впервые втроём! И тут осознаю, что это первая фотография в жизни Саши! Ну почему не сделали в детдоме снимков? Три с половиной года – и ни одной фотографии! Никто, и он сам, уже никогда не узнает, каким он был маленьким. До слёз обидно. Не много нужно ведь, раз в год сделать по одной фотографии и положить в личные дела. Хоть что-то было бы на память о детстве. Одна фотография в год, нейтрально, на фоне парка, например.
 
       На следующий день мы с мужем едем в магазин и покупаем хороший фотоаппарат и красивый детский альбом. Отныне у тебя будет много-много фотографий, сынок! На память. И деткам своим показать сможешь, какой ты маленький был. История твоего детства.

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/09/02/1309