Ч. 7 Первый и самый удачный десант

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/25/1491

Первые десантники достигли суши и ворвались в окопы. Корабельная артиллерия перенесла огонь дальше по команде корректировочных постов. А вот как вспоминал это сам Сергей Георгиевич Горшков:

«Противник застигнут врасплох. Он не успел привести в действие свою огневую систему береговой обороны. Идёт рукопашный бой. И хотя плавсредства без устали снуют между кораблями и берегом, их мало!

Командир полка К.М.Корень умоляет меня ускорить  переброску людей. Но что я могу сделать?».

Посадка десанта затруднялась ещё и потому, что велась артиллерийская стрельба и десантники ослеплялись вспышками выстрелов. Критики С.Г. Горшкова упрекают его в том, что он рано открыл огонь из орудий, противник опомнился и начал обстреливать баркасы и шлюпки из миномётов.

Спустя десятки лет, сидя за письменным столом и попивая чай или кофе, можно, конечно, искать и находить ошибки в действиях командиров.

Сам же, не занимаюсь этим по двум причинам: во-первых, потому что не обладаю соответствующими командными знаниями и опытом, всю службу работал только с техникой и чертежами.

Во-вторых, вижу свою задачу в том, чтобы показать читателям и читательницам, в том числе и не имеющим военного образования, как всё происходило. А как должно быть, этому учат в академии Генерального штаба.

Почему важно было делать всё в точно назначенное время? Потому что действия десанта увязывались по времени с атаками 157-й и 421-й стрелковых дивизий и высадкой в румынском тылу диверсионной группы из 23 парашютистов, которых набрали из команды аэродромного обслуживания.

Вернёмся снова к воспоминаниям С.Г. Горшкова: «Вдруг  в отсветах орудийных выстрелов показываются какие-то корабли. Сигнальщик восторженно  подсчитывает: 10 малых охотников, буксир, 12 «каэмок» (так краснофлотцы окрестили разъездные катера КМ). Их ведёт канонерская лодка «Красная Грузия». Целая армада!

Вдруг она рассыпается, и маленькие кораблики направляются к крейсерам, эсминцам, не медля, принимают оставшихся десантников и переправляют их на берег. Это была уже последняя волна. Высадка закончена. Начинается не менее ответственный этап – огневое обеспечение продвижения десантников вглубь расположения противника».

Капитан Корень (командир полка десантников) поблагодарил с берега за успешную высадку и огневую поддержку. В это время к крейсеру подошел торпедный катер, на борту которого находился контр-адмирал Владимирский. Его  рука и грудь в бинтах. Можно понять чувства адмирала, который прибыл, когда всё, практически, окончилось.

Командующий флотом радиограммой приказал крейсерам вернуться в Севастополь. Он не хотел рисковать большими кораблями, потому что на рассвете начнёт действовать вражеская авиация. Для артиллерийской поддержки десанта остались только эсминцы.

В жестоком бою десантники вместе с частями стрелковой дивизии отбросили противника на восемь-десять километров. Теперь его батареи не могли обстреливать Одесский порт. Потери противника составили около двух тысяч убитых солдат и офицеров.

Достоверных сведений о наших потерях я нигде не обнаружил. Первая группа десанта добиралась до берега примерно полчаса. Баркасы натыкались на мели, десантники спрыгивали в воду и вручную тащили баркасы к берегу, либо несли на себе станковые пулемёты и другое тяжёлое вооружение.

Вместе с первой группой десантников высаживались и корректировочные посты с кораблей, чтобы корректировать огонь своей артиллерии. Благодаря корректировщикам, удалось подавить огонь пристрелявшихся к баркасам вражеских миномётных расчётов. Но ряды десантников уже заметно поредели. По непроверенным данным потери десанта составили 332 человека.

Вот к чему привело опоздание прибытия канонерской лодки и катеров-охотников. Диверсионный десант из 23 человек, сброшенный возле деревни Шицли, потерял девять человек убитыми, двух тяжелоранеными.

 Трудно сказать, насколько он был эффективен, потому что, кроме рассказов самих десантников, иных документальных подтверждений нет. Моряки тогда ещё только учились воевать.

Штаб флота не выделил авиационного прикрытия эсминцам, и когда рассвело, их атаковали немецкие пикирующие бомбардировщики. Все эсминцы получили серьёзные повреждения, на них было много раненых осколками. Впоследствии эти эсминцы не могли даже участвовать в эвакуации Одессы.

В целом, десант в Григорьевке считается очень успешным. Все поставленные перед ним задачи были выполнены.

Оборона Одессы отвлекла на себя большие силы противника. Экипажи кораблей Черноморского флота показали отличную выучку и мужество во время обороны города. По врагу было израсходовано около 11 тысяч снарядов.

Но к концу обороны Одессы советский гражданский флот потерял около четверти тоннажа, имевшегося в Чёрном море к началу войны. Были потоплены 46 транспортных судов, причём, из них, только 12 судов потопила авиация противника. Несколько транспортов потопила береговая артиллерия немцев и румын.

Остальные погибли  на собственных минных заграждениях и по навигационным причинам.

Из Италии и Греции фашисты перебросили 10-й авиакорпус люфтваффе. Его пилоты и потопили канонерскую лодку «Красная Армения» и эсминец «Фрунзе».

Но больше за всю войну им не удалось потопить, ни одного корабля эскадры Черноморского флота, несмотря на то, что советские корабли действовали в открытом море без авиационного прикрытия.

Однако общая обстановка складывалась неблагополучно. Фашистские войска находились уже далеко на востоке, продвигались   вдоль побережья Азовского моря.               

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/27/1065