Ч. 6 Не всё на войне по плану

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/24/2076

Обстановка в Одессе сложилась крайне тяжёлая. Город постоянно обстреливали и бомбили. Городскую водопроводную станцию захватил противник. Срочно вырыли 58 колодцев. Вода в них быстро иссякала,  поэтому она жёстко нормировалась. Продуктов питания не хватало.

И всё же, люди держались, несмотря на огромные потери. Особенно большие потери несла морская пехота, сформированная из моряков, снятых с кораблей. Они не были обучены воевать на суше, их форма выделялась на местности, в результате потери личного состава достигали 80 процентов.

Не меньшие потери понесло и народное ополчение в количестве 55 тысяч человек, в которое мобилизовали мужское население города. Потери в кадровых сухопутных частях составляли до 40 процентов.

Сухопутные войска пополнили 30 тысяч человек из числа мобилизованного населения  города. Но понятно, что это были совершенно необученные люди, они погибали в первую очередь.

17 и 18 сентября 1941 года в Одессу на транспортах, крейсере «Червона Украина» и на эсминцах доставили из Новороссийска 157-ю стрелковую дивизию. Затем на кораблях прибыли ещё 25 маршевых батальонов. Каждый батальон насчитывал примерно тысячу наспех обученных, плохо вооружённых и плохо экипированных бойцов.

Большое значение имела доставка в Одессу 48-го отдельного дивизиона реактивных миномётов. Его привезли из Подмосковья в Новороссийск, а оттуда в Одессу на транспорте «Чапаев» под охраной эсминца и четырёх сторожевых кораблей.

Выгружали технику в обстановке глубокой секретности. Реактивные установки разместили на территории санатория «Отрада». Первое же боевое применение «катюш» навело панику на румынские части, подвергнутые обстрелу. Немцы реагировали более спокойно, пытались захватить  установки, но безрезультатно.

«Катюши» успешно применялись при обороне Одессы, а когда израсходовали все боеприпасы, дивизион эвакуировали в Крым.

Прибытие подкрепления, конечно, помогло, но не настолько, чтобы придать устойчивость всей обороне. С этой целью командование решило высадить десант в районе села Григорьевка. Это был первый морской десант в истории Великой Отечественной войны.

Общее руководство операцией возложили на командующего эскадрой контр-адмирала Льва Анатольевича Владимирского. План высадки разрабатывался в Севастополе.

В шесть часов утра 21 сентября командующий на эсминце «Фрунзе» направился в Одессу, чтобы доставить туда план высадки десанта и согласовать с командиром отряда высадочных судов вопросы взаимодействия с главными силами.

В 14 часов в районе Тендровской косы ему доложили, что видят полузатопленную горящую канонерскую лодку «Красная Армения», на корабле никого не видно.

Владимирский приказал подойти для спасения плававших в воде людей. С эсминца спустили шлюпку, стали поднимать из воды людей. Среди из них оказался комиссар канонерской лодки, о командире ничего не известно.

Оказалось, что канонерку атаковали самолёты. Рядом находился буксир «ОП-8». Контр-адмирал приказал капитану буксира подойти к канонерской лодке,  организовать тушение пожара и спасение людей.

В это время началась новая атака немецких пикирующих бомбардировщиков. Зенитное вооружение эсминца было крайне слабое, устарелое. Самолёты шли на малой высоте. Немецкие лётчики не промахнулись, попали в корабль двумя бомбами.

Получили ранения все находившиеся на ходовом мостике, в том числе исполняющий обязанности командира корабля капитан 3 ранга Василий Николаевич Ерошенко и контр-адмирал Владимирский. Заместитель начальника штаба Одесского оборонительного района капитан 1 ранга С.И Иванов, у которого находились все плановые документы, был убит.

Эсминец стал тонуть. Покидать корабль было не на чем, шлюпки иссечены осколками, Владимирский приказал вынести на палубу все койки и расшнуровать пробковые матрасы. Адмирал принял на себя командование кораблём, поскольку Ерошенко был ранен тяжелее.

Рулевое отделение оказалось разбито, поэтому маневрировали по командам контр-адмирала машинами. Владимирский вёл эсминец к мели, чтобы потом легче было его поднять.

Крен достиг 45 градусов, вода продолжала поступать.  Корабль сел на мель в 90 кабельтовых от маяка. Людей, и в первую очередь раненых, приняли на буксир «ОП-8». Раненые Владимирский и Ерошенко сошли с эсминца последними. Но последовало продолжение немецких атак.

Вернувшиеся  самолёты атаковали перегруженный людьми буксир. В него попала бомба, угодившая в машинное отделение. К счастью, глубина была небольшая, буксир лёг на борт, а часть корпуса оказалась над водой. На ней оставались раненые, в том числе Владимирский и Ерошенко.

Кто мог плавать, поплыли к берегу. Минут через 20 к буксиру подошёл торпедный катер, на котором переправили на берег всех выживших. Владимирский на этом катере пошёл в Одессу.

Между тем, когда о случившемся узнали в штабе флота, то ничего отменять не стали. По приказу командующего флотом, переданному по радио, командование операцией принял командир высадки капитан 1 ранга Сергей Георгиевич Горшков.

На борт крейсера «Красный Кавказ» в Казачьей бухте приняли 696 десантников и 9 миномётов, а на крейсер «Красный Крым» - 1109 человек с оружием и боеприпасами, два корректировочных поста и 5 дополнительных баркасов. Не обошлось без трагической случайности.

При построении в кормовом кубрике десантников  на крейсере «Красный Кавказ»  из-за неосторожного обращения взорвалась граната, погибли, и ранило 15 бойцов.

Оба крейсера в сопровождении эсминцев «Безупречный», «Бойкий» и «Беспощадный» легли на  курс в Одессу. На погоду повезло, волнение моря не превышало 2 балла. Вечером в 19 часов отряд атаковали немецкие бомбардировщики, но встретили сильный заградительный зенитный огонь. Атака авиации оказалась безрезультатной.

Рандеву с канонерской лодкой «Красная Грузия» назначили в полночь. Канонерка  должна была доставить подразделения для первого броска, гидрографическую партию и плавсредства для доставки десанта на берег.

Но в точке встречи не оказалось, ни канонерской лодки, ни десяти малых охотников, ни буксира «Алупка» с 12 катерами и 10 баркасами. Однако Сергей Георгиевич Горшков учёл такую крайнюю вероятность и ещё в Севастополе приказал оснастить и оборудовать соответствующим образом баркасы, а так же определить нормы посадки людей в баркасы и очерёдность подхода к трапам.

Капитан 1 ранга, невзирая  на отсутствие запланированных штабом средств высадки взял на себя огромную ответственность и отдал приказ начать высадку десанта. Как только первые баркасы и шлюпки отвалили от кораблей, последовал его новый приказ открыть огонь по берегу из всех орудий.

Баркасы и корабельные разъездные катера превратились в буксиры, которые тащили за собой вереницы шлюпок, заполненных людьми.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/26/1156