Концепция личностной ориентации. Шпрангер, Бюлер

Лекторий
Концепция персонологической (личностной) ориентации (Шпрангер, Ш.Бюллер)является антиподом биогенетической теории. Согласно этой концепции внутренний мир индивида несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам.  Эта ориентация выражена в немецкой «понимающей психологии» 1920-1930 годов.

         Крупнейшим представителем этого направления является немецкий философ, педагог и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963). В своей книге психология юношеского возраста» (1924) он сформулировал главную задачу психологии как «познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей».

          Юношеский возраст, по Э.Шпрангеру,  в отличии от биогенетической концепции, - стадия духовного развития, хотя оно и связао с комплексом психофизиологических процессов. Он определяет его временные рамки: у девочек с 13 до 19 лет, а у мальчиков до 22 лет. В это время, по Шпрангеру, открывается внутреннее «Я», происходит развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств. От открытия «Я» процесс развивается во вне: появляется жизненный план и начинается практическое врастание в различные сферы жизни, постепенное включение в разные сферы жизнедеятельности.

           В этом процессе юность делится на две фазы, в которых обозначаются присущие каждой главные проблемы:
- 14-17 лет – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;
- 17-21 лет – на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и т.д.

           В целом, огромной заслугой Шпрангера является то, что именно он положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентаций. Его концепция играет большую роль в деле педагогического воспитания нравственности, становления мировоззрения подрастающего поколения.

       
          ШАРЛОТТА БЮЛЕР (1893-1982) развила и конкретизировала теорию Шпрангера. В Венском психологическом институте она разрабатывала проблемы изучения развития человека на протяжении всей его жизни и написала книгу «Течение человеческой жизни как психологическая проблема».

          Особое внимание Ш.Бюлер уделяла разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадали ни по срокам, ни по содержанию. В этой связи она выделяет 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную.
         
            Негативная фаза характеризуется беспокойством, тревогой, раздражительностью. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта и снижения работоспособности. У девочек пик негативности продолжается от 2 до 9 месяцев и обычно заканчивается с началом менструаций, в среднем негативная фаза развития падает у них на 11-13 ЛЕТ. У мальчиков предел возрастных колебаний гораздо больше и негативная фаза развития падает у них на 14-16 лет.

            Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.

             В своей книге Бюлер выделяет три аспекта изучения цикла человека – биологобиографический; историю переживаний и изменений внутреннего мира; историю творчества, как объективации сознания. В познании внутреннего мира личности Бюлер придает решающее значение биографическому методу, особенно изучению дневников.

              Персоналистическая ориентация в психологии юношеского возраста явилась существенным противовесом натуралистическим концепциям. Основными же недостатками ее, на мой взгляд, можно считать: увлечение субъективными источниками; стремление вывести развитие личности из глубин ее собственной мотивации; в) недооценка социально-классовых различий.


              Таким образом, эволюцию многоплановой жизни человека Бюлер рассматривала изолированно от преобразований в обществе и конкретных исторических условий, а также ученая не раскрывала в своем анализе соотношений между фазами разных направлений развития человека.


_______________


Далее: "Теории. Левин, Пиаже". http://www.proza.ru/2016/08/25/457