Теории. Левин, Пиаже

Лекторий
                В социально-психологических теориях юность рассматривается как социально-психологическое явление, когда психическое развитие личности связывается с изменениями ее социального положения.*

                Представитель гештальпсихологии Курт Левин(1890-1947), исследуя юношескую психологию в связи с особенностями социального статуса, проводил взаимосвязь человеческого поведения и общества, социальной среды. Он исходил из того, что человеческого поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Семья, школа это общественные институты, которые не существуют отдельно от взаимодействующих с ними индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.

                Поведению подростка(юноши) определяется прежде всего МАРГИНАЛЬНОСТЬЮ (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к одному, ни к другому.  Напряженность и конфликтность возрастают с обострением все углубляющихся различий между миром детства и миром взрослости. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Специфичность его социальной ориентации проявляется в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

                Существенным достоинством и огромным шагом вперед в данной концепции является проблема взаимосвязи психического развития личности и изменений в ее социальном окружении.

                В то же время общественные доминанты Левин оставляет в тени. Он делает акцент лишь на  непосредственное окружение, микросреду. Он не уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности, различий межды подростком и юношей. От этого и расплывчатость концепций и целей, нечеткий анализ конкретных вариаций психики и поведения.


                Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления.**
Переходный возраст (12-14 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает необходимость абстрагировать. Усложнение мыслительных действий оказывает важно влияние на эмоции. Пиаже указывает на 2 момента: тяготение к общим теориям, формулам; склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. В результате, общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

                Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, - изменение отношения категорий возможности и действительности. У юноши на первый план выступает категория возможности. Это Пиаже объясняет тем, что формальная мысль видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия и формулы. Отсюда - своеобразный ЭГОЦЕНТРИЗМ юношеского мышления, стремление подчинить мир тем или иным универсальным теориям или системам.

               Несмотря на огромный научный резонанс и признание системы Жана Пиаже, нельзя, на мой взгляд, не обратить внимание на недостатки.

1. Сосредоточив все свое внимание на когнитивных(познавательных) процессах, он оставляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка.
2. Социальный мир выступает у Пиаже, главным образом, как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью подростка, с характером его общения.

3. Поведение подростка, согласно Пиаже, укладывается в ошибочную, на мой взгляд, схему, согласно которой Мир должен подчиняться системам, а не системы - действительности.



               



_____________________

*См. работы Левина  в книге: Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. с.122-142.

**Пиаже Ж. Избранные психологические произведения.- М., Прогресс, 1967.


Далее: Теория юности как объект психоанализа.http://www.proza.ru/2016/08/26/5