О памятниках и равновесии

Кенга
         Глава из романа - эпистола "Осенние листья"
                2000-2001 год.
     Читать предыдущую главу  http://www.proza.ru/2016/08/04/582

Давид – 28.10.01.
Вы решили не отставать и задали задачку позаковыристей моих! Я всю ночь не спал, разгадывая (безуспешно) и проспал свидание с обеими Галочками. Так что же это все-таки за загадочная АМЭХАЙЯ? Заинтригован вусмерть! Извольте открыться!   
 А я Вам, так и быть, открою отгадку. Прежде только отмечу (не в свою пользу), что Вы меня явно считаете умнее, чем я был (теперь-то уж постараюсь подтянуться). До такой умненькой отгадки я бы сроду не додумался. Вы, правда, умничка! Мне даже хочется соврать, что так я и думал! Но я человек честный (что еще раз доказывает мою глупость) и признаюсь - все гораздо проще и примитивней. Просто человек, посмотрев дрянной спектакль, обычно возвращается домой РАС(С)ТРОЕННЫЙ.
А вот насчет "мести" - не ждите. Я с женщинами не воюю и позорно уступаю. Очкарик, что с него взять.
 Милая Галочка! Вы, я вижу, пошли по пути, предначертанному нам советской моралью: если водка мешает работе, надо бросать. . . работу. Роль водки в данном случае с грехом пополам исполняет, очевидно, упомянутый Вами «жентильмен». И поэтому Вы забросили работу! Но считаю, что этот не известный мне «жентильмен» обязан преодолеть себя и свой махровый эгоизм и выразить Вам свой неодобрямс! И покорно, но настойчиво (это замечательное соединение) попросить Вас вернуться к работе - ну хоть самую чуточку. (Как это делает - я уверен - и сам «жетильмен», будучи, как водится, бездушным и сухим существом. )
У нас нынче похолодание! 25! Брррр. . . Но вчера прошли первые ливни и теперь начнет температура стремительно падать. Но что нам, если у нас кровь кипит, как котел в «паравозе» (Господи, по-моему я в жизни не был таким болтуном! Или забыл уже за давностью лет. . . ) Лучше помолчу минутку.

Галя - 28. 10. 01.
Расшифрую загадочную АМЭХАЙЯ. Преодолев страх перед Интернетом, залезла в еврейские новости и нашла такое словосочетание: амэхайя – это то же, что «цимес мит компот» или - "еврею хорошо! " Вы же знаете, когда преследуют евреев, то большим врагом считают не их самих, а их русских жен. Если следовать не за своей собакой. . . Мысль рождается, но додумать логически сейчас не смогу, может потом. Что-то есть. . .
Значит так: - Рабочии, работайти! - Это Вы меня заставляете, как не знаю кого, работать! Могу я позволить себе немного понежиться в постели, почитать книжечки и пообщаться с другом, тем более что это не то, что Вы, испорченный до мозга костей мальчишка, себе представляете! Сам признался, что флиртуете сразу с двумя. Да что там флиртуете - засыпаете с одной, а просыпаетесь - с другой! С вашей-то моралью, давать мне, высоконравственной особе, такие советы! Но если по-правде, то я завидую, как той, так и другой. Боюсь, что и я не слишком нравственна. . . Что-то тянет на безнравственность. А про тех особ, с которыми вы коротаете время днем (и ночью - боже, я краснею), я кое-что знаю. Сама видела, как щеголиха собралась в Химки к своей давней приятельнице, вырядившись в новые брючки. Там она снова развоображалась! Был еще гость, - друг и сослуживец моей Дианы Никитинской (она главный специалист у Лавочки-на по электронике всех ракет, которые посылают на луну и другие планеты), а гость еще главней - по ним же. Вот какие инопланетные люди в городе Химки. Самуил Крупкин пришел специально повидать известную Вам ветреную особу, которую не видел несколько лет (ведь она там работала! ). Жаль, что особе нельзя было выпить, а то бы она себя показала, но что кокетничала - ручаюсь. Дрянь этакая. Вы её ругните, при случае. Правда, вернулась засветло. Сама видела, как она кинулась писать письмо, наверное, Вам. Пусть не прикидывается верной подругой. Вот другая, та понадежней. Она с грустью думает о преодолении пространства и времени. Тихонько сидит в домашних тапочках и грустит.
Вот и насплетничала про двух ваших зазноб. Лучше полюбите меня одну. .

Давид – 29.10.01.
…Мне очень жаль, что я заставил Вас РАССТРОИТЬСЯ. Ой, замелькало в глазах. И я, следуя Вашему совету, говорю тем двум "сгинь, наваждение" и остается только Вы (без «падежов»), одна хорошая Галочка, так оно спокойней и ясней. Сегодня я даже проснулся пораньше, чтобы сообщить Вам об этом.
Мы с Ксеней собираемся сделать вылазку к ее брату. Вернемся послезавтра к полудню. Так что если я не появлюсь в космосе, знайте, что я в дороге. В пути! Но на месте! ловко, правда?
Галочка - отныне единственная, письмо к утреннему кофе напомнило бы Вам, что я о вас думаю часто и хорошо и больше не буду отвлекаться на Ваших подружек-двойняшек (тройняшек?). Вы одна и неповторимая.
Ваш серьезный болтун.

Галя - 29. 10. 01.
Ловко я выжила соперниц. Теперь только мой, больше "им" Вас не отдам.
С Вашим отсутствием придется смириться, но и у меня начинаются трудные дни. Я приняла памятник, который скульптор успел закончить к годовщине. Проект памятника мой, но, как это ни странно, сам Боренька, словно подсказал нам идею. Все последние дни у него на столе лежал рисунок Шеппарда, художника Винни-Пуха. На нем в сторону заходящего солнца уходят, безмятежно держась за руки, Винни-Пух и маленький Пятачок с растрепанными ушками. И рукой Бори - перевод строчек Милна, где он словно завещает: "Когда я умру, то поместите на моей могиле рисунок (со стр. …) и тогда апостол Павел, решив, что я сотворил всю эту красоту, откроет мне врата в царство небесное. " Мы сделали нечто вроде раскрытой книги, которая вырезана сектором в довольно большом валуне, ассоциирующимся с земным шаром; на раскрытой странице слева - факсимильная подпись, очень четкая, и даты; справа - эта картинка. Камень - темный габро, с искрами. «Книга» эта стоит на выложенном камнем пространстве, по которому, словно по ступенькам, подход к самому памятнику. На боковой стороне камня выбиты две звездочки, символизирующие две войны, которые прошел Борюшка. Будь моя воля, я предпочла бы более скромный памятник, но Боря завещал себя мне, и отныне он принадлежит уже не мне одной, а всем, для кого он писал. "Там" - он для всех, а мой – остался в моей душе и в своих книгах.
Прилетела синичка, села на ветку дикой розы перед окном кабинета и заглядывает. Ну вот, сходила на кухню, насыпала корм, намазала кормушку маргарином, птицы его обожают.

Давид – 30.10.01.
Вам предстоят, действительно, тяжелые грустные хлопоты. Но, с другой стороны, наверно, они нам необходимы - как продолжение чего-то…
Вы помните, как Гвидон превращался в шмеля и летел за тридевять земель? А Вы не подумали, что я вполне могу изредка обратиться в синицу? Имейте в виду. (Правда, я бы маргарин не стал клевать никогда. А попросил бы рюмашку с селедочкой. )
Следующий раз я расскажу нечто более интересное, хотя и более проблематичное. Заинтриговал? Я старый неисправимый интриган и аферист! Обнимаю вас, дорогая моя собственница.

 Галя - 31. 10. 01.
До вашего возвращения целый день. Смотрю на Ваш портрет, и сквозь затененные стекла очков вижу лукавый взгляд, но отнюдь, не интригана, и уж совсем, - не афериста.
Да, я, оказывается, собственница. Вытолкав взашей соперниц, уютно расположилась, если не в душе, то, по крайней мере, в вашем времени. Но ведь даже животные ох как ценят собственность. Попробуйте снять с собаки ошейник, а ведь это ошейник! Она будет нервничать, пока снова не нацепят. Пожалуй, только цепи не обрадуется.
Птички прилетают, но ни одна из них не может быть Вами, для полёта нужна легкость, а Вы сегодня обременены семейными регалиями - папочка, дедушка, свёкор. Вспомнилось, не по теме, но про птицу, -памятник в Париже на Пер–ля-Шез, Оскару Уайльду. На меня он произвел сильное впечатление. Напомню: поэт изображен в виде сфинкса с крыльями, но на спину ему положен тяжелый камень, так что ни о каком полете речи быть не может. Странно устроена память, почему выплыло это?
 Поцелуй не посылаю, и так вас всего зацеловали дети и внуки, хватит с Вас. Собственница, хотя не знаю границ владений.

Давид – 01.11.01.
Вот он я! Запыхавшись. …Много всяких хлопот, да и отдышаться малость.
Собственница Вы моя! (Вот видите: я тоже употребляю это знаменитое местоимение - видно, человек так уж скроен, никуда не денешься.
 Я не буду Вам мелко мстить и в ответ на Мопассана отвечать Вам: "Сама Флобер!" (Вычислили эту загадку? С нее следовало бы начать ответ на Ваше сообщение, но я сразу же забылся и пошел писать непродуманно.) Я выше такой мелкой мести. И просто желаю сладко заснуть и увидеть во сне сфинкса, сбросившего со спины мерзкий камень. (Увы, в этом замечательном грустном образе можно представить не одного художника). Будьте здоровы, и обязательно веселы. Я вот стараюсь.

Галя - 01. 11. 01.
Милый, дорогой, простите, я не буду больше вредничать. Как же все-таки хорошо, что Вы вернулись. Когда я дошла до главного известия, у меня чуть сердце не выпрыгнуло. Одно только Ваше желание, даже если оно не сбудется, для меня утешительно. И как приятно читать, что Вам хочется заняться делом, Вашим делом. (И моя проницательность подсказывает, что я не последняя спица в этой колеснице!) Но вы не горюйте, если планы будут откладываться. Ближе к весне я постараюсь приехать. Я бы сбежала и пораньше, но у меня еще много обязательств, да и самой разобраться. Страшно нарушить равновесие, хоть и неустойчивое. Лучшее - враг хорошего. Я только начинаю выздоравливать. Вы тоже берегите себя.

Давид – 01.11.01.
…Завтра у меня хороший день - открытие сезона в филармонии, и мы едем в концерт. Мои ненормальные друзья каждый год дарят мне ко дню р. абонемент - 6 концертов, как правило, с мировыми исполнителями. Завтра, правда, опера в конц. исполнении ("Фиделио"), а я не большой любитель вокала, но все равно приятно посидеть в зале и послушать живую музыку. Концерт дневной, а потом традиционно они везут меня к себе обедать. А вот по поводу Вашего приезда я радостно встретил это сообщение. Еще есть время поразмыслить - ведь верно?
 Очень верное наблюдение насчет "врагов хорошего". Равновесие - мать спокойствия. Качели годятся только для детишек - то тебя вознесет к небесам, а потом кто-то там на другом конце доски спрыгнул - и ты обрушиваешься с грохотом на грешную землю. Так что нужно десять раз подумать, прежде чем взбираться на качели - не лучше ли спокойно посидеть на скамеечке. "И сказала Клавочка: посидим на лавочке". Я все шучу, а ведь душевное равновесие - и в самом деле вещь серьезная и трудно достижимая - поэтому берегите ее, эту вещь! 
Вообще-то, мне кажется, пора бы пообщаться напрямую. Но это так сложно! На человеке столько пут, что как подумаешь - и где эта пресловутая свобода к чертовой матери?! Простите. Как подумаю - жить и хорошо, и вместе с тем что-то гложет - наверно эта самая несвобода.

Галя - 01. 11. 01.
Какие у Вас хорошие друзья - придумать такой подарок! 
За вами рассказ о внуках, сыночке, с которым я, волею судеб познакомилась, когда он сидел на горшке.
Погода теплая, травка зеленеет, солнышко блестит, синичка прилетела. Я теперь смотрю на нее и пытаюсь понять, какого рожна, вернее, корма - рюмашечку или семечек, она хочет. Я даже погладила Вас на фотографии. До чего же лукавые у вас глаза, спасу нет!   

…Смотрела фильм Михалкова - "Раба любви". Как удается у него актёрам так передать настроения, чувства. И снова, как в «Пианино», ощутила: само действие не так важно, как наблюдать за глазами людей, пытаться понять их мысль, когда молчат. Может, просто хорошие актеры? Снова бесподобен Пастухов, теперь совершенно другой. У Калягина – почти то же, что в "пианино". Самому Михалкову хорошо удаются полуподлецы. Но вершина - недосягаемая, невероятная мечта - Соловей. Если бы её женственность раздать, хоть по капле каждой ;соби, которая считает себя женщиной, - как бы преобразился род людской! Хочется самой быть слабой и нежной, но, оглянувшись, видишь - смотрела сказку. Даже те ужасы, которые, якобы были тогда, по сравнению с настоящим кажутся детскими забавами.

Галя - 02. 11. 01. Пророчество.
На программе, которую оставил Боря, высветилась пророческая надпись: «07. 11. 01 - День национального несчастья и позора России» (84-я годовщина). А для меня годовщина Бориной смерти. Ему бы сейчас как раз шел 84-год. Это написал он сам. И не первое совпадение. В книге "Заходерзости" в шутливой биографии поэта Доржи Карман Ширея, даты рождения и предположительной смерти, словно, предсказал, 82 года. (1218-1300). А сколько лет прожил любимый Борин Тайный Советник, Гёте? Как и Боря, - 82! И оба они Девы. И даже день рождения Гёте, 28 августа, если прибавить разницу в старом и новом исчислении будет именно 9 сентября. Поэт - пророк. Но чтобы так предвидеть…

Давид – 02.11.01.
Письма ваши читал, только Вы очень грустная. Чертовы чиновники Вас донимают… даже хуже Никиты. Но Бог с ним, он все равно талантлив - был, потому что характер взял верх и его «Цирюльник» уже никуда не годится. А вот "Раба" - это было очень интересно. И актеров он брал толь-ко хороших, но и умел с ними работать.
Не грустите, мы еще увидим небо в алмазах. (Утешил, правда?).

Галя - 02. 11. 01.
Сегодня день успеха. Наконец, я получила целых три бумаги с водяными знаками и примусоленными золотыми печатями. Молодая особа, которая печатала свидетельства, как-то очень застенчиво улыбнулась и сказала: - Вы знаете, я девочкой была в вашем доме, всем классом приходили поздравлять Б. В. Она запомнила наш знаменитый фонарь и большую черную собаку. Как же мы долго живём. . . Отныне я настоящая помещица, владеющая домом и участком, в котором моих 12 соток, а остальное не мое, но в пожизненном пользовании.
Милый вы человек, вам сейчас не до меня, но вы чувствуете мое настроение, вы тонкий и чуткий. Образ с качелями очень яркий и точный, наверное, даже ярче, чем с камнем на спине.

Давид – 03.11.01.
Поздравляю с золотыми печатями, госпожа новосветская помещица. Я так теперь и буду хвастать: "Знаете, есть у меня одна подруга-помещица. Но только она ну совершенно не Салтычиха, а совсем даже наоборот! "
А на вашем необъятном участке мы построим небольшой театрик ярусов на шесть и, будем играть собственные пьесы в собственной постановке и в собственном исполнении. Это может получиться и недурно, даже если мы сами и будем "собственными зрителями".
Чего-то я расшутился. И мне совсем не хочется, чтобы вы грустили. Ух, вот уж болтун, так что Вы меня не перехваливайте. Ваш бывший крепостной Муму (тот самый, что утопил бедного Герасима).

Галя - 03. 11. 01.
Итак, я помещица. Генеральшей не пожелала, а помещицей согласна. Наверное, здесь, в воздухе витает помещичий уклад, а уж Салтычиха, так гласит предание, обитала в имении, расположенном, буквально, через дорогу в Мальце-Бродово (Лесные Поляны). Там до сих пор сохранились странные строения, нечто вроде крепости. Все обнесено огромным забором с глухими высокими воротами, где жизнь проходила внутри. Заборы были стенкой строений, опоясывающих всю усадьбу. Какие-то подвалы, с крюками, вбитыми в стены, где, якобы приковывали провинившихся. Вот овладею навыками управления, научусь сечь неугодных, особливо тех, которые… Не бойтесь, не бойтесь, людей наказывать трудно, не получится из меня настоящей помещицы.
Я еще не знаю, как звучал Бетховен. Только написала «Бетховен», как в окошко кто-то сильно-сильно постучал. Подняла глаза – никого. Сбежало.

Давид – 03.11.01.
…Вы просто чудо, но у Вас очень опасный для Вас характер (хотя это мне тоже знакомо). Вы способны соскучиться по какому-то мифическому виртуальному типу. Впрочем, я должно быть слишком всерьез принимаю Ваш стиль и останавливаюсь на том, что, конечно, приятно моей эгоистичной душонке, но что следовало бы обходить деликатным молчанием.
О детях сыночка писать сложно, потому что это место немножко болит. Детки прелестные, и уже привыкли ко мне, и я привык, хотя и бываю там редко, – они растут и хорошеют. И все трое абсолютно разные, четвертая пока еще слишком мала, но, кажется, опять-таки ни на одного не похожа и снова какой-то своеобразный экземпляр. Но они забрались так далеко, что общение почти невозможно. Я потратил на дорогу часов 8, чтобы побыть там часов 6 (не считая спанья). И это прочно, потому что там уже свой дом.
…Мне кажется, с Вами сейчас происходит какое-то смятение, потеряно недавнее «равновесие», как Вы выразились, веселая легкость, и что-то Вас тревожит и выбивает из колеи. Я прекрасно понимаю главную первопричину – ничто, и никто не может заполнить образовавшуюся пустоту. Вы мужественно сопротивляетесь, – но иногда силы отказывают. Это так естественно, – но от этого не легче. Однако ничего больше, кроме как сопротивляться не остается. Да Вы и сами все понимаете получше меня, я пишу просто для того… сам не знаю для чего… ни для чего, а просто потому, что переживаю за Вас и как обычно кляну собственное бессилие чем-то помочь. Что мы можем? Самое большое – это сочувствовать. Хотелось бы закончить повеселее, вспомнилось еврейско-американское заклинание: «Все будет хорошо! », хорошая добрая… помещица.
Ваш Муму (глупость какая-то привязалась, но может хоть улыбнетесь).

Галя - 03. 11. 01.
Сложно-сочиненное письмо пришло. Подумаю вечером, когда вернусь из театра. Со мной будет двое старших внуков, и Оксана из Комаровки. Все хорошо, не обращайте внимания на мои эмоциональные всплески. Лучше прикрикните на меня, чтобы не связывала вас своим настроением. Я по-слушаюсь.

Давид – 04.11.01.
Должен признаться, что "Фиделио" доставила мне мало радости. Хотя исполнение было весьма приличным (голоса собраны со всего света), но довольно скучно, хотя опять же красиво. Я люблю более острую, что ли, музыку. Вообще, Бетховен у меня не на первом месте, но уж симфонии - это куда ни шло (местами даже прекрасно) - но три часа слушать вокалистов - это испытание. Вот какой я. Но сама поездка - все равно хорошо: движение, общение и тэдэ.
Только вот какое огорчение - пошел я вчера на почту и достаю из бокса извещение о вашем пакете! Но вторичное! а первое пришло 24 окт! Ну?
Вы очень симпатично обижаетесь. Но это наверно потому, что невсерьез. Правда, я проницательный? Ваш Захлопотанный Друг.

Галя - 04. 11. 01.
До чего же приятно после долгого путешествия, вернувшись в пустой дом, найти милое письмо от милого человека. Сразу становится все другим.
Сегодня был МХАТ, «Чайка». Вопреки вашему прогнозу, я все-таки получила удовольствие. Зал полон. Хорошие декорации и отличный художник. Устроили много полумрака, позажигали свечей, пустили ветер - и вот уже атмосфера прежних дней. А когда услышала из уст одного персонажа, у которого добивается любви жена управляющего (как раз её играла наша Нина Килимник), что ему УЖЕ 55 лет и от него нечего ей ждать, тут уж повеяло настоящей стариной. Бедный Чехов! После спектакля пообщались с нашей актрисой и её мужем, отправила самостоятельно домой внуков, а сами с Оксаной пошли пешком по Тверской к машине, но не сразу, а чтобы прогуляться. В кафе решили не ходить, по причине "за рулём". Тверская сияет огнями, словно Париж. Оксанка, подхватив меня под руку, говорит: - Вы только посмотрите, какие женщины ходят по Тверской! - с этими слова-ми резко повернулась к огромной зеркальной витрине. Вот так мы развлекались. В пути размышляли о превратностях любви, о нежности. Одно из её наблюдений мне показалось интересным: - Когда ласкаешь, то и рука получает такое же удовольствие, как тот, кого она ласкает.
 До чего обидно, ведь я старалась попасть к Вам на день рождения в виде фото, и могла успеть, тем более что письмо пришло в этот день. Между прочим, посылая его, я загадала: если письмо придёт в день рождения, то… Что "ТО", теперь не вспомню. Решив, что судьба против меня, не стала сосредотачиваться, чтобы не огорчаться понапрасну. Это мне свойственно. Я не люблю испытывать судьбу. А тут возьми, да загадай! И главное - сбылось, но только не знаю что! Может, Вы знаете?

Давид – 04.11.01.
…Крепостница и узурпатор, Ваш крепостной возвращается из бегов, при-чем, обратите внимание, без помощи полицейских сил, а совершенно добровольно. У меня - завтра дщерь улетает. Будет возможность снова впасть в тихую колею и подогнать моего заброшенного Мрожека.
Ваш просто Д.

Галя - 04. 11. 01.
Это что же такое? Просто. Слишком просто. А мне нравится.
Придется Вам, когда останетесь в одиночестве, поднять бокал и выпить мысленно со мной на фото, как я и представляла.
Так я распорядилась вашим завтрашним временем. Можно?
Взяла томик с пьесами Чехова и проглядела текст. К сожалению, актеры МХАТа потеряли старую школу. Моя Килимник еще владеет дикцией, а многие просто, как в кино проговаривают. Таким образом, часть текста съедается невнятностью. Я представила брата Аркадиной, Сорина, когда его играл еще Андрей Попов. Это такое обаяние и трогательность. Конечно, дико, ведь ему по сюжету всего 62 года, и считается, что уже лечиться незачем. Хорошая дикция у Владлена Давыдова.
Смешной эпизод произошел до начала пьесы. Суетливая соседка все волновалась, что ее букет, предназначенный для вручения, она оставила в раздевалке и будет ли ее избранник играть во втором действии. Для этого она сначала попросила рассказать ей, о чем пьеса или, лучше бы, весь сюжет. Не добившись от нас толку, прямо через наши, заметьте, четыре головы, обратилась к капельдинеру, будет ли во втором действии Шамраев на сцене, - та ответила, что она по фамилии не знает, но если имя отчество ей сказать, тогда она, возможно, вспомнит. Суетливая дама схватила программу и, найдя персонаж, сказала, что его зовут Илья Афанасьевич. - Нет, сказала капельдинерша, я с ним не знакома, - потом, с достоинством добавила: - Мне его не представляли.
Можете вообразить, при нашей склонности к веселью, как мы с Оксанкой прыснули. Но на этом впечатления не закончились. Дама приволокла букет ко второму действию и прицепилась к нам, чтобы мы ей отдали наше крайнее место, дабы она могла кинуться к сцене сразу. Мы все пересели на одно место, несмотря на то, что у нас тоже были цветы, и мы тоже собирались кидаться… Меня порадовали мои кавалеры (особенно младший, которому еще трудно судить), они смотрели с волнением. Потом мы немного обсудили ситуацию в пьесе и пришли к выводу, что жить трудно. Все действующие лица, поголовно все - влюблены, но нет ни одной пары мало-мальски счастливой. Очень печально.
Но уж мы-то постараемся быть счастливыми. Только кто эти "Мы"?
Просто Г.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2016/08/12/850