Вечный brand по имени Тамара Ханум

Наталья Айрумова
29 марта 2016 года Тамаре Ханум - легендарной актрисе, танцовщице и певице, балетмейстеру, реформатору исполнительского стиля узбекского женского танца, собирательнице песенного и танцевального фольклора народов мира, организатору и вдохновителю уникального «Театра песни и танца», народной артистке республики и  Советского Союза, лауреату государственных премий исполнилось бы 110 лет.

История не терпит сослагательного наклонения, но уже подросло и оперилось целое поколение меломанов, которое лишь понаслышке знакомо с творчеством этой  всемирно известной деятельницы узбекской культуры.

Автору этой статьи повезло на краткую встречу с культовой артисткой, которая по просьбе одного из ведомств с радостью согласилась украсить своим присутствием пышное торжество,посвященное Дню Победы.
Та майская встреча запомнилась всем присутствующим, потому что в свои восемьдесят «с хвостиком» Тамара Ханум была моложава, ухожена, улыбчива и источала доброжелательность.

Она легко общалась с седыми ветеранами, по достоинству оценившими и военный мундир капитана, ладно сидевший на ее складной худощавой фигурке, многочисленные ордена и медали, поблескивающие в свете софитов.

В тот день собравшиеся невольно сравнивали талантливую Тамару с коллегами по цеху, которые не обошли своим вниманием ее знаменитый Театр, тщетно пытаясь повторить этот феномен на всем пост советском пространстве.

Почитаемый народом лучезарный образ настоящей актрисы оказал омолаживающий эффект на поклонников, ожидающих от нее рассказов, песен и ...танцев. Все было в меру и даже некоторым смельчакам удалось сделать с ней несколько танцевальных па в вальсе военного времени.


Первая восточная Ласточка

Тамара Ханум появилась на свет 29 марта 1906 года в скромной семье Анны и Артема Петросянов, сосланных в небольшой поселок на станции Горчаково(ныне г.Маргилан) Туркестанского края.

Выросшая в узбекской  махалле, она почти не отличалась от своих сверстников, сбегающихся  на  представления бродячих артистов. Малышка с восторгом наблюдала за  выступлениями канатоходцев, танцоров и фокусников,а дома разыгрывала целые представления, копируя  их  номера. С каждым разом неловкие движения становились все увереннее, и уже в шесть лет девочка заслужила первые аплодисменты родни и соседей. А по вечерам вместе с мамой она втайне мечтала о настоящей сцене в ... Париже.

Тамара взрослела и удивительные по тем временам  грезы, вскоре стали сбываться. По признанию современников, во всем, к чему стремилась ее творческая душа, она  становилась первой.

Вот и самое первое выступление юной актрисы состоялось в дни празднования 500-летия Алишера Навои. Именно тогда в 1924 году на театральной сцене города Коканда Тамаре было поручено воплотить образ главной героини - красавицы Ширин  - в спектакле  «Фархад и Ширин», поставленном по мотивам  второй поэмы из «Пятерицы» знаменитого поэта. В ней были воспеты лучшие человеческие качества на все времена: жизнеутверждающая сила любви и беззаветная преданность дружбе. Юная дебютантка успешно справилась с ролью, потребовавшей от неопытной девушки полного погружения в сюжет.


Этим успехом Тамара была обязана своим первыми учителям-наставникам,среди которых были народные артисты республики Юсуп-кизик (Юсупджан Шакирджанов) и Уста Алим Камилов. Именно они помогли девушке стать  первой  в Центрально-азиатском регионе актрисой, успешно заменившей на профессиональной сцене мужчин-исполнителей  женских ролей в драматических спектаклях.

В наши дни, пожалуй, только теоретики-искусствоведы имеют полное представление  о многогранности таланта Тамары Ханум. И, хотя великой артистке, азартно любившей жизнь, так и не удалось уверенной поступью  шагнуть в ХХI век, но, оставленное ею богатое культурное наследие по-прежнему вдохновляет преемников на оригинальные музыкальные шоу-программы.

Сегодня по биографии Тамары Ханум,обладавшей не только талантом танцовщицы и певицы, но и удивительным упорством и трудолюбием, можно изучать историю становления музыкального искусства республики в сложные предвоенные годы.

Профессиональное мастерство Тамара совершенствовала в московском центральном театральном техникуме,а получив диплом, вернулась в Ташкент, где в ту пору большую работу по популяризации узбекской классической и народной музыки проводил известный певец и прекрасный организатор Мухитдин Кари-Якубов.
Именно по его инициативе изысканная Тамара Ханум, как одна из первых женщин танцовщиц, была включена в концертную группу исполнителей под его руководством.

Кстати, их близкое знакомство произошло на одном из концертов, когда поклонник сумел-таки проникнуть в ее гримерку. Юная артистка оценила смелость молодого человека и через некоторое время появилась красивая семейная пара, покорившая своим искусством весь мир. В сложившемся  семейно-творческом тандеме каждый играл свою роль. К тому же, Мухитдин Кари-Якубов, кроме таланта организатора, славился  и хорошим оперным голосом, услышав  который, знаменитый русский певец-бас Федор Иванович Шаляпин назвал артиста своим узбекским братом.


В 1925 году впервые группа советских артистов из четырех республик была приглашена в Париж на Всемирную выставку декоративного искусства, а один из руководителей государства при личном знакомстве назвал Тамару Ханум «Первой восточной ласточкой».
Впоследствии, коллектив, руководимый  М.Кари-Якубовым, был преобразован в концертную этнографическую труппу, в составе которой было уже двадцать артистов, в том числе Тамара и еще три молоденькие женщины.


На своем месте

Благодаря многогранному дарованию,талантливая,общительная и жизнедеятельная Тамара всегда была  на своем месте. Во имя искусства она была готова горы свернуть.
Так, в 1926 году по инициативе певца и театрального деятеля М.Кари-Якубова и Тамары Ханум  в Ташкенте была организована первая Узбекская государственная передвижная концертно-этнографическая труппа, а вскоре при ней Тамара Ханум создала танцевальную студию, где преподавали классический танец.
 
Судя по всему,учили хорошо и выпускники были востребованы,поэтому уже через три года
эта студия была преобразована в Узбекский музыкально-драматический театр, в 1939 году разделенный на два коллектива: ГАБТ им.А.Навои и Театр музыкальной драмы и комедии им.Мукими.

В тридцатых–сороковых годах артистка приняла активное участие в организации музыкально-драматических театров в Самарканде,в Коканде и других городах республики. На основе глубокого изучения народного танцевального искусства ей удалось создать оригинальный женский хорезмский танец "Лязги".
И в это же время, она  вместе с коллегами организовала в Ташкенте балетную студию,которая спустя годы была преобразована в Ташкентскую государственную высшую школу народного танца и хореографии,подготовившую целую плеяду прославленных мастеров сцены.

В те годы  артистка часто и успешно гастролировала по городам и весям одной шестой части суши, а в 1935 году своим искусством сумела ошеломить представителей многих государств на Первом всемирном фестивале народного танца в Лондоне.

Даже Британская королева, под впечатлением таланта узбекских мастеров,лично вручила золотые медали Тамаре Ханум и ее наставнику дойристу Усто Алим Камилову. Кстати, в Лондонском музее до сих пор хранятся фотография Тамары Ханум  и слепок рук этого замечательного музыканта.

Но,несмотря на хроническую занятость,всемирно известная артистка относилась к себе с повышенной требовательностью,не размениваясь на мелочи. Она ежедневно всецело отдавалась своему трепетному многогранному искусству, успех в котором был немыслим без многочасовых репетиций с хореографами и оркестром.

После создания в 1936 году Узбекской госфилармонии, призванной развивать, как национальную музыку, так и осваивать новые жанры и средства выражения музыкальной классики, Тамара Ханум стала ее солисткой.

Активное участие она приняла и в качестве одного из хореографов при постановке в 1939-40 годах первого узбекского национального балета героического жанра"Гуляндом", созданного на музыку Е.Брусиловского,а затем с большим  успехом исполнила в нем главную партию

Так же Тамаре Ханум в те непростые годы удалось основать и утвердить на постсоветском пространстве новый жанр песенно-танцевальной миниатюры, который, благодаря многообразному и самобытному народному искусству, получил заслуженное признание у зрителей всех континентов.
Вскоре  этот удачный «творческий эксперимент» был преобразован  в оригинальную музыкальную программу под названием "Песни и танцы народов Советского Союза", а затем, расширив географию, и в "Песни и танцы народов мира", с которой Тамара Ханум совершила успешное мировое турне.

В ее жизнеописании есть страницы, рассказывающие о том, как в течение полутора месяцев успешная Тамара Ханум не только пела и танцевала, но и работала как строитель на одном из крупнейших гидротехнических сооружений в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане - Большом Ферганском канале, строящимся в 1939-1940 годах. Эту привычку «быть всегда впереди», она не утратила и в зрелые годы, приняв участие в концертах для строителей Братской ГЭС и жителей далёкой, холодной Якутии.

 
Женщина-капитан

В настоящее время  известны несколько  женщин-капитанов, командующих
многотоннажными морскими и речными судами, и, только Тамара Ханум с 1943 года приняла на себя командование музыкальной фронтовой бригадой.
 
А дело было так: гастрольная палитра Тамары Ханум, как и многих других деятелей культуры страны, значительно изменилась в годы Великой отечественной войны, когда она вместе со своими музыкантами в составе фронтовых шефских бригад стала постоянно выступать перед защитниками Отечества.

Всего артистка прошла путь от Тихого океана до Европы, дав свыше тысячи концертов, в которых исполнила хореографические композиции, танцы и песни на 86-ти  языках народов мира, демонстрируя высокое профессиональное мастерство, воодушевляя бойцов и командиров на победные битвы с врагом.

Хорошо известен факт, когда во имя грядущей победы, прославленная артистка перечислила на счет танкового завода личные средства на танк. Вскоре бронированная боевая машина с ее именем на борту появилась на полях сражений с узбекским экипажем, специально подобранным по ее просьбе. (Кстати, макет этого танка по сей день хранится в архиве музея). Очевидцы рассказывают, что в дальнейшем Тамара Ханум перечислила личные средства и на производство военного самолета.

Все патриотические деяния знаменитой артистки были отмечены военным командованием. И уже в 1943 году «За исключительную большую работу среди личного состава войск…» ей первой из советских женщин-актрис было присвоено воинское звание «капитана армии с правом на ношение оружия».


Истории и легенды Тамары Ханум

Легендой при жизни дано стать немногим, даже очень одаренным и всемирно известным  личностям.
Но вот узбекская мега звезда Тамара Ханум относится к тем носителям культуры и искусства, которые на долгие времена запомнились своим уникальным творчеством, редкой харизматичностью и скромностью.

По современным меркам народная артистка страны жила без излишеств в двухкомнатной  квартире,расположенной на первом этаже типового многоэтажного дома в центральной части города. В ней часто собирались деятели искусства и литературы, останавливались гости из дальних областей республики и родственники.

Но, незадолго до своей кончины, артистка завещала превратить ее компактную квартирку в мемориальный музей,но при условии полной сохранности всех вещей, которыми она пользовалась при жизни, в том числе: мебели, посуды, бесценных дизайнерских костюмов и многочисленных сувениров, портретов, фотографий, афиш и литературы, писем  и поздравительных телеграмм. 

О специфической деятельности этого музея рассказала его директор Зубайдо Александровна Музафарова:
- в прошлом веке в столице республики по инициативе экс.зам. министра культуры Ф.М.Ашрафи были организованы и, в наше время продолжают успешно функционировать, девять мемориальных музеев. Среди них и Дом-музей Тамары Ханум, которая ушла из жизни внезапно в 1991 году в возрасте 85-ти лет.

По ее воле с 1994 года личное жилище приобрело статус «Дома-музея Тамары Ханум», который успешно функционирует и по сей день,привлекая, как жителей нашего мегаполиса, так и многочисленных туристов из ближнего и дальнего зарубежья. В музее постоянно проводятся экскурсии, в рамках которых сотрудники знакомят с жизнью и творчеством знаменитой певицы и танцовщицы, с ее богатой коллекцией народных костюмов и ценными реликвиями.

В настоящее время в двух небольших жилых комнатах и в двух залах экспонируются более 6-ти тысяч предметов, окружавших певицу при жизни. С некоторыми из них связаны интересные истории и легенды.
Например, до настоящего времени сохранился своеобразный сувенир, преподнесенный великой певице в дар от индийских почитателей ее искусства. Это небольшая статуэтка, выполненная в виде божка. И  по древней легенде только прикосновение к его животу приносит удачу и исполнение всех сокровенных желаний.

Все посетители этого музея обращают внимание и на две замечательные картины, написанные современным  художником-классиком Таиром Салаховым еще при жизни Тамары Ханум. На одной из них художник (и зять в одном лице) изобразил артистку в полный рост в танцевальном позе, на другой - сидящей в глубоком раздумье. Причем, именно вторая картина осталась недописанной, и,в связи с этим, перед ней невольно останавливаются многие внимательные посетители в расчете на объяснение: почему не видно рук?  Также в музее хранятся много работ ее дочери, талантливой художницы Ванцетты Ханум.

А еще некоторые, романтически настроенные экскурсанты,всегда отмечают пять необычных цветных зарисовок, преподнесенных Тамаре Ханум итальянским художником Мариосом Стреттом, на которого наша соотечественница произвела неизгладимое впечатление во время гастролей по Чехословакии.

Судя по многочисленным отзывам,особое впечатление оставляют несколько высоких прозрачных стендов со сценическими эксклюзивными костюмами,выполненными вручную из дорогих заморских тканей, расшитых золотыми, серебряными и шелковыми нитями, украшенных кружевами и полудрагоценными камнями. Многие из костюмов демонстрируются в комплектах с украшениями, головными уборами,самобытными сумочками и обувью.

Всего же в постоянной экспозиции и в запасниках музея хранится около 80-ти таких экспонатов, среди которых есть и костюмы, преподнесенные замечательной исполнительнице в дар от имени руководителей ряда государств.

Зубайдо Александровна, как часто посещает Дом-музей молодежь?

-Довольно часто. Уникальное искусство Тамары Ханум, или, как нынче принято называть, «бренд», по-прежнему будоражит сердца действующих исполнителей и студентов Госконсерватории, учащихся Ташкентской государственной высшей школы народного танца и хореографии, эстрадно-циркового колледжа и многих других лицеев и вузов,пытающихся использовать ее многогранный опыт.

Для того чтобы,постичь тайну ее успеха на подмостках самых знаменитых сцен мира, юноши и девушки вместе со своими наставниками и родителями обращаются к нам за консультациями. И,когда некоторым из них выпадает честь исполнить свои номера под его сводами, то они искренне радуются первым аплодисментам и охапкам цветов. Ну, а взрослая публика, провожает их с затаенной надеждой: вдруг кто-то из юной поросли и есть... новая Тамара Ханум?!

Однако любящим родителям невдомек, что настоящее искусство не терпит суеты и подражательства. Поэтому, вряд ли, «осовремененная» или  клонированная Тамара Ханум будет так же принята и обласкана зрителями ХХI века - всему свое время.


Как стать "Тамарой  Ханум"?

На первый взгляд, довольно просто!
Для этого надо непременно очутиться в нужном месте и в нужный час. Например, во время московских  гастролей узбекского музыкального коллектива никто из москвичей точно не знал имени и фамилии солистки. Но, при этом,все заметили, что земляки постоянно произносят непонятное слово «ханум», обращаясь к миловидной стройной танцовщице и певице.Когда же подошло время печатать афиши, то организатор концертного тура, не раздумывая, отдал команду указать на афишах «Тамара Ханум». 

Среди полиграфистов тоже не оказалось знатоков тюркского языка,поэтому без всяких сомнений они «сработали» быстро, и, уже на следующий день весь город «познакомился» с новой солисткой  Тамарой Ханум. Только позже москвич выяснил, что слово «ханум с тюркского означает госпожа, то есть почтительное обращение к женщине.

Факт, конечно, анекдотичный! Но вот, возникший таким образом удачный псевдоним, вкупе с настоящим именем, присвоенным ей при рождении,закрепился за талантливой
артисткой на долгие десятилетия.


Правда или небыль...

На вопрос, а  носила ли Тамара Ханум в юности паранджу? Однозначного ответа нет.
И сказать что-либо в пользу этого старинного приложения к женскому костюму мешает удивительный фотопортрет 16-летней Тамары, хранящийся в архиве музея.
На нем она изображена одетой в полупрозрачный, легкий, изысканный костюм, специально пошитый для исполнения арабского танца.

И этот нежный поэтический образ юной восточной красавицы Тамары, вдохновивший фотографа на заре ХХ века, сравним разве только с тонкими женскими портретами итальянского живописца эпохи раннего возрождения Алессандро Боттичелли, в работах которого человеческая индивидуальность, наряду с внешним сходством, являла глубокий духовный мир. Трудно себе представить, что  покорные носительницы паранджи в двадцатые годы прошлого столетия  могли так явно рисковать, позируя заезжему фотографу.

Хотя и «халат с длинными ложными рукавами и с волосяной сеткой, закрывавшей лицо», то есть паранджу,все же приходилось иногда одевать Тамаре по совету старших,но  исключительно в целях  самосохранения.
Ведь юная и очень смелая Тамара в то время была,пожалуй, единственной представительницей прекрасного пола,осмелившейся танцевать публично,да еще и с открытым лицом. Какое-то время паранджа спасала...

Но постоянные угрозы в адрес девушки и ее родных продолжались.Поэтому в 1922 году она вынуждена была  перебраться в Ташкент, где  вскоре была принята ученицей в Ташкентскую балетную труппу и, одновременно, в одну из полупрофессиональных концертных групп, которыми руководили первые узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Ятым Бабаджанов и Али Ародобус Ибрагимов.

Вскоре слухи об успехах Тамары на этом поприще дошли до родного поселка, и тогда, обозленные местные фанатики, зверски расправились с ее отцом. В дальнейшем, что бы поддержать осиротевшую семью почти все деньги, которые перепадали девушке за выступления, она тут же отправляла матери.

Голос или танец

В настоящее время юные таланты, мечтающие об успехах на отечественных и зарубежных подмостках,постоянно спорят,что первично в искусстве Тамары Ханум:неповторимый голос, пластичный танец или запоминающийся образ?

В этом давнем споре нет победителей,так как творчество Тамары Ханум это удивительный синтез искусств, подразумевающий качественно новое художественное явление. В нем органично сплелись все составляющие, объединенные талантливым музыкальным сопровождением,базирующимся на узбекских национальных инструментах, без современных «плюсов и минусов».

Интересно,в наше время была бы благосклонна капризная Fortuna к талантливой девушке, прибывшей из далекой окраины при «слепых» прослушиваниях на очередном «первоканальном» «Голосе»?
Доверчивые поклонники Тамары Ханум,наверняка,ответят положительно.Ведь оригинальный голос и артистизм непременно должны заметить,отметить и дать путевку в жизнь…
Но,блажен кто верует, ведь за последние годы времена и нравы так изменились…

И,несмотря,на многочисленные "Голоса","Фабрики" и иже с ними,по итогам которых организаторы искренне декларируют поиск талантов,на сценах по-прежнему мельтешит бесконечная череда безголосых "самодеятельных звезд»,озвученных с помощью продвинутой аппаратуры.
Так что,дойдет ли настоящий "голосистый талант"до финала и будет ли допущен до профессиональной сцены - большой и весьма затратный вопрос для всех заинтересованных лиц,включая родителей. 

Живой "экспонат" готов

Сотрудники мемориального Дома-музея охотно рассказывают посетителям о некоторых курьезах, благодаря которым в народе сложился свой образ народной любимицы,весьма  непритязательной в быту.
К примеру,при жизни эта настоящая культовая артистка,обладающая редкой харизмой, никогда не отказывала посетителям в личном общении, но всегда тщательно готовилась к незапланированной встрече. Тамара Ханум всегда появлялась перед  поклонниками ее таланта уже после экскурсии и при этом, с обаятельной улыбкой произносила: «живой экспонат готов»!

В те годы Тамаре Ханум очень шла роль обворожительной женщины, всегда нарядно одетой  и ладно причесанной,отвечающей на разнообразные вопросы с тонким чувством юмора.
И, несмотря, на кажущуюся легкость, всемирной знаменитости порой удавалось успешно решать многие сложные проблемы, с которыми к ней обращались незнакомые люди, приезжающие изо всех уголков республики.


 Зубайдо Александровна, использовала ли Тамара Ханум фонограммы?

-Насколько я знаю,никогда! Великая Тамара Ханум до последних дней своей жизни не обделяла вниманием преданных зрителей, для которых полностью выкладывалась на всех шефских концертах.

Из уважения к своей публике, она пела всегда «вживую», не боясь внезапного отключения микрофонов, не прибегая к сложной аппаратуре, а тем более к старым проверенным записям. Такие же требования она предъявляла и к своим преемникам. А еще она с большим пиететом относилась к тем, кого,как говорится, "Бог при рождении поцеловал в темечко",то есть, к людям, наделенным большим талантом и не ленящимся постоянно развивать этот талант.

Чтобы,перечислить все регалии известной Артистки, понадобиться немало времени, но сегодня это не самое главное. Главное то, что в третьем тысячелетии отнюдь не каждый исполнитель, раскрученный с помощью мощной звуковой аппаратуры, может похвастать именно голосом, узнаваемым с первых же нот. 
Вот  поэтому  и  бренд по имени Тамара Ханум по-прежнему остается одним из знаковых явлений  всемирного искусства