Были ли покорённые народы на стороне монголов?

Евгений Темежников
   БЫЛИ ЛИ ПОКОРЁННЫЕ НАРОДЫ НА СТОРОНЕ МОНГОЛОВ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: Русский летописец среди народов, пришедших на Русь в Батыевой орде, ставит на первое место «куманов» - то есть кипчаков-половцев! [9.1].

   ЕТ: Летописец опять не назван. Читаем все летописи подряд.
   Новгородская 1-я Л: «В то лето придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую» [7.1, т.3].
   Лаврентьевская: «Того же лета, на зиму придоша от восточные страны на Рязаньскую землю лесом безбожнии Татарове со царем Батыем» [7.1, т.1].
   Ипатьевская: «В лето 6745 (1237) Придоша безбожнии Измалтяне преже бивъшеся со князи Роускими на Калкох быс первое приход их на землю Рязаньскоую и взяша град Рязань копьем» [7.1, т.2].

   ЕТ: Как мы видим, ни один русский летописец куманов-половцев даже не поминает, тем более что куманами их на Руси не именовали. Но подчинённые народы были.

   Юлиан: «Далее говорят, что в войске у них с собою 240 тысяч рабов не их закона и 135 тысяч отборнейших [воинов] их закона в строю» [6.1].
   ВИ: «В 1236 г. начался новый завоевательный поход на запад, куда была направлена многочисленная армия, состоявшая не только из монгольских войск, но и из войск покорённых народов» [8.1, т.3, г.35].
   Гордеев: «Армия монгол состояла из войсковых соединений всех покоренных народов. Монголы среди покоренных народов составляли ничтожное меньшинство, но им принадлежало все высшее военное и административное управление и контроль… Высшее командование частей, формировавшихся из покоренных народов, принадлежало нойонам и тысячникам–монголам» [8.29].
   ЕТ: Как мы видим, классическая версия, даже в изложении постоянно цитируемого НФ Гордеева, не противоречит первоисточникам.

   НФ: Остановимся на мгновение и представим себе всю нелепость этой ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им «русским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя там «главную массу»! Напомним еще раз, что русские, якобы, были только что ПОБЕЖДЕНЫ в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим, никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. Во всей истории победители ОТБИРАЛИ у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли значительное меньшинство и считались, конечно, ненадежными [9.2].

   ЕТ: Видимо, Наполеон был настолько глуп, что этого не знал. Вооружил и направил в Россию «двунадцатиязычную армию» из ВСЕХ покоренных народов Европы, включая еще недопокорённых испанцев и португальцев. Французов в Великой Армии было менее половины.
   Англичане были ещё глупее, завоёвывая Индию руками вооружённых ими покорённых индийцев - сипаев, не проводя в своей стране всеобщей мобилизации для борьбы с многократно превосходящей по населению Индией. Так в 1833 г. в Ост-Индийской армии было 23.000 англичан и 186.000 индийцев-сипаев. То есть победители-англичане зачем-то передают оружие завоеванным им «индийским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя там «главную массу»! И ещё как служат!
   «История английских войск в Индустане представляет много примеров, что сипаи лучше сражались за британские интересы, чем собственно английские солдаты. Даже во время бунта 1857-1859 годов значительная часть туземных полков Индии осталась верною английскому правительству. В 1868 году войска, действовавшие против Абиссинии, заключали много сипаев, а мелкие экспедиции против лушаев, дуфласов и прочих в самой Индии, в последующие годы, были производимы исключительно туземными войсками, так как англичане берегут собственно британских солдат…
   Офицеры, поступавшие на службу в Индии, уклонялись от службы в сипайских полках и мало по-малу некоторые из последних были доведены до того, что в них осталось, сверх полкового командира, два-три английских офицера» [Военный сборник №9 1877].

   ЕТ: Ещё интересней с конкистадорами. Кортес вторгся в империю Ацтеков с 500, а Писаров в империю Инков с 200 солдатами. Как Писарро удалось захватить и контролировать одной ротой территорию в тысячи км? А точно так же – руками самих же туземцев. Ну не знал он, что у всех индейцев следует отбирать оружие. А может, и не было ни французского нашествия на Россию, ни завоевания Англией Индии, ни Испанией Америки? Не пора ли писать «новейшую хронологию»?

   АБ: Так вот, в одном из солидных исторических трудов, чуть ли не на самой последней странице, в «примечаниях к примечаниям», мельчайшим шрифтом напечатано, что польский историк Мартин Кромер (1512-1589) упоминал… об участии войск галицко-волынских князей в походе «ордынцев» на Сандомир и Краков! [9.1].

   ЕТ: Чувствуется писатель-детектив! Мелкие буквы «в примечаниях к примечаниям» углядел! Об участии русских в этом походе в «Великопольской хронике» опубликованной в СССР в 1986 г. аршинными буквами написано. Речь идёт не о татарском нашествии, а о набеге Бурундая в 1259-1260 гг., то есть спустя 18 лет после татарского нашествия, когда русские князья были вассалами татар и обязаны были участвовать в их походах.

   ВПХ: «В упомянутом выше году (1259) перед праздником св. Андрея [во искупление] грехов христиан в Сандомирскую землю вторглись татары с пруссами, русскими, куманами и другими народами и безобразно ее разорили грабежами, поджогами и убийствами. И зная, что большое множество людей со своим имуществом прибыло в Сандомирскую крепость, окружили ее, непрерывно штурмуя. Русские же князья - Василько, брат русского короля Даниила, а также упомянутые сыновья - Лев и Роман, видя, что осада затягивается, задумали окружить жителей крепости обманным путем. Обеспечив безопасность, [они] сошлись с жителями крепости, убеждая их просить у татар заверений безопасности, и сдать им крепость и имущество, находившееся в ней, чтобы татары даровали им жизнь. Жители крепости, предпочитая жизнь самой крепости и имущества и надеясь сохранить жизнь так, как было сказано выше, обманутые советом указанных князей, будто бы они смогут уйти свободными, не беспокоясь о жизни и о своих женах, получили от татар и указанных князей твердое обещание открыли ворота. Они оставили в крепости все имущество и безоружные вышли из нее. Увидев их, татары набросились на них, как волки на овец, проливая огромное количество крови невинных людей, так что разлившиеся потоки крови, стекая в Вислу, вызвали ее наводнение» [6.16].

   ЕТ: Об этом походе есть сведения и в русской летописи.
   Ипатьевская Л: «И приде Боуранда безбожный, злый, со множеством полков Татарьскых, в силе тяжьце… Посла же послы к Данилови, река: «иду на Литвоу; оже еси мирен поиди со мною». Данилови же седшу с братом со сыном, печалны бывше гадахоуть, ведахоуть бо, аще Данилъ поедеть и не боудеть с добром. Сгадавше вси и еха Василко за брата, и проводи братъ до Берестья и посла с ним люди своя» [7.1, т.2].

   ЕТ: Участие как русских, так и других народов классическая версия никогда не скрывала.
   Карамзин: «Сей завоеватель (Батый) беспрестанно умножал рать свою, присоединяя к ней побежденных» [8.5].
   Иловайский: «При осаде городов и замков в Угрии татары весьма щадили собственные силы; а более пользовались толпами пленных русских, половцев и самих угров, которых под угрозой избиения посылали заваливать рвы, делать подкопы, идти на приступ» [8.4, т.1, ч.2].

   ЕТ: Об участии покорённых народов в завоеваниях сообщают самые разные источники.
   Юань ши: «Бату подал доклад [императору], [чтобы] прислали Субэтая руководить сражением, Субэтай набрал войско из хабичи (подвластных), войско и пятьдесят с лишним человек [их] це-лянь (князей), которые усердно работали на него» [2.6, цз.121].

   ЕТ: Это было в 1240 году, накануне вторжения в Европу. Набраны были на Руси, просто больше негде было. Обычная практика.
   РАД: «Тысяча Уяр-ваншай из народа [каум] кара-хитаев; [он] покорился Чингиз-хану и в рабском служении ему стал уважаемым. Он был одним из старших эмиров. Ваншай значит «эмир-темник». Когда он явился служить к Чингиз-хану, то стал начальствовать всем кара-хитайским войском в десять тысяч. В настоящее время его сыновья находятся у каана; они – уважаемые эмиры и сами, по докладе о [своих] тысячах, назначают эмиров. Тысячи Туган-ваншая из народа Джурджэ. Этот эмир покорился и стал старшим и уважаемым; он ведал всем джурдженским войском [в числе] десяти тысяч. По докладе об эмирах-тысяцких он сам [их] назначал» [3.2, к.2, ф.10].
   РАД: «Поскольку каану не удавалось быстро собрать войско, то он издал указ представить всех узников хитайского государства. Их было около двадцати тысяч человек. Он сказал [им]: «Вы все подлежите смерти, ради своей головы я вас освободил, я вам дам коней, оружие, одежду и пошлю [вас] в войско. Если будете стараться, то станете эмирами и почтенными людьми!». Способных из них он сделал начальниками тысяч, сотен и десятков и отправил их на соединение с главным войском» [3.2, к.4, ф.8].
   Юлиан: «Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати или больше, и обязывают тех людей впредь именоваться татарами. Воинам же, которых гонят в бой, если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами. Потому, сражаясь, они предпочитают умереть в бою, чем под мечами татар, и сражаются храбрее, чтобы дольше не жить а умереть скорее… О численности всего их войска не пишут вам ничего, кроме того, что изо всех завоеванных ими царств они гонят в бой перед собой воинов, годных к битве» [6.1].
   Магакия: «Между тем великие и независимые князья грузинские, кто волей, кто неволей сделались их данниками, как мы выше писали, и каждый с известным числом всадников, смотря по состоянию, вступил к ним в халан. С их-то помощью татары брали непокоренные города и крепости, разоряли, брали в плен и беспощадно умерщевляли мущин и женщин, священников и монахов, уводили в рабство диаконов, без всякого страха грабили христианские церкви и превосходные мощи святых мучеников; кресты же и св. книги, сняв с них дорогия украшения, бросали прочь, как нечто негодное. Как мне описать горе и бедствия времени ?
   Через год народ Стрелков снова стал собирать войска, к которым присоединились также князья армянские и грузинские. С несметными силами они пошли на румскую страну под предводительством Бачу-нуина, имевшего удачу в боях и постоянно поражавшего своих противников. Причиною этих побед были теже грузинские и армянские князья, которые, образуя передовые отряды, с сильным натиском бросались на неприятеля; а за ними уже татары пускали в дело свои луки и стрелы» [4.2].
   Картлис цховреба: «Устроив и поделив Грузию, татары отправились в поход на Алмут и забрали с собой грузин, коих разделили надвое. Половина их была в походе на Алмут в один год, а (другая) половина – в другой год, ибо семь лет продлилась война с алмутцами, которые суть вероломные человекоубийцы и коих именуют мулидами. И неустанно воевали с ними татары Чармаган, Чагата, Иосур и Бичо – и летом, и зимой. А грузины, разделенные и распределенные по годам своим, сопровождали их и пребывали в алмутском походе, затем отправлялись другие, согласно своему жребию, и год проводили в Алмуте, затем – другие – по их же жребию. Таким образом, в течение семи лет продлилось пребывание их на Алмутской войне» [4.7, с.353].
   Стефан Орбелиан: «Через несколько лет татары, взяв с собой грузинские войска под начальством Авага и Шаханшаха, к которым присоединился также Еликум (армянский), выступили в поход против Мартирополя» [4.6, т.1, с.35].
   Картлис цховреба: «В эту же пору соизволил Уло каэн идти в поход на Вавилон, который есть Багдад, и на царя вавилонян – халифа. И созвал он всю рать свою и отправился в Багдад. И каэн обступил и осадил его. С одной стороны приступил сам каэн с этого (берега) реки, а с другой – Элга ноин, а со стороны одной – царь Давид, потому как при нем была вся именитая знать грузинская. И воевали мощно и немного дней, и примерно, через дней двенадцать забрали Багдад. Царь Давид велел воинам своим вырыть (проход) под оградой (города). И они прорыли его, проникли сквозь стену грузины и произошла мощная схватка, и истребляли воинов багдадских, и жуткий страх обуял багдадцев. И так отверзли грузины врата городские, и (затем) вторглись татары» [4.7, с.362-363].
   Карпини: «И вот чего Татары требуют от них [подчинённых народов]: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и берут одного… когда угодно господам, они забирают всех юношей с женами и сыновьями и заставляют идти сзади себя со всеми своими слугами. Впрочем, эти юноши принадлежат к числу Татар, а вернее сказать, к числу пленных, так как хотя они считаются в их среде, однако не пользуются таким уважением, как Татары, но приравниваются к рабам и посылаются на все опасности, как другие пленные. Ибо в войнах они идут первыми, а также если приходится перейти болото или опасную воду, то им надлежит сперва изведать брод. Им также нужно работать все, что надлежит делать. Точно так же если они кого-нибудь оскорбят или не повинуются по мановению, то их бьют, как ослов» [6.8].
   Фома Сплитский: «У них имеется великое множество воинов из разных покоренных ими в войнах народов, прежде всего куманов, которых они насильно заставляют сражаться. Если же они видят, что кто-либо из них немного страшится и не бросается в исступлении навстречу гибели, они немедленно отрубают ему голову. Сами татары неохотно подвергают свою жизнь опасности» [6.3].
   Герман II: «И если случайно некоторых, молящих [о пощаде], помиловали, то их, словно обреченных на смерть рабов, погнали перед собой в сражение против их [же] соплеменников. Если кто сражался только для вида или даже пытался потихоньку бежать, то тартары, настигнув их, убивали; если они храбро сражались и побеждали, то никакого вознаграждения [за это] не получали; и так они обращались с пленниками своими, словно с рабочим скотом» [6.4].
   Иордан: «Мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов» [6.4].
   Мэн-да бэй-лу: «Всякий раз при наступлении на большие города [они] сперва нападают на маленькие города, захватывают [в плен] население, угоняют [ero] и используют [на осадных работах]. Тогда [они] отдают приказ о том, чтобы каждый конный воин непременно захватил десять человек. Когда людей [захвачено] достаточно, то каждый человек обязан [набрать] сколько-то травы или дров, земли или камней. [Татары] гонят [их] день и ночь; если [люди] отстают, то их убивают. Когда [люди] пригнаны, [они] заваливают крепостные рвы [вокруг городских стен тем, что они, принесли], и немедленно заравнивают [рвы]; [некоторых] используют для обслуживания [колесниц, напоминающих] гусей, куполов для штурма, катапультных установок и других [работ]. [При этом татары] не щадят даже десятки тысяч человек. Поэтому при штурме городов и крепостей [они] все без исключения бывают взяты» [2.2].
   Насави: «Татары гнали пленных под прикрытиями-домами вроде таранов, сделанными из дерева и покрытыми шкурами. Если пленные возвращались, не доставив прикрытия к стене, им рубили головы. Поэтому они были настойчивы и наконец пробили брешь, которую нельзя было заделать. После этого все татары надели свои доспехи и ночью бросились штурмовать… И всякий раз, когда один из таких отрядов в количестве тысячи всадников нападал на какую-либо местность, он собирал людей из окрестных деревень и двигался с ними к городу, где их силами ставили катапульты и пробивали бреши в стенах, пока не овладевали городом» [3.4].
   Ибн ал-Асир: «Было у них такое обыкновение: сражаясь с городом, они ставили впереди тех пленных мусульман, которые находились при них, (заставляли их) наступать и драться, а если они возвращались, то убивали их. Таким образом они (пленные) бились по своей неволе и были достойны жалости» [3.5, с.18].

   ЕТ: А что если правитель покорённого государства откажется участвовать в войнах монголо-татар? Подобный прецедент имел место быть и вот чем это кончилось.
   ССМ: «§ 256. Собираясь в поход, Чингис-хан отправил к Тангутскому Бурхану посла с такою просьбой: «Ты обещал быть моею правой рукой. Так будь же ею теперь, когда я выступаю в поход на Сартаульский народ, который порвал мои златые бразды». Не успел еще Бурхан дать ответа, как Аша-Гамбу и говорит: «Не имеешь силы, так незачем и ханом быть!» И не дали они подкрепления, воротив посла с высокомерным ответом. Тогда Чингис-хан сказал: «Мыслимо ли стерпеть подобное оскорбление от Аша-Гамбу? За подобные речи, что стоило бы прежде всего пойти войною на них? Но отставить это сейчас, когда на очереди другие задачи! И пусть сбудется это тогда, когда, с помощью Вечного Неба, я ворочусь, крепко держа золотые бразды. Довольно!» [1.1]
   ЕТ: Это сбылось после возвращения Чингис-хана из Хорезма.
   ССМ: «Он продиктовал послу следующее: «Некогда ты, Бурхан, обещал быть со своими Тангутами моею правой рукой, вследствие чего я и звал тебя в поход на Сартаулов, которые нарушили условия мирного договора. Но ты, Бурхан, не только не сдержал своего слова и не дал войска, но еще и ответил мне дерзкими словами. Занятый другими мыслями, я решил посчитаться с тобою потом. Ныне, совершив Сартаульский поход и, с помощью Вечного Неба, обратив Сартаульский народ на путь правый, я возвратился и иду к тебе, Бурхан, потребовать отчета…
§ 268. Разгромив Тангутский народ и покончив с Илуху-Бурханом, переменованным в Шидургу, государь соизволил повелеть: «Так как я истребил Тангутов до потомков потомков их и даже до последнего раба – мухули-мусхули угай болган, то пусть напоминают мне о таковом поголовном истреблении за каждым обедом, произнося слова: «Мухули-мусхули угай!» [1.1].

   ЕТ: Предвижу вопрос: а почему тогда китайцы не зафиксированы в походе на Русь и в Европу? Ответ на него в надгробной надписи на стеле первого министра Монгольской империи.
   Стела Елюй Чуцая: «В [году] и-вэй (21.01.1235-8.02.1236) при дворе обсуждался [вопрос] о том, чтобы использовать мусульман для совершения карательных походов на Юг [Китая], а ханьцев — для карательных походов на Запад. Предполагали, что этим был бы найден удачный план. Его превосходительство неоднократно заявлял о том, что это невозможно. [Он] говорил: “Китайские земли и Западный край отстоят друг от друга на десятки тысяч ли. Люди и кони изнурятся, пока дойдут до границ неприятеля, и будут негодны. Более того, различен климат, и непременно возникнут повальные болезни. Лучше если и те и другие будут участвовать в карательных походах в своих странах. [Это], очевидно, будет к обоюдной выгоде!”. Спор продолжался более десяти дней и затем прекратился» [2.4].

   ЕТ: Это не летопись, это высечено на камне, т.е. всякие поздние переделки исключены. Виден размер империи (1 ли = 0,5 км), различные климатические условия.

Последнее редактирование 21.06.2016

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Что и когда писал венгерский король папе Римскому? http://www.proza.ru/2016/06/14/51