Какие предводители были Великого Западного похода?

Евгений Темежников
   КАКИЕ БЫЛИ ПРЕДВОДИТЕЛИ ВЕЛИКОГО ЗАПАДНОГО ПОХОДА?

   Сокращения
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко

   НФ: Само описание монголо-татарского завоевания Руси в русских летописях наводит на мысль, что «татары» – это русские войска во главе с русскими князьями. Откроем Лаврентьевскую летопись. Она является основным русским источником об эпохе монголо-татарского завоевания Чингисхана и Батыя. Считается, что она представляет собой соединение Владимирского и Ростовского летописаний… «Татары» упоминаются часто, но ни один татарский предводитель не упомянут [9.2].

   ЕТ: Откроем Лаврентьевскую летопись:
   Лаврентьевская Л: «Того же лета на зиму приидоша из восточкныя страны на Рязаньскую землю лесом безбожнии Татарове со царем Батыем» [7.1, т.1].

   ЕТ: Как мы видим, ничего на мысль, что «татары» – это русские войска во главе с русскими князьями (из восточных стран!) не наводит, да и один предводитель в данной летописи таки помянут.
Но может Батый был один и поход не был всемонгольским? Недавно на этот счёт появилась следующая оригинальная версия от новых фолк-историков.

   Бурланков: В наших исторических трудах очень любят использовать "Сокровенное сказание" как источник по перечислению имен царевичей, принимавших участие в походе на Русь. Однако по тексту Сказания видно, что царевичи к Батыю были отправлены еще году в 1230-м, задолго до прихода его на Русь! И вот что говорит сам Угедей (Огедай) Гуюку (своему сыну) о его участии в походе на Русь:
   ССМ: «Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, как единый вершитель, который в первый раз из дому-то вышел, а при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл».
   Бурланков: Т.е., судя по всему, Гуюк и Бури как раз в походе на Русь и НЕ участвовали! Думаю, что в целом моя реконструкция верна: Батый, будучи изгоем в своем роду (о чем говорят слова его "братьев"), предпринял действия по покорению Руси уже своими силами и с "местными" союзниками. Тогда как многочисленные "царевичи" в ту пору были им уже отправлены назад. По крайней мере, по утверждению самого автора сказания, записано это им было "в год Мыши" (считается, 1240), когда поход Батыя на запад был в самом разгаре - а Гуюк и Бури к тому времени уже ДАВНО дома, у отца. Соответственно, либо мы не доверяем, что сказание записано в то время (а тогда какая ему вера?), либо мы доверяем - но тогда царевичи в походе на Русь и далее на Запад не участвовали... Да и Субудэй в этом конфликте уже не упоминается (хотя он бы, казалось, и должен был приструнить братьев Батыя!)
   ЕТ: Что тут можно сказать.
   Во-первых, донесение Батыя к Угедею в «Сказании» не датировано, и непонятно с чего Бурланков взял, что это ранее нашествия на Русь.
   Во-вторых, в цитируемом отрывке Угедей возмущается: «при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл». Разве можно предъявить такую претензию к тому, кто вообще русских с кипчаками не покорял?
   В-третьих, в «Сказании» не говорится об отзыве царевичей. Наоборот, говорится о решении Угедея: «Дело это, как полевое дело, я возлагаю на Батыя. Пусть Гуюка с Аргасуном судит Батый!».
   В-четвертых, кроме «Сокровенного сказания» имеется множество других, датированных первоисточников, из которых вполне можно понять, когда Гуюк и прочие царевичи были отозваны из похода. Давйте по порядку.

   ЮАНЬ ШИ. цз.2. Тай-цзун (Угедей): Весной, года и-вэй, 7-го [от установления правления... Угэдэй] отправил чжувана Бату вместе с сыном императора Гуюком и сыном императорского брата Мэнгу в поход на западные страны, [отправил] царевича Кодана - пойти походом на Цинь и Гун, а сына императора Кучу вместе с Хутуху[-нойоном] - воевать Сун, [и отправил] Тангутах в поход на Корею. [цит. по 2.6, с.486-487].
   ЕТ: Год и-вый (барана) это 1235 год от Р.Х. Более подробно об этом сообщает Рашид-ад-Дин.

   РАД. «Каан, после того как в год лошади он возвратился после завоевания областей Хитая, в местности Талан-даба, устроив собрание, сделал курилтай. В этом году, [году] барана, он захотел собрать еще раз всех сыновей, родственников и эмиров и заставить их вновь выслушать ясу и постановления. Все явились согласно приказу. Всех он отличил разного рода пожалованиями и милостями.
   [Целый] месяц беспрерывно родственники в согласии пировали с раннего утра до звезды, и, по принятому обычаю, все богатство, которое было собрано в казнохранилищах, он [каан] раздарил собравшимся. Когда закончили пиры и развлечения, он обратился к устроению важных дел государства и войска. Так как некоторые окраины государства еще не были [полностью] покорены, а в других областях действовали шайки бунтовщиков, он занялся исправлением этих дел. Каждого из родственников он назначил в какую-нибудь страну, а сам лично намеревался направиться в Кипчакскую степь.
   Менгу-каан, хотя и был еще в расцвете молодости, благодаря разумности и опытности, которыми он обладал, обратил внимание [присутствующих] на поступок каана и сказал: «Мы все, сыновья и братья, стоим в ожидании приказа, чтобы беспрекословно и самоотверженно совершить все, на что последует указание, дабы каану заняться удовольствиями и развлечениями, а не переносить тяготы и трудности походов; если не в этом, то в чем же ином может быть польза родственников и эмиров несметного войска?».
Все присутствующие всецело одобрили эту речь и сделали ее обязательным для себя руководством.
   И благословенный взгляд каана остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар [поляков], маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали; и они занялись приготовлением [к этому походу]». [3.2, т.2, с.35-37].

   ЕТ: В следующей главе Рашид ад-Дин сообщает имена царевичей.
   РАД. О войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Буларе и Башгирде, и завоевании [ими] тех областей.
   Царевичи, которые были назначены на завоевание Кипчакской степи и тех краев, [были следующие]: из детей Тулуй-хана – старший сын, Менгу-хан, и брат его Бучек; из рода Угедей-каана – старший сын, Гуюк-хан, и брат его Кадан; из детей Чагатая – Бури и Байдар и брат каана, Кулкан; сыновья Джучи; Бату, Орда, Шейбан и Тангут; из почтенных эмиров: Субэдай-бахадур и несколько других эмиров. Они все сообща двинулись весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11.2– 11.3.1236]; лето они провели в пути, а осенью в пределах Булгара соединились с родом Джучи: Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом, которые также были назначены в те края. [3.2, т.2, с.35-37].

   ЕТ: Обратим внимание, что датировано ещё и по мусульманскому календарю. Те же имена называет и более ранний источник.

   ДЖУВЕЙНИ: «Когда Каан во второй раз собрал великий курилтай, они все вместе думали, как истребить и подчинить себе всех непокорных, которые ещё оставались, и было решено захватить земли булгар, и ясов, и руссов, которые граничили с владениями Бату, ибо, вводимые в заблуждение обширности своей территории, они не покорялись окончательно. Тогда он назначил нескольких царевичей помогать и оказывать содействие Бату, а именно Менгу-каана и его брата Бочека, своих собственных сыновей Гуюк-хана и Кадагана, из других царевичей – Колгена, Бури и Байдара, братьев Бату Хорау и Тангута, и ещё несколько царевичей, а также Субутай-бохадура из числа высших военачальников. Царевичи разъехались каждый в свою ставку, чтобы подготовить свои войска и армии; и весной каждый из них выступил из своей собственной земли и поспешил завершить это дело. Они сошлись все вместе в землях булгар. От множества их войск земля стонала и гудела, и даже дикие звери столбенели от шума их полчищ» [3.1, с.184-185].

   ЕТ: Вскоре и до Руси дошли в том же составе:

   РАД: «Он [Менгу-каан] провел там лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х., сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими.
Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан (Рязань) и в три дня взяли [его]. После того они овладели также городом Ике (Коломна). Кулкану была нанесена там рана, и он умер [3.2, т.2, с.38].

   ЕТ: И в 1239 году царевичи действовали вместе с Батыем.
   РАД: Потом в кака-ил, год свиньи, соответствующий 636 г.х., Гуюк-хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас (Маныч?) и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и 15 дней, взяли его [3.2, т.2, с.39].

   ЕТ: Об участии царевичей сообщается в русской Ипатьевской летописи в описании взятия Киева в 1240 году.

   Ипатьевская Л: «Татарина именем Товроул и т исповеда им всю силоу их се бяхоу братье его силныи воеводы Оурдю и Баидар, Бирюи Каидан, Бечак, и Меньгоу, и Кююкь иже вратися, оуведав смреть кановоу и быс каном. Не в роду же его, но бе воевода его перьвыи Себедяи богатоур и Боуроунъдаии багатырь иже взя Болгарьскоую землю и Соуждальскоую инех бещисла воевод ихже не исписахом зде» [7.1, т.2].

   ЕТ: Видимо царевичи получили указание вернуться вскоре после взятия Киева.
ЮАНЬ ШИ. цз.2: Зимой, в 12-й луне [года гэн-цзы] [15.12.1240-15.1.1241], [Угэдэй] дал указ Гуюку отозвать войска [для отдыха и пополнения]. Было дано высочайшее повеление [цит. по 2.6, с.491-492].
   РАД: «Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши, 637 г.х. [3.8.1239-22.7.1240]. Весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Тимур-кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир [?], а Гуюк-хан и Менгу-каан осенью того же года мыши, по приказанию каана, вернулись, и в год быка, соответствующий 638 г.х. [23.7.1240–11.7.1241], расположились в своих ордах» [3.2, т.2, с.39].

   ЕТ: А вот поход в Европу осуществлялся уже Батыем самостоятельно, после ссоры с царевичами, описанной в «Сокровенном сказании» и отзыве их. Вот список предводителей у очевидца нашествия, побывавшего в татарском плену.
Рогерий: «Король королей и господин пришедших в Венгрию татар звался именем Бату. В войске начальником под ним был человек, называемый всеми могущественным Бохетором (вероятно Субудай-багатур). Каданг из скромности назывался лучшим. Коактон, Феикан, Пета, Хермеус, Хеб, Окадар считались среди татар старшими королями, хотя были среди них и прочие многочисленные короли, властители и вельможи» [6.14, c.29].


Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Были ли покорённые народы на стороне монголов? http://www.proza.ru/2016/06/13/613

Последнее редактирование: 2.2.2017