Земляные пчелы или шмели! Часть-2

Александр Зинковский
ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Шли годы. Я рос, взрослел, становился школьником, студентом, научным сотрудником - совсем взрослым человеком  и уже не ловил ради любопытства «полосатых жужжалок», а только любовался ими, время от времени узнавая что-то новое.  Больше всего меня интересовали пчелы, дающие нам мед и пыльцу, а также осы, поскольку, хоть они меда и не дают, но их укусы очень болезненны.

И только прошлым летом (2015 г.),  когда я по-настоящему увлекся макросъемкой цветов и растений, в поле моего зрения начали попадать суетящиеся на цветах мохнатые шмели. Тут-то я и заметил, что шмелей, занятых опылением цветов у нас в Подмосковье гораздо больше, чем пчел и ос. Мне стало интересно, почему же, все-таки, первое месте в опылении цветов занимают именно шмели. Я обратился к литературе и вот что узнал!

Оказывается, шмели имеют еще одно название – «земляные пчелы» (за то, что частенько строят свои гнезда-ульи в земле)  и относятся они к биологическому семейству медоносных пчел. 

В мире распространены сотни видов шмелей, но для обычных любителей природы все они кажутся просто «шмелями».  Вообще-то говоря, от пчел и ос шмели отличаются уже хотя бы своими размерами.

Шмель является «тяжеловесом» мира насекомых. Цветы гнутся под тяжестью, когда он садится, чтобы собрать мед и пыльцу. Взрослая женская особь шмеля может иметь длину тела до 3,5 см. 

Другим ярким отличием является то, что шмель всегда густо покрыт волосками, образующими своего рода «шубу», окрашенную  в черные, желтые и ярко-рыжие полосы. Для сравнения укажу, что размер тела медоносной пчелы почти в полтора раза меньше, чем тело шмеля.  Раза в полтора-два меньше взрослого шмеля и многие  виды ос, за исключением самых крупных и ядовитых из них – шершней.


Предыдущая часть http://www.proza.ru/2016/06/12/46

Продолжение http://www.proza.ru/2016/06/13/25

Рисунок - коллаж автора.


Мои произведения на сайте:

Очень белое солнце пустыни - естествознание (8)
http://www.proza.ru/2014/06/17/65