Две неразделенных любви Боттичелли 1 Часть 1

Михаил Гольдентул
Часть 1  Первая любовь. Симонетта - Галатея.


     Меня всегда поражали сильные чувства.  Например, любовь телеграфиста Желткова к Вере Шеиной или Вертера к Шарлотте. Я тоже сильно влюблялся несколько раз в своей жизни, один раз даже   женился из-за этого. Но не до такой же степени, как они.
    Среди них также Петрарка со своей неразделенной любовью к Лауре и  Данте к Беатриче. Тоже безответно, но хоть, слава Богу,  без самоубийств. (Здесь наоборот мужчины надолго пережили своих полумифических возлюбленных). Я полагаю, писательство замечательное средство от неразделенной любви. Жаль Желтков с Вертером об этом не знали. Таких случаев в жизни и истории сколько хочешь, но о Данте и Петрарке все знают, потому что они  написали об этом. (Вот еще одна причина стать писателем,  тем более мы на Прозе просто в привилегированном положении).
     Мало кому известно, что к  героям неразделенной любви принадлежит и Сандро Боттичелли,  любивший платонически очаровательную Симонетту Веспуччи, королеву красоты при дворе Лоренцо Великолепного, черты которой Боттичелли  изображал  всю жизнь после ее смерти анонимно на многих своих картинах.  Он тоже благополучно пережил ее преждевременную смерть в 22 года от туберкулеза, потому что находил утешение в рисовании.
(Смотри подробнее здесь   http://www.proza.ru/2016/05/23/78)
    Не зная и не понимая этой любви, нельзя полностью понять творчество Боттичелли.
Не только в том смысле, что любовь вдохновила его на творчество, а и в том, что у Боттичелли был чувственный характер. Он был чувственный экстраверт, подобный такого же типа гениям как Ван Гог, Чайковский, Модильяни или  Цветаева.
Я обожаю Баха и Бетховена  и Моцарта,  но я преклоняюсь перед Чайковским, душа и сердце которого раскрыты полностью в  его музыке без остатка.

    Когда я пишу, что Боттичелли был человек с тонкой восприимчивой   душой, я имею ввиду воздействие на него всего им увиденного и прочитанного. Один человек выходит из  концерта,  полный впечатлений и энергии ,  другой - в восторге,  третий - в слезах.  Если эти трое - художники,  то первый – Буонаротти, второй – Рафаэль,  и третий - Боттичелли. (Это не литературная метафора, это точное описание характера).
 
    Он читал замечательные книги:  Данте, Петрарку, Бокаччо, Фиччино,  Овидия, Лукреция,  Полициано ... и воспламенялся ими, он был окружен романтической атмосферой двора Лоренцо,  и воспринимал как никто другой  влияние гуманистических идей,  расцветших полным цветом во Флоренции в те  времена.

    Привожу два сонета Петрарки, посвященных легендарной Лауре, чтобы читатель получил представление  о том, что читал Боттичелли.

Сонет LXI

Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе.

Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полет,
И лук, что эти стрелы в сердце шлет,
Искусного стрелка послушен воле.

Благословляю имя из имен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.

Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои — её владенья.

CCLXVII

Увы, прекрасный лик! Сладчайший взгляд!
Пленительность осанки горделивой!
Слова, что ум, и дикий, и кичливый,
Смиряя, мощным жалкого творят!

Увы и нежный смех! Пускай пронзят
Его струи - была бы смерть счастливой!
Дух царственный, не в поздний век и лживый
Ты властвовал бы, высоко подъят.

Пылать мне вами и дышать мне вами:
Весь был я ваш; и ныне, вас лишенный,
Любую боль я б ощутил едва.

Вы полнили надеждой и мечтами
Разлуки час с красой одушевленной:
Но ветер уносил ее слова.

Вглядитесь в лицо Боттичелли на его автопортрете:

http://www.proza.ru/2016/05/22/1787


     Боттичелли читал  Данте!!!  Сказать  это,  ничего не сказать.  В дальнейшем вы убедитесь, что о Боттичелли  ничего просто так сказать нельзя, потому что он был гений, и все, что он делал должно было возводиться в степень  в сравнении нашими обычными мерками.
    Вернемся к Данте, которого он читал. Я тоже читал Данте. Но, во-первых, я читал его по-русски, во-вторых, я все время  читал параллельно комментарии, составляющие 30% книги, и в-третьих, я все равно мало что понимал, потому что другая эпоха.  А Боттичелли не просто читал, он создал иллюстрации  к Божественной комедии.
     Читатель спросит, а чего это я вдруг решил читать Божественную комедию, будучи простым советским человеком. А потому, что я изучал Капитал Маркса, к которому Маркс взял эпиграф из Комедии из начала  Третьей Песни:
"Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета.
А вот само  начало Третьей песни, может быть это начало настроит  вас на ренессансный дух:

 Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,
Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,
Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ.

 БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН:
Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ
И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН.

 ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ,
И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ.
ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.

 Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: "Учитель, смысл их страшен мне".

 Он, прозорливый, отвечал на это:
"Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета.

 Писать о Боттичелли   трудно еще  по двум причинам:

    1. Боттичелли исключительно оригинальный то есть резко отличающийся от других, гений. Просто из ряда вон выходящий. Таких можно пересчитать по  пальцам. Поэтому человечество, собственно говоря, и молится на них.
(Буонаротти,  Леонардо,  Ван Гог,  Пикассо,  Рембрандт,  Джотто,  Клод Моне, Ренуар, Климт, Шагал,  Врубель, Дали, Вермеер...

    2. И еще потому, что его творчество, как ничье другое. не может быть понято вне связи с жизнью Флоренции времен Лоренцо Великолепного.   А чтобы описать эту жизнь, нужно упомянуть о многом,   потому что не было в истории времени, более насыщенного драматическими событиями и искусством, чем Ренессанс. (Если не считать, естественно, век Перикла).
Поэтому это повествование будет  состоять их нескольких частей, но  здесь я представлю  хотя бы  имена участников событий  с небольшим графиком расположения событий во временном пространстве.

   - Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи),
   - Лоренцо де Медичи, прозванный Великолепным, правитель Флорентийской республики,
   - Джулиано де Медичи –  брат Лоренцо,
   - Козимо де Медичи – дед  Лоренцо,
   - Пьеро де Медичи (Подагрик) - отец Лоренцо,
   - Лукреция Торнабуони  - мать Лоренцо,
   - Марсилио Фичино –философ, писатель - учитель Лоренцо,
   - Полициано (Анджело Амброгини) - поэт и друг Лоренцо,
   - Симонетта Веспуччи -  жена Марко Веспуччи – прекрасная женщина,
   - Джироламо Савонаролла – фанатик-проповедник.

Время действия -   Раннее Ворождение
1400-1489          
Козимо       1384---         --------------1464 (Лоренцо Великолепному 15 лет)
(дед Лоренцо)
Симонетта,                1453--------- ---1476 (22 года)
Боттичелли,                1445---------------------(65 лет)---------1510
Лоренцо,                1449---------------(43 года)-------1492
Джулиано,                1453--------------1478 (24 года)
Фичино,                1433--------------------------66 лет------------1499
Полициано,                1454--------------------------1494
 Савонарола                1452--------------------------------1498

Для  сравнения
Высокое возрождение
Рафаэль                1483-------------- --------1520
Леонардо                1452------------------------    --1519
Буонаротти                1475- 1564               

(Для справки несколько имен из Проторенессанса  1200-1400
 Джотто, Данте, Петрарка, Бокаччио, Козимо Медичи)

     Первой  неразделенной любовью Боттичелли,  как уже было сказано, была Симонетта Веспуччи.
Не зная истории Симонетты, нельзя понять творчество Боттичелли, а историю Симонетты нельзя представить, если не знать  или, вернее, не погрузится в атмосферу двора Лоренцо де Медичи.
    Лоренцо  называют «Крестным отцом» Ренессанса. Он действительно был покровителем искусства и сам был образованным человеком, поэтом. Его   учителем  был неоплатоник Марсилио Фичино,  и ближайшим другом поэт Полициано.
    Одновременно  Лоренцо  сохранял в жесточайших интригах и сражениях независимость  Флоренции, обеспечивая ее процветание. То есть, он был личностью выдающейся, в одном ряду с Наполеоном,  Периклом, Юлием Цезарем, Октавианом Августом, Александром Македонским, фараоном Аменхотепом VI (Эхнатонатоном), Петром I, Английской королевой Елизаветой I, ... и я предлагаю вам продолжить дальше самим.

    Тем не менее, чтобы быть справедливым, нужно сказать, что Лоренцо начал не на пустом месте  и,  фактически,  не он был Крестным отцом Ренессанса.  Им был его дед Козимо де Медичи, личность поистине выдающаяся, о котором  придется рассказать отдельно.

http://www.proza.ru/2016/07/19/1904

    Боттичелли  все знают  по его знаменитым картинам  «Рождение Венеры»  и «Весна».  Остальные работы Боттичелли известны  любителям искусства и специалистам.
Кроме уже упомянутых двух шедевров, он создал очень много замечательных картин, включая  даже  3 фрески на стене в Сикстинской капелле, но к концу жизни был забыт, потому что слишком много было новых гениев  в Италии, и среди них такие гиганты как  Перуджино, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

    Мимоходом замечу,  что большинство людей знает только знаменитые хиты великих художников, и в связи с этим я пришел к выводу, что
Картины  и авторы становятся известными по трем причинам:

 1.сюжет (то есть, изобретательность художника),
 2. мастерство, 
 3. удача, другими словами, вдохновенье.

Сальватор Дали по последнему поводу говорит следующее. Цитата длинная, но мы же никуда не торопимся:

    «...не все картины одинаково удаются – художники знают это по собственному горькому опыту, но указать причину не могут. Когда-то неожиданно для вас самого – у вас таинственным образом получается шедевр, а другой раз в точно таких же обстоятельствах картина, на которую вы затратили несравненно больше усилий и знаний, как только вы снова принимаетесь за нее, становится все безнадежнее...Благодаря таким контрастам и родились расплывчатые понятия «вдохновение», «удача».

   Вот поразительный пример. Александр Иванов потратил 20 лет на создание картины «Явление Христа народу», но впечатление она  особенного не производит по многим причинам. А довольно скромная картина Ивана Крамского «Христос в пустыне» производит впечатление глубочайшее.
 
   Но сюжет это главное, потому что мало кто понимает, что такое мастерство и почти никто, что такое вдохновение.
 
   Рембрандта публика знает как автора «Возвращения блудного сына» и «Ночного дозора»  (гениальная изобретательность), Рафаэль не далеко перещеголял Рембрадта, его хиты  – «Афинская школа» и «Сикстинская мадонна».
Если бы Делакруа не написал «Свободу на баррикадах», его никто бы не знал. Сюжет!
Карла Брюллова все знают благодаря  потрясающему по сюжету полотну «Последний День Помпеи», а Боттичелли прославился «Весной» и «Рождением Венеры». Обе находятса во Флоренции в галлерее Уфицци.
 
    Я стою перед выбором, о чем рассказать раньше, о прекрасной Симонетте  - неразделенной любви Боттичелли или о самом Боттичелли.
О Симонетте, конечно.

    Каким образом он вдруг нарисовал «Рождение Венеры», которая захватывает воображение любого человека мгновенно?
О сознательном творчестве тут говорить не приходится. Даже в «Весне», его втором шедевре, при неслыханном мастерстве все же есть какая-то конструкция.  В «Рождении Венеры» только порыв. Это чистейшей воды Галатея. Если мы хотим понять или увидеть воочию знаменитое творение Пигмалиона,  нужно смотреть на Венеру  Боттичелли.

   Попробуйте сами представить себе задачу для художника, пытающегося воплотить  древнегреческий миф о царе Кипра Пигмалионе, изваявшего скульптуру женщины, столь прекрасной, что он в нее влюбился, и которую Афродита оживила  в награду за истинную любовь Пигмалиона.
Простенький сюжетец, и многие скульпторы и живописцы по простоте душевной и наивности брались за него  без всякого успеха.
Это просто рассказать в мифе, как прекрасную историю.
 Словами многое легко изобразить. Например: «она была божественно прекрасна».  Попробуйте  нарисовать небесную красоту оживающей Галатеи. Это абсолютно невозможно…

    Представьте себе,   дважды это удалось.
Не  подозревашему об этом, Боттичелли в «Рождении Венеры»  и Джорджу Кьюкору в кинофильме   «Моя прекрасная леди»  с   неподражаемой Одри Хэпберн.

    Галатеей для впечатлительного Боттичелли, к тому же гениального  мастера, оказалась прекрасная Симонетта Веспуччи.
Итак, о Симонетте.
http://www.proza.ru/2016/05/23/78