Животные герои. Глава 3. Лошади, мулы и ослы 4

Александр Ресин
Начало http://www.proza.ru/2016/05/11/182

Мулы

Мул– это помесь  кобылы и осла. В результате скрещивания ослицы с жеребцом  получается лошак.

Мул появился рядом с человеком  в древнейшие времена,тогда же когда были одомашены лошади и ослы  Первое упоминание о мулах содержится в шумерском эпосе о Гильгамеше (около 2000 лет до нашей эры).

Гомер отмечал, что «впервые выдумана помесь осла с лошадью», жителями Малой Азии. Первые мулы, конечно, появились случайно, но человек быстро подметил превосходство гибридов над родителями и занялся их планомерным разведением.
Вскоре мул приобрел широкое распространение не только в Иране и Месопотамии, но и в Египте, Греции и Риме.

В древней Хеттии за мула платили 60 шекелей, в то время как лучшая лошадь для колесниц стоила только 20 шекелей.

Лучшим  вьючным  животным , во все времена почитались не лошади,а мулы. Двигались мулы достаточно быстро, чтобы не отставать от пехоты, несли более 100 кг, могли обходиться подножным кормом (если он был, - зимой или в горах надо было кормить и мулов), а главное - мулы меньше невосприимчивы к болезням которым подвержены лошади, невероятно выносливы, неприхотливы и живут до 60 лет.

История воинской славы мулов насчитывает 3000 лет. Уже с 500 по 444 годы до нашей эры на Олимпиадах в Греции проводились гонки колесниц, запряженных мулами.  В древнем Риме также во время консуалий ,древнеримских празднеств и игр в честь бога Конса мулы так же участвовали в соревнованиях .

Римские легионы  на каждые 10 римских легионеров имели одного мула для транспортировки грузов.

В средние века мулы  также играли немалую роль в сражениях всех народов где они использовались как вьючные животные  и как тягловая сила в обозах.
В битве за Гранаду у испанцев, остановивших тогда экспансию мусульман вглубь Европы, было 14 тысяч мулов. Еще совсем недавно, в XX веке, мулы были незаменимы в горной артиллерии.

В Средневековой Европе, где лошади разводились специально больших размеров для того, чтобы нести тяжеловооруженных рыцарей, мулов для верховой езды предпочитали дворяне и духовенство.

Прелаты Средневековья предпочитали путешествовать на спокойных и исполненных собственного достоинства мулах, оставив пылких горячих коней для благородных рыцарей.

В 1495 г. Христофор Колумб взял с собой несколько кобылиц и ослов для производства мулов для экспедиций конкистадоров вглубь американского континента. Десять лет спустя после завоевания ацтеков судно с кобылицами и ослами прибыло из Кубы для производства мулов в Мексике. Мулицы предпочитались в качестве верховых животных, в то время как мулы переносили грузы. И мулы, и лошаки использовались также на шахтах, добывающих серебро.

В каждом форте Испанской Империи на границах, на каждой плантации был собственный табун мулов.

Наполеон в ходе кампаний в Испании и Португалии, широко  использовал  мулов, являвшихся обычным транспортным средством в этих странах. Он сам также  использовал при переходе  через Альпы мула , помимо того, что сотни этих животных были в его обозе.

Англичане широко применяли мулов в своих индийских и африканских колониях для артиллерии и военных обозов.

На Иберийском полуострове Каталония и Андалузия стали центром производства мулов. Экспорт испанских мулов продолжался вплоть до 1813 года. Так, король Испании презентовал Джорджу Вашингтону крупного черного осла в 1785 г. Этот осел, названный «королевским подарком» считается основателем производства мулов в Соединенных Штатах. Мулы часто использовались для перевозки артиллерийских пушек в армии и с помощью них увозили раненых с поля боя. Двадцать мулов, которые перевозили буру из Долины Смерти и других шахт на Западе США стали частью американской истории освоения Запада. В некоторых городах специально строили широкие улицы, которые позволяли развернуться упряжке из мулов.

Китайские мулы. В северо-западном Китае, а также в Манчжурии и Монголии, мулы широко распространены. Их употребляют в качестве упряжных, верховых и вьючных животных и, кроме того, они имеют значительное применение в военном транспорте, особенно в горных местностях. Они получаются при скрещивании крупных местных ослов с кобылами пони или монгольскими кобылицами, как разводящимися па месте, так и доставляемыми в Китай ежегодно большими партиями из Монголии.

Лучшие мулы разводятся в западной части провинции Шаньтун Шаньтунские мулы отличаются большим ростом и силой. Здесь встречаются мулы с высотой в холке более 160 см.

Полного развития шаньтунские мулы достигают к 5—6 годам. Работать на них начинают обычно с З лет, и еще в 26-летнем возрасте они могут продолжать работать. Уход за ними очень примитивный. К корму они крайне невзыскательны.
В горных районах  с узкими, опасными, почти непроходимыми тропинками мулы в качестве вьючных животных считаются незаменимыми.

В Россию китайские мулы ввозились для нужд Дальневосточной армии еще во время русско- японской войны, где они применялись в артиллерии, зарекомендовав себя с самой хорошей стороны своей необычайной выносливостью и нетребовательностью к корму и уходу.


Вообще мулы – удивительные животные. Если особенности их экстерьера представляют скорее среднее арифметическое между лошадью и ослом, то в жизнеспособности, здоровье, силе, выносливости они,  суммируют лучшие характеристики обоих родителей. В упряжи мулы с живым весом около 400 кг (как у средней лошади) способны проявлять такую же работоспособность, как самые мощные и крупные лошади-тяжеловозы, а лошадей, равных им по росту, они сильнее на 20-25%.

При этом мул довольствуется гораздо меньшим количеством корма, чем лошадь, и вполне способен обходиться без зерна. Подкормка концентратами ему нужна только при очень тяжелой работе. Как правило, этим удивительным животным требуется на треть меньше корма, чем лошадям, выполняющим ту же работу.

Мул сохраняет бодрость духа и продолжает идти вперед, когда лошадь уже падает от усталости, он легче переносит голод, жару, перемену погоды. Здоровье у мулов отменное, часто они оказываются устойчивыми к инфекционным заболеваниям, когда лошади из той же конюшни болеют.

В наследство от осла мулам достаются крепкие ноги с чрезвычайно прочными, высокими, слегка вытянутой формы копытами, практически не требующими ковки. Живут мулы по сорок, а то и шестьдесят лет, сохраняя работоспособность в два-три раза дольше, чем осел и лошадь.

У них есть только один недостаток . Мулы бесплодны.

По работоспособности различают два типа мулов — вьючный и упряжной. Высота в холке вьючных животных 110—140 см; упряжных до 160 см. Вьючные мулы весят 300—400 кг; упряжные — 400—600 кг. Тяговое усилие в зависимости от характера работы и индивидуальных особенностей составляет 18—20 % от их веса. Всех мулов-самцов кастрируют в возрасте 1,5—2 лет. К работе начинают приучать с 2 лет; с полной нагрузкой они работают с 4 лет. Методы содержания взрослых животных и молодняка в муловодстве в основном те же, что в коневодстве. Муловодство развито в странах Азии, Африки, юга Европы, Северной и Южной Америки. Мировое поголовье мулов в 1960—65 — 13,8 млн голов, в 1971 — 14,7 млн.

В СССР мулов разводили в Закавказье и Средней Азии. На 1 января 1941 в СССР насчитывалось 6,3 тыс. голов, в 1965 — 3,4 тыс., в 1971 — 3,2 тыс.

Получить хорошего мула не так-то просто: ведь для этого нужно иметь две породы соответствующего качества: конскую и ослиную. Во многих районах Азии мулов получают от мелких аборигенных кобыл и осликов; такие мулы низкорослы и пригодны только для сравнительно легких работ, в основном их используют для перевозки вьюков в горах. В то же время в Иране и Китае есть породы крупных ослов ростом до 145-155 см: от них можно получить уже достаточно крупного упряжного мула. Однако самые крупные и сильные мулы происходят из Испании, Франции и Северной Америки. В этих странах муловодство было поставлено на промышленную основу и велось по самым высоким стандартам. Специально для получения мулов были выведены породы самых крупных и мощных ослов: пуатуская во Франции, каталонская в Испании, маммотская в США. Лучшие представители этих пород достигали роста средней и крупной лошади – 150-160 см. В Пуату, главной муловодческой провинции Франции, для получения мулов даже была выведена специальная порода лошадей – мулазье. Эти рослые мощные лошади с крупными копытами и очень густыми и длинными щетками происходят от тяжеловозов и голландских фризов. От пуатуского осла и кобылы мулазье получают настоящего мула-тяжеловоза, способного везти груз в несколько тонн.
Муловодство было очень актуально еще перед Второй Мировой войной. В 1938 году в Америке было 7,1 миллиона мулов, в Азии – 5,6 миллиона, в Европе – 2,1 миллиона. В Китае на 4 080 тысяч лошадей приходилось 4 666 тысяч мулов, в Испании поголовье мулов вдвое превосходило конское. Сегодня численность как ослов, так и мулов в Европе сильно сократилась – ведь хозяйственная необходимость в них отпала.

На территории Российской империи муловодство было распространено только в Закавказье. Правда, закавказские мулы были мелкие, ростом около 130 см, но в горах они были незаменимыми помощниками. Мулы легко переносили условия высокогорья, на крутых подъемах умели сохранять силы. Если обычный вес вьюка для местного осла составлял 40-50 кг, для лошади – 80-100 кг, то мул мог нести 100-120 кг. Муловодство в Закавказье имеет очень древние традиции, ведь страна мизийцев, где впервые получили помесь осла с лошадью, частично располагалась на территории современной Армении.

В 30-е годы советские ученые, зная все преимущества  разведения мулов, решили восполнить этот пробел в  народном хозяйстве. Всесторонне и тщательнейшим образом был изучен весь мировой опыт муловодства. Были закуплены породистые ослы: хамаданские в Иране и пуатуские во Франции. Под муловодство были отданы целых семь конных заводов, расположенных в самых разных климатических зонах, от Средней Азии до Рязанской области. На базе новых «мулозаводов» под руководством профессора И.И.Лакозы проводились различные научные исследования.

Сдерживающим условием для развития мулопроизводства в Советском Союзе являлась мелкорослость ослов-производителей в районах их распространения (республики Средней Азии и Закавказья). Исключением были отдельные районы Туркмении, где сохранились относительно крупные ослы-производители типа бухарских с высотой в холке 120 см и более. Именно на территории этих районов одновременно с коневодческими рассадниками в 1935—1936 гг. был создан Марыйский ословодческий рассадник. Одновременно из Ирана и Франции в 1936—1937 гг. была завезена группа ослов-производителей хамеданской и пуатусской пород. К 1940 г. по Союзу было уже организовано 10 мулозаводов и функционировало 259 конеферм, которые занимались мулопроизводством. Учитывая важное значение мулопроизводства для народного хозяйства, Совет Народных Комиссаров СССР вынес 5 апреля 1941 г. специальное постановление «О развитии мулопроизводства в СССР». Это постановление предусматривало ряд важных мероприятий — организацию в колхозах в 1941 г. не менее 800 мулоферм; в зоне Марыйского ословодческого госплемрассадника — государственной заводской конюшни, а в Казахской ССР — специального ословодческого завода. Начавшаяся вскоре война не позволила осуществить намеченные планы. В послевоенные годы транспортная роль лошадей и других тягловых животных начала снижаться и соответственно муловодство  так же  пришло у упадок .

Мулов и лошаков можно использовать так же, как и лошадей: под седлом, в упряжке, в выездке. Они более выносливы, чем лошади того же размера. А уж  в чем мулы точно превосходят лошадей, так это в прыжке. Так мул с ростом в 130 см в холке может взять  180 см!   Правда, препятствия берутся не с галопа, а с места, и соревнования  эти  называются «прыжок охотника за енотами».
. Когда-то американские  охотники  путешествовали по непролазным лесам в поисках ценной дичи.  С собой в качестве вьючных животных они брали мулов. Зная, что на пути могут попадаться препятствия – поваленные деревья или крупные валуны – хозяева заранее напрыгивали своих  четвероногих друзей. Не с галопа, конечно (в лесу он бесполезен), а с места. На соревнованиях  «охотник» должен провести несколько своих мулов через препятствие. Постепенно планка повышается, и победителем становится  тот чьи мулы совершили последний «чистый» прыжок.

Во второй мировой войне мулы использовались в  армиях всех воюющих сторон. Особенно много их использовали горные егеря  Мулы верно служили в горнострелковых дивизиях на протяжении всей войны, за что заслужили любовь и уважение у солдат. Они честно прошли все театры боевых действий, добросовестно неся на своих спинах все тяжести войны, в прямом смысле этих слов.

В современном мире  мулы до сих пор используются в армиях многих стран Так Вооруженные силы Турции  закупили 900 мулов, которых будут использовать для транспортировки оружия и боеприпасов в ходе военных операций в сельской местности.

Из годового бюджета  было выделено 1 млн 620 тыс. турецких лир на покупку животных, которые известны своей выносливостью в условиях голода и отсутствия питья. Армия определила требования к росту животных – не менее 1,3 метра.

В интервью корреспондентам газеты Sabah турецкий эксперт по вопросам безопасности Метин Гюрджан заявил, что военные и партизанские отряды традиционно использовали мулов для транспортировки грузов, а иногда и в качестве мобильных платформ для небольших огневых орудий. «Мулы, которые могут нести на себе груз весом до 200 кг и способны противостоять голоду и жажде, являются важной составляющей военных операций. Они очень преданны и ведут себя спокойно даже в экстремальных ситуациях», – рассказал он.

Эксперт пояснил, что в течение многих лет мулы использовались боевиками Рабочей партии Курдистана в столкновениях с турецкой армией. Мулы, которых сельчане нагружали, чтобы доставить провиант в лагеря боевиков , могли пройти по гористой местности даже без всадника. Гюрджан назвал животных «логистическим отрядом особого назначения» и рассказал, что животные после разгрузки провианта боевиками самостоятельно добирались до своей родной деревни.

Силы Североатлантического альянса  во время операций на Балканах использовали "новый вид транспорта", проявивший себя в передвижении по изрезанным горным переходам лучше, чем современные высокотехнологичные автомобили. Это племенные мулы из испанской провинции Мурсия. В армии ФРГ сочли, что помесь осла и кобылы являет собой идеальное решение проблем в деле поддержания мира в районах, где не могут пройти даже гусеничные транспортные средства. Как сообщалось, бундесвер приобрел несколько "тестовых" мулов в Мурсии . После испытаний было решено, что животные способны выполнять поставленные перед ними задачи.

Мулов до сих пор используют и для почтовой связи . В Супаи,США в штате  Аризона (район Большого Каньона), есть особое почтовое отделение. В пределах каньона использование вертолетов или других способов доставки непрактично, поэтому широко используется “муловая” почта. Каждый мул способен нести до 70 килограмм почты, и за 3-5 часов почта доставляется в нужное место. Рабочая неделя у мулов продолжается 5 дней, так что отправив письмо перед выходными, придется ждать рабочего дня.

Мулы используются в наше время широко и в индустрии туризма. Например в США в Гранд Каньоне организуются экскурсии именно на мулах.В скалах мул гораздо безопаснее чем лошадь. Также на территории этого национального парка можно увидеть дорогу « 20-ти мулов», который представляет собой горную историческую дорогу, по которой первопроходцы долины перевозили через Долину Смерти руду, золото, серебро и другие металлы в упряжках из 20-ти мулов с востока на запад Калифорнии.

Сколько сегодня в мире мулов  сказать очень сложно. Такую статистики просто нет .Мулы – животные  не племенные, и у них нет своих племенных книг. Только дотошные китайцы пересчитали всех своих длинноухих трудяг – их у них 11 миллионов. В Европе мулов больше всего в Греции и Испании. Но, например, в Италии, где еще 30 лет назад мулы «служили» в армии, сегодня они не встречаются совсем.
 
Впрочем, век мула не кончится – пока существуют осел и лошадь.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/06/24/1552