Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 3

Долгирев Сергей Николаевич
      
         Глава – 3

    На так называемой площади, а это просто поляна перед управлением пароходства,  на столбе висел один единственный на всю Зырянку, длинный черный репродуктор.
   Около него столпились около ста людей,  подошли и мы к ним.  Но пока из черного раструба его,  раздавались только шорохи и шипение. 
   Спросили: -  что действительно началась война?
  -  Да!  -  Ответили нам, -  сейчас будет Сталин говорить, ждите.
  И  вот после щелчка,  слышим голос нашего  «Корифея наук»,  который начал так:
  - Дорогие братья и сестра  - и так далее….
 «А сволочь -  подумал я,  - теперь все тебе дорогие братья и сестры,  а недавно только ты их сажал,  стрелял,  голодом морил, а сейчас, когда твой трон заколебался, так сразу дорогие стали».
   В общем, после его выступления стало ясно,  что идет война, а как это все отразиться на нас мы пока и представить себе не могли.

    Вот и подошел  я к тому, что лишился я  «умственной» работы в должности «архивариуса»  и путь мой теперь на Север в должности учетчика. 
   Поздно вечером наш пароход прибыл в затон Лабуя,  это около Средне – Колымска,  далеко уже за полярным кругом. 
   Встретил я там кое - кого из тех с кем ехал из Владивостока,  поговорили и разошлись в разные стороны.
   Каждый из нас уже жил своими новыми интересами,  так как теперь дорога нас уже не связывала,  у каждого она была уже своя.
   Еще сутки плаванья и мы находимся в бухте «Амбарчик»,  а вот теперь поясню,  почему она,  эта бухта, представляющая как - бы себя чашу, в которую впадает река Колыма, раньше называлась «бухта смерти».
   Дело в том,  что глубина ее была очень небольшая, что - то не более 12 - 18 метров,  дно в основном каменисто песчаное,  как известно на побережья Северного моря бури, то есть шторма могли  возникнуть почти неожиданно.
   Вот  представь себе,  зашло судно в бухту,  у него осадка 2 - 3 метра,  а то и более метров.
   Поднимаются волны до 8 - 10 метров высотой в дополнению к этому в бухту набивается полно льда и в результате судно ударяется об дно бухты,  бьет его льдом и оно тонет.
   Как видно не один корабль был разбит в этой бухте, вот она и получила от кого - то название «бухта смерти».

   Надо к этому добавить,  что когда  - то,   в двадцатых годах  когда по сути дела здесь еще и не было Советской власти.
    Хотя территория и принадлежала России,  но  торговали здесь Американцы, Японцы,  даже кое - где бродили разбитые части белых,  атамана Пепеляева.
    Так вот в те годы какой - то  Американский корабль,  прибывший с товарами,  разбился здесь в бухте и затонул. 
   Вез он много стеариновых свечей разных расцветок  и вот даже при мне после небольшого шторма,  волны выбрасывали на берег обломки свечей синие,  красные, зеленые.
   Я сам ходил по берегу,  брал их в руки,   подержав,  подумав о судьбе моряков,  потерпевших это крушение, снова оставлял их на берегу.
 
  А, теперь почему эта бухта стала называться «Амбарчик»?   Оказывается тоже все очень просто.
  Когда - то еще в дореволюционные годы,  в одной из своих экспедиций, здесь побывал и зазимовал известный полярный исследователь Георгий Седов.
   Им и его командой на берегу бухты был построен небольшой дом - амбар,  у которого двери были сняты с корабля,  а вместо окон вставлены два судовых иллюминатора.
   В мою бытность там,  этот «амбарчик»  был еще цел,  хотя   находился   в полуразвалившимся состоянии.
   Я  тоже осмотрел его,  постоял и тоже подумал,  что никому этот амбар сейчас не нужен,  всем не до него,  а ведь это история и история освоения, нашим  Русским народом самого сурового края - Севера.
   Увы! План, план, любой ценой, наш новый мир,  мы строим, а на остальное? Наплевать!
 Теперь о поселке,  в бухте « Амбарчик»,  в те времена он представлял из себя 5 - 6 домов, срубленных из лиственницы,  2 - 3  довольно больших складов - сараев для грузов привозимых морскими судами. 
    Небольшой лагерь с заключенными,  ну где  - то человек 25 - 30 и конечно с неизменными бараками для них.
 
 Тут в Амбарчике я неожиданно встретил  бывшего моего пассажира -фельдшера, о котором я писал,  что пустил когда - то его в свою каюту на ДС-1.
Он здесь заправлял местным медпунктом.   Встретились мы конечно хорошо, вспомнили и глухаря,  которого я убил, а он варил и жарил.
   Я  частенько,  пока был в Амбарчике,  заглядывал к нему,  так сказать на огонек.
   Больных у него не было,  так в основном,  кто что порежет  или живот у кого заболит, в общем практика у него, как он говорил, была никудышная.
   Санитаром у него работал высокий,  костистый парень,  говоривший с большим украинским  акцентом, как оказалось,  потом он был старше меня на один год.
  Меня он,  заинтересовал,  откуда он?  И как оказался здесь в Амбарчике?
   Постепенно , я как - бы сблизился с ним,  а он был довольно молчаливый,  с довольно угрюмым характером человек.
  Но, я своей общительностью и уважением к человеку,  все же вызвал его на откровенность.  И, вот , что он поведал о своей судьбе:

« Сам я из Закарпатья - с Закарпатской Украины,  там родился,  там вырос, жил в селе и занимался,  как  и мои родители хлебопашеством.
   В то время мы находились под Польской властью.  Учились в сельской школе на польском языке, наш украинский язык в школе не учили.
   Начальство тоже все больше было из поляков.  Но, что греха таить,  нас, хотя не прижимали,  но все же считали, как - бы ниже сортом люди, а это тоже было несколько обидно.
  Если ты хочешь выдвинуться или дальше учиться,  то в основном надо было переходить из православной веры в католики,  тогда еще можно было кое - что добиться.
    В 1939 году очень мы все украинцы обрадовались,  когда услыхали, что Советские войска скоро будут у нас,   и мы соединимся со своими братьями украинцами. 
   Радовались этому дню и готовились,  как к празднику.  Все  произошло очень  тихо и быстро, исчезли польские власти и польские жандармы - полицейские.
   И вот видим мы перед собой наших кровных украинцев,  кругом только и слышно было Советы пришли,  теперь мы будем жить без польских панов,  все будем друзьями,  товарищами.
     Прибыли и к нам представители от Советов.  Выбрали мы, Стансовет,  из своих, и из – за кордонных украинцев и зажили понемногу,  вроде теперь мы сами Советские.
    Стали у нас поговаривать об организации колхозов,  но мы их,  честно говоря,  побаивались,  так как каждый из нас привык быть хозяином на своей земле,  на своем подворье.
    Правда, в колхозы нас силком не тащили, а пока только уговаривали.

    Тут хочу сказать, что люба мне была одна наша дивчина  в селе, да и она отвечала мне взаимностью.
   Вот и решили мы с ней пожениться,  как положено по православному обычаю.   
    Послал я сватов к ее родителям,  сам конечно прибыл и дело наше уладилось.
   Стали мы готовиться к свадьбе. Тут хочу сказать, что при польской власти, мы горилку не покупали, сами ее гнали из пшеницы.
   А  вот когда Советы пришли нам сказали,  что гнать свою горилку нельзя, запрещено Советским законом,  а кто, будет «гнать»  ее может, пострадать.
    Мы, конечно, выслушали,  но не особенно  в это поверили.  Подумаешь, какой грех,  если я себе «нагоню» самогонки,  для свадьбы.
    И так горилки я нагнал для свадьбы достаточно.  Съездили мы с суженой в соседнее село,  в церковь нас обвенчали и вот мы за свадебным столом.
   Только, только,  как говориться прокричали горько,  как приехали два Советских милиционера и меня прямо от молодой жены арестовали и повезли в район.
    Всю  свадьбу разогнали, а горилку конфисковали, вместе с аппаратом.  Так я,  и не увидел больше своей жены,  и даже ночку с ней побыть не пришлось.
    Через два дня меня судили, как за самогоноварение и дали один год тюрьмы.
    На следующий день погнали этапом в город, а там, в тюрьму, и пошла моя жизнь все время в пути из одной пересылочной тюрьмы в другую.
 
      Так оказался я,   здесь,  на Колыме,  но пока меня привезли сюда в лагерь, в Амбарчик,  срок заключения мой кончился,  через неделю, так как целый год я валялся на этапных нарах,  а привезли сюда и я стал вольный.
     Освободили меня в этом году,   в мае месяце хотел я домой ехать,  а тут война с Германцем,  вот я пока  и устроился тут санитаром,  пока поработаю, подкоплю грошей, а там видно будет.
   -  А, почему сейчас домой ехать не хочешь?
   -  Так я уже сказал, первое,  гроши треба,  а потом, что там сейчас мне делать? 
   Все Закарпатье – Германец забрал,  а идти воевать?  А за что? За кого?  За Советы?
  Так поляки меня не садили, за горилку, а пришли Советы так сразу и в тюрьму, да если бы только меня одного, а то многих в то время забрали и увезли неизвестно куда,  так -  что  лучше,  я  здесь побуду»........

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/25/1189