Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 4

Долгирев Сергей Николаевич
      Глава – 4

    Впервые здесь, в небольшой столовой Амбарчика я попробовал мясо из лосятины, оленины, ну и что? Мясо как мясо только лосятина немного жестковата,  чем оленина.
 Ходил я и на местное кладбище Амбарчика, оно расположено как - бы на возвышенности,  что оно из себя представляло?
  Да   так,  около десятка могил, в основном погибших моряков,  причем так, как грунт кругом из вечной мерзлоты,  то некоторые гробы сделанные из каких  попало досок были закопаны наполовину в грунт т.к. там лопатой землю не возьмешь).
  Однажды попробовал я пойти  соседнею факторию Чукчей,  это около 3 - 4 км от поселка Амбарчик,  да забыл взять с собой накомарник,  и вот пройдя что - то около одного километра,  я вынужден был почти бегом вернуться обратно.
   Так как миллиарды комаров тучей вившиеся над моей головой,  буквально сжирали меня,  не помогало ничего,  ни папиросный дым, ни отдельно закрываемое лицо.
   Идешь ли,  бежишь ли, а за тобой над головой следует серое облако, состоящее из комаров.
  Это просто какой - то  кошмар,  и отбиться от них совершенно невозможно.
   Только один,  а порой и два надетых на голову накомарника - сетки могли тебя спасти от них.

    Но вот в бухту зашли морские суда,  стали они на якоря примерно в 10 - 15 км от берега,  нас разбили по сменам,  объяснили, как принимать груз по маркам.
   И мы с сухогрузными баржами, которых вел небольшой буксирный винтовой пароходишка,  плывем каждый к назначенному тебе пароходу.
    Мне досталось принимать груз с парохода  «Урицкий» весь этот процесс происходит так: 
  Представитель команды с лебедчиком  поднимают груз из трюма парохода, я записываю его марку,  то  - есть номер и количество мест.
   Так и продолжаем выгружать,   в конце рабочего дня сверяем свои записи.
    Принятый груз погружается на наши баржи,  и отвозиться на берег в склады,   там тоже,  но уже от меня груз принимают заведующий складом.
    Тут мне при сдаче грузов и пришлось познакомиться,  между делом со старшим кладовщиком. 
  Им оказался Зэк из местного лагеря,  конечно,  он мне рассказал свою нехитрую историю,  как он оказался в заполярном лагере.

    А произошло это следующим образом:
    «Работал я приемщиком зерна на элеваторе, как раз шла сдача зерна из колхозов и совхозов, каждый  торопился сдать раньше и так сказать отрапортовать в райком о сдаче.
  Так как за день опоздания очень придирались и даже снимали с работы.
    Вот в один из вечеров,  когда прием зерна был уже закончен и подъехал мой свояк из колхоза,   да еще с обозом зерна.
   Стал он меня просить чтобы я выписал ему квитанцию не завтрашнем днем,  а  сегодняшним,   так как фактически он зерно то привез сегодня,   да немного припоздал на полчаса.
    Я  подумал,  подумал, да и согласился,  ладно сдам зерно завтра,  а число я укажу сегодняшнее.   Было это в 1937 году  осенью.
    На следующий день сдал он зерно, выписали ему квитанцию,  да по оплошности  я в одном месте указал вчерашний день,  а в другом сегодняшний.
   Он, получив ее,  поехал рапортовать о сдаче зерна в  райком,  а там мою ошибку заметили,  ну и передали на меня дело в прокуратуру,  как за обман государства.
   А там долго не думали,  меня в этот же день вечером дома арестовали,  а через два дня судили.
    Дали мне  три года «отсидки»,  а свояку по совокупности два года  и вот мы оба оказались на тюремных нарах за наше государственное преступление.
   Так я и оказался почти через год здесь в  Амбарчике.
     Но сказать,  что плохо живу,  не могу,  так как назначили меня заведующим складом,  а это большая привилегия.
   Живу я в отдельной комнате в лагере,  а в ней еще три придурка: 
   Те кто спину не гнет,  а ходят в маленьких лагерных,  хотя и лагерных - Зэковских,  но начальниках.
   Компаньоны мои по комнате наш лагерный повар,  кладовщик вещевого склада,  да парикмахер. 
   Все было бы ничего, я бы уже год,  как вольным был бы,  да случилось следующее:
 
  Был как - то Сталину день рождение,  а у нас в комнате висел его портрет, так вот утром я поднялся с нар,  да взглянул на его портрет и при своих сожителей по комнате, взял , да и брякнул:
  - Иосиф, Иосиф, ты бы в честь, своего дня рождения нам бы какую - нибудь амнистию подбросил что ли? 
     Вот и все мои слова, а мои члены нашей придурочной команды промолчали на мои слова,  да и сам особо не придал этому обращению особого внимания.
      А  вот через день меня вызвали к начальнику лагеря и заявили:
    - Да  как ты подлец,  смел оскорблять  Иосифа Виссарионовича,  как ты посмел его так назвать? 
  И  вот за нанесенное словесное оскорбление товарищу Сталину,  нашему вождю мирового пролетариата,  даем тебе дополнительный срок два года.
   Вот их то,   я сейчас  и отсиживаю.   Как видно кто - то из наших придурков, донес на меня о том,  что я его вождя то назвал Иосифом.
     Так я и не узнал кто,  а  поговорил бы я с ним настоящим то  подлецом.  Вот и вся моя история.
   Теперь я только в 1942 году буду,   как и ты вольняшкой,   если, что – либо не стрясется.   Был этот заведующим складом старше меня на 10 - 12 лет, сам он откуда -  то с Украины. 
 
  После рассказа  своей жизненной истории,  рассказал он мне две из жизни Зэковских побегов:
   «Кроме нашего лагеря есть небольшие лагерные как -  бы  стоянки, на островах в нашей бухте,  куда наш лагерный катер систематически летом возит продукты и другие нужные им инструменты.
  На катере работали тоже двое Зэков  один старшиной,  а  второй матористом.
    Обычно рейсы  туда и обратно у них занимали времени дня три без поломок и вот однажды,  как и всегда вышли они с продуктами на острова.
   Прошло пять дней, прошел еще день,  а их нет,  и сообщения с островов нет, так как там ни катера,  ни радиостанции не было.
    Наше начальство забеспокоилось,  сообщили об этом вышестоящему начальству,  за это время прошла целая неделя.
   Тогда вызвали,  а вернее прилетел к нам гидросамолет небольшой,  а от нас он полетел искать  наш катер,  но пролетая везде,  катера не обнаружили.
   Кстати сказать,  погода была хорошая  по нашим местам,  ну во всяком случаи бурь и штормов за это время не было. 
   Катер искали целыми днями и обнаружили его на второй день поисков в Беринговом проливе,  почти в нейтральных водах, совсем рядом с Аляскинским побережьем.
 
     Видят летчики, что катер полным ходом удирает в Американские воды.  Он обстрелял их из пулемета,  но горючее у них уже кончалось, и самолет вернулся на заправку.
     Снова вылетел и снова обстрелял их  и при этом ранил одного из них,  а им оставалось всего каких – нибудь 10 - 15 км и они в Американских водах, туда бы наш самолет полететь не смог,  это чужая территория.
     Но они об этом,   как видно не знали,  что близко их спасение и струсили, повернули обратно к нашим берегам.
   Самолет по ним больше не стрелял,  только регулярно проверял,  идут они обратным курсом или нет. 
   Но  они вернулись,   побег их в Америку,  на Аляску не удался.  Когда они прибыли обратно их тут же увезли в сторону Магадана, что дальше с ними было, никто из нас так и не узнал.. ……

   Произошел у нас здесь в 1939 году и  еще один забавный случай.  Получило наше начальство радиограмму о том,  что в  Амбарчик едет какой - то американец,  он должен потом сесть на  иностранный пароход, а такие иногда заходили в бухту,  за лесом, бревнами.
   Так,  что рекомендовалось его встретить дружески и проводить.   В эти дни как раз в Михайловской протоке  реки Колымы,  стоял «Иностранец» и грузил наш лес.
    И вот наступил день, когда с одним из речных пароходов прибыл этот иностранец.
   Конечно начальство его приняло, угостило,  а когда иностранный пароход уже загрузился и должен был отплыть в свои края,  повезли этого иностранца на катере к пароходу.
   И вот тут на пристани -  пирсе,  когда  они с ним  прощались и любезничали, а он картаво говорил на русском и на  английском,  стоящий недалеко один Зэк вдруг сказал:
    - Братцы,  да это  ведь не иностранец,   это Гришка Ферт,  он фармазон и я как – то сидел с ним в одном из лагерей. 
 Тут же кто - то из Зэков подошел к начальнику охраны и сказал об этом.
  При этом  получился полный конфуз, когда этому иностранцу  кто - то крикнул:
  - Гришка,  здорово!  Как ты сюда попал? 
   Он неожиданно вздрогнул, как видно нервы у него под конец  сдали.
   Отправка его была отменена,  а он вдруг на чистейшем русском языке выматерился и сразу сник.   
     Он бы уехал,  если бы не случайно попался знакомый ему Зэк. 
    А ,самое главное то,  что настолько мы как - бы осторожничали с иностранцами,  что даже не проверили документы.
  И это на Колыме,   где везде и всюду  у нашего брата требовали пропуска,  а тут опростоволосились....

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/26/976