Животные герои Глава 3. Лошади, мулы и ослы

Александр Ресин
начало http://www.proza.ru/2016/03/08/2060

С незапамятных времен лошадь является основным архетипом-символом, вошедшим в историю человечества. В Древней Греции следы конских копыт были знаками, дарующими плодородие, в более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, подвешиваемые над дверью. Конь — давний спутник человека, и легенды и мифы древних греков это прекрасно иллюстрирует. Так, древнегреческого бога морей Посейдона представляли в виде коня, а крылатый Пегас вдохновлял художников в течение многих столетий. Да и вообще, лошадь была любимым объектом изображений в античном искусстве. В самом общем значении конь — символ мужской силы, и, например, Кентавр в этом отношении символизирует грубую, необузданную страсть.

Лошадь – атрибут ветра, огня и света, сверкающий конь является символом возвышенного духа. В верованиях многих народов лошадь обладает даром ясновидения, прорицания, даром проводника между двумя мирами, выводит заблудившихся на верную дорогу в прямом и переносном смысле. Крылатый конь является символом поэтического вдохновения, с образом коня у скандинавов связана смена времени суток и времен года. На белых конях восседали боги и герои. Можно вспомнить и наиболее известный эсхатологический мотив – четыре коня Апокалипсиса.

Лошади совершали подвиги ради человека на протяжении тысячелетий и ни одно из других домашних животных не оказало столь огромного значения на судьбы цивилизаций древности как лошади. К сожалению мы очень мало знаем об этих подвигах. Попробуем, хоть не много рассказать о этих замечательных животных.
Известны только три лошади (Olga, Upstart и Regal) которые в прошлом веке удостоившиеся высшей  награды для животных Медали Марии Дикин (Dickin Medal). Все три принадлежали полиции и служили в Лондоне во время Второй Мировой войны.

Ольга (Olga) — несла службу в Тутинге, когда сброшенный самолётом снаряд упал рядом с ней и уничтожил четыре здания. Ольга смогла спасти своего седока, отскочив на 100 ярдов от обрушившихся стен. Несмотря на то, что она была ранена осколками выбитых при взрыве снаряда окон, лошадь вернулась на место трагедии и вместе со своим всадником помогала в разборе завалов и спасении потерпевших.

Апстарт (Upstart) был на службе в Бетнал Грин, когда в 75 ярдах от него взорвалась сброшенная бомба. Апстарт смог сохранить хладнокровие, выбраться вместе со всадником из-под обломков здания и помогать в организации спасения людей и ликвидации последствий взрыва.

Регал (Regal) служил в карауле полиции в Масвелл Хилл; известен тем, что пережил в войну два поджога полицейских конюшен зажигательной смесью. Хотя оба раза конь был в самом центре пожара, получил множественные ранения и ожоги, он не запаниковал, смог сохранить спокойствие и выбраться из пекла.
Награждение трёх лошадей-героев состоялось 11 апреля 1947 года. Сколько же на протяжении тысячелетней истории человечества эти замечательные животные  спасли  людей мы  можем только  догадываться. То что это  миллионы, можно не сомневаться, ведь именно лошадь играла основную роль в войнах на протяжении тысячелетий а так же была одной из основных помощников человека  в  сельском хозяйстве.

Приручение и одомашнивание диких лошадей, как считают ученые, первоначально проходила в начале IV тысячелетия до н. э. в нескольких степных регионах Восточной Европы и Азии, Одним из первых очагов доместикации лошадей обычно называют обширную территорию Средней Азии, прилегающую к рекам Амударье и Сырдарье.Одомашнивание лошадей происходило также в лесных районах Азии и Европы. В Якутии и на Урале найдены останки диких и домашних лошадей, отличающихся от степных.

По данным генетики, домашняя лошадь (Equus ferus caballus) происходит от диких лошадей Старого Света,из которых до наших дней дожила только занесённая в Красную книгу лошадь Пржевальского. Однако генотип последней состоит из 66 хромосом, а у домашней лошади — 64, и их митохондриальные ДНК различны, а это означает, что предок домашней лошади, которым считают тарпана, отличался от лошади Пржевальского и в природе к XX в. полностью вымер. Судя по доисторическим наскальным рисункам из пещеры Ласко, внешне он напоминал лошадь Пржевальского и был такой же рыжей масти, с большой головой, толстой шеей, жесткой стоячей гривой и короткими ногами. Останки вымерших лошадей свидетельствуют о наличии четырёх подвидов этого животного в период одомашнивания. В каменном веке люди охотились на лошадей ради их мяса, и многие подвиды лошади ледникового периода были полностью истреблены или вымерли из-за климатических изменений. В Америке, например, лошадь к концу ледникового периода исчезла полностью.

Наскальные рисунки во Франции не оставляют сомнений, что лошадь была главным источником пищи для охотников каменного века. Когда Каменный век закончился, и начался бронзовый век, люди, жившие в Европе и Азии имели опыт поколений работы с животными, освоив навыки выпаса овец, крупного рогатого скота и коз. Они также разводили лошадей, которых держали в основном для мяса, возможно, также для молока (как кочевники в Центральной Азии по-прежнему делают сегодня).

Выявлена определенная последовательность в использовании лошадей. Началось оно с охоты первобытного человека на диких лошадей с целью обеспечения себя мясом, молоком, а позднее и кумысом. Включение в пищу кобыльего молока стало возможным после длительной работы человека по приручению лошадей, и характерно для перехода наших предков от собирательства и охоты к пастушеству, а также для племен и народов, стремившихся к оседлости и земледелию, которые длительное время сочетались с кочевым и отгонным животноводством. Для перевозки несложного имущества люди сначала использовали крупный рогатый скот, а затем ослов и лошадей.

Люди кочевали за стадами своих лошадей и других пастбищных животных. Со временем эти животные были наполовину одомашнены (одновременно с развитием оседлого сельского хозяйства). Возможно, именно тогда очень высоко стали цениться сила и скорость лошадей. Животных широко использовали (наряду с быками и оленями) для перевозки грузов — их запрягали в сани и телеги.
Одомашнивание лошадей позволило человеку использовать их в различных целях в зависимости от социальных и природных условий, и направления хозяйственной деятельности.

Рано поняв большое значение лошади в хозяйстве, люди стали уделять все больше внимания коневодству, переросшему к конце IV тысячелетия до н.э. в своеобразный культ у различных племен. Кочевники использовали лошадей под верхом, сначала без седла и уздечки.

Из обширных евразийских степей кочевые народы проникли в страны Древнего Востока и Китай, куда принесли с собой примерно за 2 тыс. лет до н.э. опыт разведения лошадей и использования конницы в военном деле.

В древности лошади были намного мельче, чем в наши дни. Эти мелкие лошадки подходили скорее для упряжки в колесницы чем для верховой езды. Во время войн скорость и сила лошадей, запряженных в колесницы, зачастую имели решающее значение и не раз были причиной крушения империй и даже цивилизаций. Ни одно из других домашних животных не оказало такого огромного влияния на военное дело.

Использование лошадей в боевых колесницах было широко распространено в государствах Малой Азии, а затем в Древней Греции и Риме, что усиливало культ коня.

Уже за 1 тыс. лет до н.э. в некоторых государствах (Хорезм, Бактрия и др.) были выведены легкие, сухие, быстроаллюрные лошади. Первыми очагами образования древних специализированных пород верховых лошадей считают Персию и Мидию, давших впоследствии туркменских и персидских лошадей.
В Центрально и Северо-Западной Европе долгое время использование лошадей не было специализированным. Была распространена преимущественно небольшая лесная лошадь.

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошадей долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые .породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, Московской Руси и кончая странами Западной Европы. Без преувеличения можно сказать, что современное коневодство своими успехами в значительной мере обязано этим древним породам.

Основой могущества древних цивилизаций было конное войско – строй боевых колесниц, изображения и описания которых можно в изобилии найти от древнего Египта до древней Греции. А вот верховой езды цивилизация в те времена еще не знала. Седло, уздечка и стремена – это все изобретения кочевников. Новая сила, конница, обрушивалась на древние цивилизации, дрогнувшие под напором всадников, «полулюдей-полулошадей». В сочинениях греческого историка Геродота упоминается о том, что в те времена, когда у греков еще не было конницы, многие народы Азии уже были знакомы с верховой ездой, а кавалерия была боевой ударной силой.

Великий полководец Александр Македонский, завоевавший огромные территории и покоривший множество народов, боготворил своего коня Буцефала. Известно, что этот храбрый конь девять раз спасал жизнь своего легендарного всадника. В одном из тяжелейших сражений с индийцами Буцефал пал. Александр был вне себя от горя. Ведь пала не простая лошадь, погиб его лучший друг, верный спутник, спаситель и защитник. В память о нем на месте той битвы был основан город, который носит имя любимого коня.

Как и древние греки, древние римляне не были кавалеристами «от природы». Основой римской армии всегда была пехота. Прекрасно обученные и дисциплинированные пешие войска были не только грозной наступательной силой, но и уверенно вели оборонительные действия. Когда римские полководцы нуждались в коннице, их взгляд обращался на покоренные народы. Во времена Гальских войн Юлий Цезарь довел численность своей конницы до 10 тысяч всадников, и она была сформирована в основном из галлов с небольшими подразделениями испанцев, нумидийцев и германцев. У римлян лошади ценились настолько высоко, что солдата, даже нечаянно убившего в сражении лошадь, могли приговорить к смертной казни. В древности лошади считались своего рода источником жизни, потому что именно лошадь помогала человеку добывать пищу, вспахивать и засеивать поля. Шкуры лошадей использовались в качестве одежды, а также в отделке жилых помещений.

Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет о том, что император Калигула так любил своего жеребца Инцитата, что построил ему конюшню из мрамора с яслями из слоновой кости, золотой поилкой, и дал пурпурные покрывала и жемчужные украшения. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью, куда от его имени приглашал и охотно принимал гостей.

Сначала Калигула сделал его гражданином Рима, затем сенатором и, наконец, занёс в списки кандидатов на пост консула. Дион Кассий уверяет, что Калигула успел бы сделать коня консулом, если бы не был убит.

Кроме того, после того, как Калигула объявил себя богом, ему понадобились жрецы. Верховным жрецом для себя он являлся сам, а подчинёнными жрецами стали Клавдий, Цезония, Вителлий, Ганимед, 14 экс-консулов и, разумеется, Инцитат. За должность каждому требовалось заплатить 8 000 000 сестерциев . Чтобы конь смог собрать нужные средства, от его имени все лошади Италии были обложены ежегодной данью, в случае неуплаты они отправлялись на живодёрню.

Наконец, он объявил своего коня «воплощением всех богов» и приказал его почитать. К обычной форме государственной присяги добавилось «ради благополучия и удачи Инцитата

На востоке лошадь тоже играла огромное значение в жизни людей На всем протяжении долгой и насыщенной событиями истории Китая ни одному животному не придавалось столь большого значения, как лошади. С самого начала своего приручения на северо-востоке Китая около 5 тысяч лет назад, лошадь оказывала огромную помощь в создании и борьбе за выживание Срединного царства. Значимость лошадей была такова, что в начале правления династии Шан (около 1600-1100 до н.э.), лошадей хоронили вместе с умершими хозяевами, чтобы те помогали им и после смерти. В западной династии Чжоу (около 1100-771 до н.э.), военная мощь измерялась исключительно числом военных колесниц, и прямо зависела от количества лошадей, запрягаемых в эти колесницы.

Вместе с ростом и расширением границ империи значение лошадей возрастало все более из-за необходимости обеспечивать быструю связь с отдаленными провинциями для управления, а также для транспортировки грузов и товаров внутри страны.

Китайский историк Сан Джи различает три основных периода в истории Китая, в которые произошли значительные изменения в поголовьи и качественные изменения в породах лошадей.

Первый был во время династии Хань (206 до н.э.- 220 н.э.), когда при императоре Вуди, расходуются огромные суммы на приобретение лучших пород лошадей с Запада. Второй раз это произошло во время династии Тан (618-907), когда случился прорыв в селекции, и породы были значительны улучшены в результате отбора лучших арабских и турецких пород. Наконец, во время династии Юань (1279-1368), было зафиксировано общее снижение качества пород лошадей - как ни странно, это ухудшение совпало по времени с появлением первых императорских кочевых всадников.

Среди множества изобретений, которые Китай подарил миру, имеются и такие, которые значительно увеличили эффективность использования лошадей: это система упряжи, не мешающая дыханию лошадей, стремена и хомут. Китайские наездники использовали эти инновации тысячелетиями раньше появления их в Европе, и, наряду с изобретением бумаги и пороха, изобретения стремени и хомута являются наиболее значительными китайскими изобретениями, оказавшими влияние на всю мировую историю.

Настали времена, когда само выживание Китайской империи зависело от мастерства его конных наездников. Начиная с IV века до н.э., самые большие угрозы империи приходили от кочевых соседей с севера и запада - а как известно, монгольские и манчжурские кочевые племена представляли в то время лучшую конную кавалерию в мире. Во времена династии Хань, китайцы медленно и неохотно отказывались от использования военных колесниц, и переходили на конную кавалерию, чтобы противостоять этим угрозам.
Постоянное оттачивание воинского мастерства, отбор лучших людских ресурсов в качестве солдат и рабочей силы, улучшение тактики и методов войны, не только помогает значительно улучшить качество пород китайских лошадей, но и приводит к созданию крупных контактов между Востоком и Западом и открытием знаменитого Шелкового пути.

Образ лошади играет значимую роль в китайской мифологии: этот образ тесно связан с образом дракона - без преувеличения одного из самых главных символов китайской философии Фэн Шуй. В сознании китайцев, лошадь способна привести своего всадника к "дому бессмертных".

Именно благодаря верховым лошадям, монголы завоевали практически полмира, добравшись центральной Европы.Без этих монгольских лошадок история современного мира была бы совсем другой.

Самому талантливому военачальнику Чингисхана Субудею служил удивительный конь по кличке Саврасый. По свидетельствам современников его лошадь обладала незаурядными способностями. Мужественный конь спас Субудея ценой своей жизни. Погиб Саврасый на Руси. Военачальник, встав на седло, выпрыгнул из вязкого болота на сушу, а лошадь навсегда затянуло трясиной, но истории о ней живы до сих пор.

Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.
В гробнице императора Цинь Ши-хуанди, первого правителя централизованного Китая (III век до н.э.) погребено 600 терракотовых скульптур лошадей со множеством колесниц и оружием вместе с 8099 скульптурами воинов, выполненных в натуральную величину.

В средневековой  Европе– наступила эпоха рыцарей и боевых коней. С развитием рыцарства стало развиваться коневодство, а, соответственно, начали появляться новые породы лошадей,.Начался процесс специализации типа лошадей в направлении их укрупнения (т.к. всадник с вооружением весил до 200 кг). Рыцарский конь считался самым преданным другом. Боевым конём мог стать только жеребец. Практически все они были очень злобные и агрессивные, слушались только одного человека — своего хозяина, рыцаря. Их специально обучали боевым приёмам, которые потом вошли в высшую школу верховой езды. Названия этих приёмов мы все знаем. Это «левада», «курбет», «каприоль», «пируэт» и многие другие. Боевой конь во время схватки дрался наравне с всадником. Если рыцарь разил мечом, булавой или копьём, то конь бил передними копытами, кусался, лягался. Поэтому все боевые кони были покрыты специальной бронёй. Ведь стоили они просто бешеных денег. Один боевой конь стоил в 800 раз дороже ломовой лошади. Поэтому их берегли как зеницу ока, ведь купить его мог только очень богатый человек. В средние века считалось, что один конный стоит десяти пеших. Легко рассчитать, что девятерых брал на себя конь.

Лошади ценились в те времена очень высоко. По законодательству Ярослава Мудрого (XI в.) виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить пеню в казну в 12 гривен и 1 гривну — потерпевшему, в то время как за убийство свободного крестьянина (смерда) полагалась пеня всего в 3 гривны . «Русская правда» предписывала «коневого татя» выдавать головой князю и лишать его гражданских прав.

В Средние века конница играла решающую роль, хотя искусство верховой езды не было высоко развито. Многие лошади не были специально обученными, и довольно часто приходилось заставлять лошадь делать работу насильно. Для этого наездник взнуздывал лошадь рвущими губы железными трензелями, а бока колол острыми шпорами. Обычная езда рыцарей была шагом, а в бой они вступали галопом.

В исторических хрониках не раз упоминается имя любимого коня легендарного короля Ричарда Львиное Сердце. Конь по кличке Блистающий. Бравый, сильный и храбрый конь сопутствовал Ричарду во всех военные походах, вдвоем они совершили множество подвигов, в последствие сделавшие фигуру Ричарда Львиное Сердце самой выдающейся личностью в средневековой истории и литературе. Вороной жеребец повиновался только своему хозяину, выполнял все его команды, отдаваемые свистом. Многочисленные истории, передаваемые из поколения в поколение, рассказывают о том, что Блистающий сражался в бою не хуже бравых солдат, он свирепо кусал, сильно лягал, сбивал грудью вражеских коней, безжалостно топтал пехотинцев. Ричард Львиное Сердце обожал своего вороного коня, и ухаживал за ним самостоятельно. От предложения восточного шаха продать Блистающего за несколько пудов золота Король категорически отказался. Легендарный конь был заколот копьями в одном из сражений.

Но не только на войне лошадь была незаменимым партнером человека. В Средние века лошади использовались для перевозки людей, почты и грузов, в сельском хозяйстве, на рыцарских состязаниях и турнирах. Лошади давали заработок целой армии конюхов, грумов, кузнецов и ковалей, шорников и каретников.
Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.

В эти  же времена появилась и постоянная почтовая связь осуществляемая с помощью лошадей . Хан Чубилай, внук Чингисхана, организовал первую конную курьерскую службу, которая охватывала всю империю. В какой-то мере она стала прародительницей современной почтовой службы. Почтовые экипажи, в которые запрягались лошади, начали использоваться в 19-м веке, когда улучшилось качество дорог. За соблюдение расписания и постоянный резвый темп движения лошади расплачивались своим здоровьем - редкая из них выдерживала на этой работе больше четырех лет.

В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.

Для того чтобы максимально использовать лошадиную силу, селекционеры специально улучшали или выводили новые. Соответственно климату страны были выведены различные породы. Наиболее ценными в сельском хозяйстве считаются такие породы: шайры, клейдесдали, першероны. В горной местности с сельскохозяйственными работами лучше всего справляются пони.

Поскольку лошади могут работать в самых суровых условиях, на разных широтах при разных температурах, на самой неудобной для обработки местности, они ценны и важны на фермах по сей день. Пусть значение лошади в сельском хозяйстве в связи с механизацией и автоматизацией труда несколько снизилось, фермеры не перестают держать стада лошадей, ведь это гораздо экологичнее, экономичнее, к тому же лошадь необходима там, где работа трактора невозможна.

Неоценим вклад лошадей в развитие промышленности и транспорта . Некоторое время назад лошадям приходилось трудиться не только на поверхности земли, но и в ее недрах. Крепкие, выносливые, сильные, неприхотливые и трудолюбивые лошади широко использовались в работе в карьерах и подземных шахтах.

Печальной была судьба тех лошадей, которым в недалеком прошлом доводилось трудиться под землей на рудниках и в угольных шахтах. Только в Англии работало почти 16 000 пони. 3000 часов в год таскала маленькая лошадка тяжело груженную вагонетку, перевозя за год до 3000 тонн и преодолевая почти 5000 км. Для этой работы предпочитали использовать маленьких шетландских пони, потому что они могли перевозить груз, в двадцать раз превышающий их собственный вес. Многие из этих несчастных слепли, годами не видя солнечного света, почти не поднимаясь на поверхность и вдыхая копоть и угольную пыль.
 
В Канаде,на реке Клондайк, впадающей в Юкон в 1896 году обнаружили золото.Тысячи людей, побросав свою работу, распродав землю и имущество, ринулись впогоню за призрачным счастьем. Столицей искателей приключений становитсязнаменитый впоследствии Доусон - Золотой город, где, кстати сказать, золото добывается еще и сегодня. К нему и к золотоносным берегам Клондайка и Юкона вело несколько путей. Одним из труднейших был участок Скагуэй-Уайтхорс.Только в период 1897-1898 гг. здесь погибло 3 000 лошадей и мулов, несших поклажу искателей счастья. В память об этом грусном событии в 1929 году на дороге около Ущелья "Мертвой лошади  был установлен памятный барельеф.

До сих пор в некоторых странах мира, таких как Монголия и Тибет, Шетландские острова, и другие, вьючные лошади — незаменимое средство передвижения и перевозки груза. В тех местах, куда невозможно добраться на телеге или в упряжи используются пони, на спине которых размещено специальное седло или корзина для груза. К тому же вьючные лошади часто используются в охоте. Ведь после того, как охотник убил оленя, его необходимо перевезти в удобное место для разделки, в помощь ему вьючная лошадь.




Продолжение http://www.proza.ru/2016/04/22/168