Одноэтажный Хасын. Повесть. Часть II. 3

Маня Николаева
Илл. Грузо-пассажирский пароход «Феликс Дзержинский». Реестр флота ДВМП: «Доминиа», «Николай Ежов», «Феликс Дзержинский», место постройки Англия, год постройки 1926, грузовместимость (в брутто-регистровых тоннах) 9180. Принято ДВМП от Дальстроя, в 1963 г. передано Минрыбхозу.


Илл. Рисунок рязанского художника Георгия Карловича Вагнера (1908 -- 1995) «Пароход «Феликс Дзержинский в Охотском море. Вечер»,  датирован 29.01.47. Альбом «Колыма», Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном Мемориале.

MNS
Одноэтажный Хасын. Повесть.
Часть II.3

1955. «Феликс Дзержинский»


Уезжали с бабушкой на материк. Портовая слякотная улица вела к трапу грузо-пассажирского судна «Феликс Дзержинский». Справа были сопки, по проходу потоком двигались цыганские таборы, и сторонний глаз невольно вылавливал в этом потоке единственную светловолосую головку молоденькой девушки, и тут же в памяти всплывали страшные рассказы об украденных в табор детях. Потом и прочие пассажиры поднялись на борт судна, раздался долгожданный гудок, и спустя некоторое время сопки бухты Нагаева скрылись за горизонтом.


Судно «Феликс Дзержинский» было не таким большим, как «Ильич», и более старым. Цыганы раскинули на палубе огромный шатер и устлали пол шатра пышными перинами. Часть цыган разместилась в трюме на нарах. Рейс получился весьма кучным, на палубе было не протолкнуться. В народе тогда говорили, что с Колымы стали убирать лишние рты, -- дескать, подвозка продовольствия колымчанам являлась слишком дорогим удовольствием для страны (действительные причины высылки были неизвестны; наверное, цыганам просто разрешили, наконец, уехать с Колымы всеми таборами, причем бесплатно...). Дети каютных пассажиров тут же сбились в стайки и гоняли по судну между завтраком, обедом и ужином. Как-то раз стайкой спустились в трюм к цыганам, там разглядывали бусы у какой-то маленькой цыганочки, но бусы при этом порвались, и цыганочка сильно испугалась. Трюм был тесным и темным, стояли двухэтажные нары…


Ежедневно на палубе давались представления «длинного рубля». Всегда находился какой-нибудь подвыпивший отпускник, жаждавший минутной купеческой славы. Маленькие чернокудрые танцоры начинали пляски, зрители набегали, мужичок кидал денежку, и цыганские дети устраивали на палубе свалку: копейка -- танец, три копейки -- танец, пять копеек -- танец, и так далее, и так далее… до самой крупной купюры, и тут, уж, все! Желающие знать свое будущее могли воспользоваться услугами гадалок, те гадали желающим у бортов, таборные мужики, толпившиеся у шатра, молча кидали туда черные искряные взгляды, а желающих узнать свою дальнейшую судьбу среди колымчан было немало: как теперь там, на материке, живется? И вообще -- как теперь жить?

2009 -- 2016

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/03/18/2137

(Начало:    http://www.proza.ru/2016/03/18/1965)