Перевал Дятлова без тайн. 7. Маршрутная книжка

Александр Соханский
Масштаб изображения можно увеличить, удерживая клавишу Ctrl и вращая колёсико мыши.

 
       Этап расследования:
       ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВИВШАЯ ТУРИСТИЧЕСКУЮ ГРУППУ

       Чрезвычайно важными для расследования являются сведения об организации, направившей группу туристов по маршруту. Эта организация несёт ответственность за квалификацию участников похода, проверку оснащения группы снаряжением и продуктами питания, наличие сметы расходов, должна обеспечить контроль за безопасностью прохождения маршрута.

       За движением группы должны были следить спортивный клуб Уральского политехнического института (УПИ) и Свердловский городской спорткомитет в лице маршрутно-квалификационной комиссии. Но из малонаселённого района прохождения маршрута телеграмму отправить было невозможно, а радиосвязной аппаратурой группа не была оснащена (впрочем, как и другие туристические группы). Единственным средством контроля в данном случае была отправка телеграммы из начальной и конечной точки похода. И, если туристическая группа не подтвердила в установленные сроки сообщением обусловленной формы завершение похода, руководители МКК и спортклуба УПИ были обязаны принять немедленные меры к розыску группы.

       Маршрутная книжка группе туристов, руководителем которой был назначен Игорь Дятлов, выдана маршрутной комиссией при Свердловском городском комитете по физической культуре и спорту одновременно с протоколом маршрутной комиссии от 8 января 1959 года.

       Выдача и регистрация основных документов похода была произведена настолько небрежно, что когда группа ни в контрольный срок, ни позднее не дала о себе знать, выяснилось, что никому не известно, куда же ушли туристы.
       Оказалось, что в спортклубе УПИ отсутствуют копии протокола маршрутной комиссии и контрольный экземпляр маршрутной книжки группы Дятлова. После некоторого замешательства выяснилось, что Дятлов оформленные протоколы передал в МК и городской спорткомитет, а, как впоследствии установлено, все три экземпляра маршрутной книжки в суете предпоходных хлопот забрал с собой (протокол осмотра места происшествия, лист 6 УД).      
       Протокол маршрутной комиссии всё же удалось разыскать, но сведения о подробностях маршрута были изложены в нём довольно-таки приблизительно (лист 7 УД):
 
                "Протокол
маршрутной комиссии при Свердловском городском комитете по физической культуре и спорту в составе Королева, Новиковой, Масленникова, Богомолова
       В результате проверки правильности разработки маршрута, проверки подготовленности группы к путешествию, проверки списков снаряжения, питания и сметы, маршрутная комиссия комитета по физической культуре и спорту постановляет:
       1. Утвердить лыжный поход третьей категории трудности по маршруту г. Вижай - Северный второй - г. Отортен - г. Ойка-Чакур - р. Тошемка - г. Вижай  группе в составе 10 человек, идущей под руководством тов. Дятлова И.
       2. Утвердить контрольные сроки и пункты:
       «28» января с.г. из г. Вижай — телеграммой
       «12» февраля с.г. из г. Вижай  об оконч. похода — телеграммой
       а также в день выхода на маршрут.
       Сообщения об исполнении контрольных сроков высылаются в адрес организации Свердловск, УПИ, спортклуб, тел ___ тов. Гордо Л.С. и в копии в адрес маршрутной комиссии ГК ФК  Свердловск, Пушкинская 3, тов. Уфимцеву
       Особые указания группе:
       3. Срок представления отчета 10 апреля
       Председатель маршрутной комиссии: подпись (Королев)
       Члены маршрутной комиссии подписи (Новикова, Масленников)
       8 января 1959 г.
       Маршрутную книжку N 5, а также копию протокола маршрутной комиссии для передачи в контролирующую организацию получил.
       Указания маршрутной комиссии и контрольные сроки обязуюсь выполнять.
       Руководитель группы подпись (Дятлов)
       20 января 1959 г.
       Состав
       1) Дятлов
       2) Дубинина
       3) Колмогорова
       4) Колеватов
       5) Слабодин
       6) Биенко
       7) Кривонищенко
       8) Тибо-Бриньоль
       9) Дорошенко
       10) Юдин
       11) Золотарев"



       Из протокола допроса свидетеля КОЛЕВАТОВОЙ РИММЫ СЕРГЕЕВНЫ, сестры участника похода Александра Колеватова (лист 270-272 УД):

       «Я сама позвонила в институт только 17 февраля, спустя 3 дня после контрольного срока. Зав. спортклубом т. Гордо на месте не оказалось, попытки дозвониться до него были тщетны: его невозможно было застать на работе. Сразу же я позвонила в городскую спортивную секцию т. Уфимцеву. Он заверил, что беспокоиться не о чем, что группы задерживаются в пути и на неделю и т.д. Возмутителен и преступен некий факт: 18/II т. Гордо информировал партком Политехнического института, что из Вижая получена телеграмма, извещающая о том, что группа задерживается в пути. Секретарь парткома УПИ т. Заостровский Ф.П. информацию т. Гордо не проверил и о случившемся событии не поставил в известность директора института т. Сиунова Н.С. Директор же узнал об этом только тогда, когда ему позвонила из горкома партии т. Федченко Е.П. (я сама вынуждена была обратиться в горком с просьбой принять меры по розыску группы). Таким образом, телеграмму перепутали (телеграмма пришла от параллельной группы, от группы Блинова), дирекцию института в известность о случившемся не поставили. Поиски начались только лишь по настоянию родителей туристов.
       Когда Политехнический институт начал организовывать поиски, оказалось, что в спортклубе не было карты маршрута, по которому студенты ушли в поход, схемы, нанесенной на карту».


       Ответственные должностные лица городского комитета по физкультуре и спорту и спортклуба УПИ в своих показаниях следствию всячески стремились уклониться от своей вины в трагедии с группой Дятлова и перевести её друг на друга.


       УФИМЦЕВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, инструктор учебно-спортивного отдела городского комитета по физкультуре и спорту с 1947 года, допрошен 13 апреля 1959 г. прокурором следственного отдела прокуратуры Свердловской области мл. советником юстиции Романовым (лист 268-269 УД):

       «Свидетель показал: По инструкции комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР предоставлением права разрабатывания маршрута разрешается любой организацией и учреждением и добровольными спортивными обществами, что и было проделано и подготовлен проэкт маршрута III категории трудности секцией туризма УПИ. Группа Дятлова примерно в этом же составе совершала походы высшей категории трудности и ранее, тов. Дятлов сам был в этом районе в 1957 году, но не по этому маршруту. Условия маршрута группе были известны, и маршрут был утвержден маршрутной комиссией в составе Королева В., Масленникова Е.П. и тов. Новиковой, группа имела и карту этой местности, снаряжение и питание на весь срок следования.
       Требования для участников, которые были допущены в состав группы полностью соответствуют. инструкции по туризму, ст. 26-28.
       При походе III категории трудности участники должны иметь опыт участия в походе II категории трудности по данному виду туризма, руководитель должен иметь опыт руководства походом II категории трудности и опыт участия в походе III категории трудности по данному виду туризма.??. Все участники соответствовали данным требованиям. Тов. Дятлов имеет II спортивный разряд по туризму и ряд других товарищей имеют разряды по туризму и была скомплектована очень сильная группа. Группа подготавливалась институтом УПИ и финансировал ее профком УПИ, который и должен был проверить ее оснащение перед выходом в поход.Контрольный срок был установлен группе 12 февраля, когда она должнабыла подать телеграмму из Вижая после возвращения с маршрута, больше группа ниоткуда не могла подать известие о себе из-за отсутствия населенных пунктов на пути маршрута и только через 12 дней после выхода мы могли знать о ее благополучии. Связь с группой по рации не осуществлялась из-за отсутствия коротковолновых радиостанций которые не разрешают использовать в этих целях и не предусмотрено никакими инструкциями. 16-го февраля в комитет позвонил по телефону тов. Блинов и спросил нет ли каких известий о группе и сразу-же заказали телефон Вижая и разговаривали с работником Лага тов. Хакимовым, который сказал, что они группу Дятлова подвезли на машине до рудника Северный 27 декабря января и они говорили, что обещают вернуться в Вижай не раньше 15 февраля и сообщил, что обратно группа не проходила. После этого сразу была направлена поисковая группа из УПИ, нами сообщено в обком КПСС тов. Журавлеву об потерявшейся группе, подали телеграмму в Вижай, но ответ не получили, так как разговаривали по телефону, как стало известно, что группа не проходила обратно. При профкоме УПИ был создан штаб по розыску этой группы который и занимался последующей работой по всем поискам. Все требования предусмотренные по инструкции при утверждении маршрутов были соблюдены, контроль за подготовкой снаряжения к походу должен был проведен спортивным клубом УПИ, так как они собирали группу в поход и ее финансировали, а так-же и всем необходимым ?? питанием и обувью. Написано собственноручно. Подпись.(См. на обороте)
       Вопрос: Кто конкретно из городского комитета по физкультуре и спорту должен был наблюдать за движением по маршруту группы Дятлова?
       Ответ: За движением туристической группы т. Дятлова непосредственно контроль согласно инструкции должен был нести спортивный клуб УПИ, но в то же время и городской комитет должен вести контроль за движением туристических групп согласно телеграммам, конкретно это возложено на меня. Розыски группы т. Дятлова были начаты в течение суток после получения сообщения о том, что группа не возвратилась в намеченный пункт.
       Согласно маршруту эта группа туристов 12/II 59 г. должна была вернуться в пос. Вижай, но работник лагеря т. Хаккимов нам по телефону сообщил, что туристы при отъезде обещали вернуться только 15/II 59 г. Почему с 12 февраля с/г не были предприняты меры к розыску потерявшихся туристов, я не могу сказать. В этом повинны как спортклуб УПИ, так и комитет по физкультуре и спорту.
       Вопрос: Какие нарушения инструкции были допущены при подготовке, снаряжении и отправке этой группы по маршруту?
       Ответ: Я считаю, что при подготовке, снаряжении и отправке этой группы никаких нарушений инструкции или упущений не было допущено.
       Протокол с моих слов записан верно, мной прочитан: подпись
       Допросил: подпись».


       ГОРДО ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ, председатель правления спортклуба УПИ, допрошен прокурором следственного отдела прокуратуры Свердловской области мл. советником юстиции Романовым (листы 305-306 УД):

       «Я председателем правления спортклуба УПИ работаю с 1955 года. При нашем клубе есть туристская секция, которую с начала 1959 года возглавляет тов. Мартышев, до него эту секцию возглавлял Блинов. В составе правления спортивного клуба за спортивно-туристскую работу отвечал студент Дорошенко, который также погиб в составе группы тов. Дятлова. Маршруты и задачи каждого туристского похода разрабатываются туристской секцией, которая походы II и III категории трудности представляет на утверждение городской маршрутной комиссии. Эту комиссию возглавляет Королев. Маршрутная комиссия рассматривает такие вопросы: сам маршрут, готовность участников похода и руководителя группы, проверяет снаряжение и обеспечение группы. Согласно инструкции проверяются списки снаряжения и питания. После этого составляется протокол в 3-х экземплярах, из них: 1 экз. остается у маршрутной комиссии, 2 экз. - передается в контролирующий орган, т.е. в городской комитет физкультуры. 3-й экз. должен быть сдан в учреждение, организующее поход.
       У нас снаряжение выдавалось по разрешению институтской маршрутной комиссии, которую в декабре 1958 г. - январе 1959 г. возглавлял преподаватель Мильман, он же зам. председателя правления спортклуба. Выдачей инвентаря, т.е. разрешения, занимался студент Блинов. Он в настоящее время выехал в г. Ивдель на место происшествия. Профком института по нашему представлению финансирует туристские походы.
       Маршрутная книжка также утверждается маршрутной комиссией и находится у старшего группы. Копии маршрутной книжки оформляются только для отчетов, а не для контроля, ибо документом, на основании которого ведется контроль за движением группы является протокол маршрутной комиссии.
       Маршрут группы Дятлова разрабатывался участниками самой группы и был утвержден городской маршрутной комиссией, но Дятлов один экземпляр протокола маршрутной комиссии в спортклубе не оставил. Мильман мне потом рассказывал, что он у Дятлова просил оставить протокол, и Дятлов ему обещал занести, но увез с собой. В спортклубе, так и лично я, знали, что согласно протоколу группа должна была из пос. Вижая послать телеграмму, но я точную дату не знал. Я знал, что группа Дятлова в гор. Свердловск должна была вернуться 15 февраля 1959 года.
       Я сам лично маршрутные листы у руководителей групп не получал ранее и теперь не получаю, ибо этим делом занимается, обычно, туристская секция. Протокол маршрутной комиссии у Дятлова должны были взять при выдаче снаряжения. Кто выдавал снаряжение, не помню.
       Я условия местности, куда выехала группа Дятлова, не мог знать, ибо этим вопросом ведает маршрутная комиссия, но я знаю, что Дятлов в районе Вижая бывал.
       Согласно заключению маршрутной комиссии, а также комиссии центрального совета спортобщества "Буревестник" и Российского совета физкультуры участники группы Дятлова и сам Дятлов были достаточно подготовлены для совершения похода по Северному Уралу.
       Член бюро туристской секции Блинов мне сказал, что группа Дятлова в Вижай вернется примерно 14-15 февраля 1959 года, якобы об этом говорил Юдин, который был также в составе группы Дятлова, но ввиду болезни в пути вернулся. Поэтому спортклуб причиной невозвращения туристов группы Дятлова начал интересоваться только после 15 февраля 1959 года.
       На поиски группы Дятлова людей отправили только 20 февраля 1959 г., я тоже выехал в Ивдель 20 февраля 1959 г. Сразу 16 февраля с/г людей не отправили потому, что узнавали по телефону - с Вижаем связались только в ночь на 17-е февраля, потом 17 февраля с/г я звонил в Центральный совет общества "Буревестник" и просил добиться разрешения на использование самолета, но мне в этом отказали. 18 февраля снова звонил в Вижай. Мне сообщили, что готовится группа местного населения, что видели какую-то группу. Впоследствии оказалось, что это - группа Карелина. 19 февраля 1959 г. договорились с аэропортом о выделении для поисков пропавших самолета и вертолета, только после этого утром 20 февраля с/г я и Блинов вылетели в г. Ивдель.
       Дополнений не имею. Протокол с моих слов записан верно, мне прочитан. Допрос прерван в 15:00.
       Гордо.»


       Если предположить, что группа туристов не погибла, а в связи с тяжёлым происшествием отсиживается в ожидании помощи в палатке, снежной норе, заброшенной избушке, то преступная медлительность должностных лиц с организацией розысков неминуемо привела бы группу к гибели.


 


       Александр Соханский,
             2013-2016 г.г.


Далее:  Часть 8. Обстоятельства, предшествовавшие несчастному случаю  >  http://www.proza.ru/2016/02/03/490

В оглавление:   http://www.proza.ru/2016/03/23/407