Если умный, почему ты не богат?

Владимир Сапронов
 

БОГАТСТВО (богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль).

             В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода – это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.

«Беда деньгу родит», — настойчиво повторяет трудовой русский человек.
«Деньги что каменья — тяжело на душу ложатся»,
 «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь»
 или еще вариант этой пословицы —
«Деньги — прах, ну их в тартарарах».
 
        Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. Деньги для трудового человека не являются фетишем.
«Лучше дать, нежели взять»,
«Дай Бог подать, не дай Бог просить».

        Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания).
«Богатство перед Богом — большой грех».
«Богатому черти деньги куют».
«Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом».
«Пусти душу в ад — будешь богат».
 «В аду не быть — богатства не нажить».
 «Копил, копил, да черта купил!»

         Отсюда выводы:
«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»,
«Неправедная корысть впрок нейдет»,
«Неправедная нажива — огонь»,
«Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание — прах»,
«Не от скудости скупость вышла, от богатства».

        К богачам трудовой человек относится с большим недоверием.
«Богатство спеси сродни», — говорит он.
«Богатый никого не помнит, только себя помнит».
«Мужик богатый гребет деньги лопатой». 
«Рак клешнею, а богатый мошною».
«Мужик богатый, что бык рогатый».
«Богатый совести не купит, а свою погубит».

       А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред.
«Богатство родителей — порча детям».
«Отец богатый, да сын неудатый».

        Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий:
«Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» –
гласит одна из народных пословиц.

       К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей.
«Не хвались серебром, хвались добром».


О. Платонов                Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"



* * *

Мир бездушный, мир бездумный,
Мир, где с вызовом острят:
– Если ты такой, брат, умный,
Почему ж ты не богат?
 
Отвечаю: – Есть преграда:
Чтоб, как вы, разбогатеть,
Ум иметь, увы,  не надо,
Надо совесть не иметь. (В.С.)
               ~ ~ ~


За всяким большим состоянием кроется преступление. (Оноре де Бальзак)

ОТКУП

Вновь из руин встают святые храмы.
Россия вновь склоняется в мольбе.
И наезжают в храмы новохамы,
Всевышнему напомнить о себе.

Подкатывают с шиком иномарки.
Владельцы их, чья совесть нечиста,
Не истые поклоны, а подарки
Кладут к ногам распятого Христа.

О, гнусное отродье нуворишей!
Сквозь кровь и грязь лежит их в князи путь.
За право быть у Господа «под крышей»
Они готовы щедро «отстегнуть».

Не зная ни молитв, ни как молиться,
Они хотят награбленной мошной
Не искупить грехи, а откупиться,
Чтоб снова грабить с лёгкою душой.

И нет в них покаяния живого,
И Бог для них – не праведный Судья,
А нечто вроде пса сторожевого
Их в роскоши погрязшего житья.

Священнику «отстёгивая» плату,
Они предвидят выгоду свою:
Уверены – достанется по блату
Им место семизвёздное в раю.

У них свои расценки и понятья:
Купили землю – купят небеса!
И смотрит Иисус Христос с Распятья –
И катится кровавая слеза…   (В.Сапронов)

                ~ ~ ~
               
Кто истинно заботится о своей душе, тот не может удержать у себя богатство; оно будет постоянно беспокоить его совесть, что он, имея возможность оказать помощь многим бедным, не исполняет сего, ограничиваясь малозначащими по богатству его пособиями.  Старец Арсений (Минин)

Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить… (Цицерон)

Мошна пуста, зато душа чиста. (Солон)


* * *
Как в бою, мы путь к богатству ищем.
Вот и начертать бы на щите:
СТЫДНО НЕ БОГАТЫМ БЫТЬ, А НИЩИМ.
ПОДЛО БОГАТЕТЬ НА НИЩЕТЕ!
                ~ ~ ~

               
Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: `кто Господь?' и чтобы, обеднев,
не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Прит.11:4, 28; 30:7-9)

* * *
Пока живу, молю Тебя, Всевышний:
Избавь меня от суетной тщеты.
Не дай богатства, ноши этой лишней,
Не дай и непосильной нищеты.

Богатство пресыщеньем развращает,
Кичливо вопрошая: кто Господь?
А нищего на путь греха толкает
Лишеньями измученная плоть.

Но дай мне хлеб насущный днесь и присно,
Но огради от гибельного зла,
Чтоб жизнь моя божественного смысла
Во всякий час исполнена была.
                ~ ~ ~


« И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. (Матф.19:16-26)   
               
* * *
Сказал Иисус обступившему люду,
Что легче (я только напомнить хочу)
Пройти сквозь игольные уши верблюду,
Чем в Божие Царство войти богачу.

Но ты возразил мне, помешкав немного,
Увесистый крест на груди теребя:
– Богатство даётся велением Бога,
Он им награждает достойных Себя.

– Помилуй! Ведь если такую  награду
Всевышний вручает рабу  Своему,–
Не ставит ли Он этим самым преграду
В пути, что приводит в обитель к Нему?
                ~ ~ ~

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В одеждах дорогих, богатством поражая,
В пирах роскошных проводя свой век,
Жил во дворце, что был земным подобьем рая,   
В блаженстве нежась, некий человек.

А у ворот дворца, весь струпьями покрытый,
Бездомный Лазарь подаянья ждал
Увы! Голодного не разумеет сытый,–
И нищий Лазарь тихо умирал.

Лишь псы бродячие вокруг него теснились,
Зализывая струпья, как могли…
Но Божьи ангелы с небес к нему спустились,
На лоно Авраама отнесли.

Пред смертью все равны: и самый жалкий нищий
И кто неописуемо богат;
И вскоре богача призвал на суд Всевышний
И, по делам его, отправил в ад.

Подняв глаза свои, взглянул туда страдалец,
Где Авраам был с Лазарем в раю:
– О, Отче! – возопил,– пусть Лазарь смочит палец
И прохладит язык мой,– я горю.

Но Авраам ответил: – Вспомни, чадо,
Ты на земле блаженствовал в свой час,
А Лазарь мучился, и рай – ему награда;
К тому же пропасть разделяет нас.
                Владимир Сапронов.