За Борейскими горами Глава 4 Старуха Лоухи

Людмила Белан-Черногор
Арник, заглянул в лаз и, никого не увидев внутри, громко закричал:
 - Есть ли кто живой здесь? Отзовитесь!

В пещере кто-то зашуршал, завозился, закашлялся. Мальчик вспомнив, как в русских народных сказках добры молодцы обращаются к Бабе Яге, вежливо произнёс:
 - Здравствуйте, бабушка Лоухи! У меня к вам есть важное дело.

 - Какая я тебе бабушка?! - услышал Арник старческий голос, вслед за которым в проёме показалась голова дряхлого старика.
Кряхтя, старый дед вылез из своего жилища и, усевшись среди цветущего вереска, спросил:
 - Зачем пожаловал в наши края, внучек?

 - Меня послал к Лоухи последний колдун саамов. Не знаете, где она живёт?

 - Жила здесь, в этой пещере. Да уж лет сто прошло, как переселилась — покоя ей тут не стало от людей.

 - Дедушка, а не знаете, куда она перебралась? - спросил мальчик.

 - Дело ты непростое затеял, внучек. Хитра старуха бывает и коварна с человеком, если ей что не по душе придётся. Да вижу, не отступишься. Слушай, на севере Края Озёр есть посёлок, который люди назвали её именем, в нём - Лоухское озеро. На том озере увидишь скалистый остров, вот там и поселилась старая колдунья.

 - Спасибо, дедушка! Пойду я.

 - Доброго пути тебе и помни, недолюбливает Лоухи людей - не перечь ей.

На следующий день автобус с туристами отправился в самый северный пункт путешествия — посёлок Лоухи. Путь проходил вдоль Топозера. Теперь Арник не закрывал рот - так быстрее проходило время. Он в который раз рассказывал деду всё, что знал о коренных жителях Карелии - саамах, вспоминал поездку в Лапландию, задавал бесконечные вопросы.

Наконец прибыли в посёлок. Уставшие от длительного переезда путешественники поспешили в гостиницу. Арник незаметно покинул группу и, выйдя на дорогу, поинтересовался у первого попавшегося прохожего, где находится Лоухское озеро.

Не пройдя и сотни метров по сосновому лесу, мальчик замер: перед ним раскинулась прозрачная гладь озера. Невдалеке от берега возвышался скалистый остров, заросший деревьями.

 - Там точно живёт колдунья, - прошептал мальчик, - но как мне добраться туда -  ни лодки, ни бревна поблизости.

Вдруг он поднялся в воздух и поплыл над озёрной гладью, словно облако по небу. «Чудеса да и только», - подумал Арник и уже через миг приземлился на самой вершине острова.

 - Кто посмел нарушить мой покой? - послышался недовольный женский голос.

 - Добрый день, уважаемая Лоухи! - отозвался пришелец, - Я Арник, пришёл к вам по велению последнего саамского колдуна с Ведьминой горы.

 - Чем ты можешь доказать, что он послал тебя ко мне?

 - Колдун дал мне вот этот чёрный камушек и велел передать вам, - ответил мальчик, протягивая в пустоту ладонь, на которой лежал амулет.

Камушек приподнялся и переместился в глухие заросли северной ежевики. Через время перед Арником появилась старуха, закутанная в тёплую шерстяную накидку, на ногах штаны суконные, на голове платок, ноги обуты в туфли с загнутыми носами. "Совсем и не страшная она", - подумал мальчик и учтиво попросил:
 - Бабушка Лоухи, помогите мне добраться до острова, что лежит в Белом море.

 - Ишь, какой ты прыткий, маленький человек! Сначала службу сослужи, а потом и проси.

 - Я не против, говорите, что делать надо.

 - А вот что: пойди к морю да принеси мне молодильной пены морской, - сказала старуха, подавая ему золотой сосуд, - как принесёшь чудодейственной пены, моя волшебная ладья донесёт тебя до заветного острова. А чтобы быстрее дошёл, возьми пучок северного вереска, бросай по веточке перед собой — путь короче станет.

Так и сделал мальчик: идёт, вереск перед собой бросает. Вскоре пришёл на берег Студёного моря. Волны его бьются о берег, взбивая воду в пышную пену. Зачерпнул пены, в сосуд положил и обратно пошёл. Да не пройдя половины пути, видит: пена осела, водой холодной обернулась.

Вернулся к морю, снова пену в сосуд положил, она на этот раз сразу же в воду превратилась. "Что же делать?" - задумался Арник.

Вдруг волны всколыхнулись и из глубин студёных вынырнуло существо, с виду на старика почтенного похожее, одетое в длинную рубаху из пены морской, вместо волос водоросли развеваются по ветру. Увидев мальчика, оно молвило:
 - Ох, и хитра старая колдунья! Дала ребёнку невыполнимое задание.

Арник не растерялся и спросил:
 - Вы Ахти, властитель Вод?

 - Да, я Ахти.

 - А вы не знаете, как уговорить пену морскую не превращаться в  воду?

 - Пену морскую никто не заставит делать то, чего она не хочет, да и незачем это. Молодильная пена, которая нужна старухе Лоухи, находится далеко отсюда, на берегу самого глубокого озера Земли.

 - Это озеро Байкал! Но оно посреди Азии, пока я доберусь туда, пройдёт немало времени. Что же мне делать?! - в отчаянии воскликнул мальчик.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2015/12/20/1397