Про дилогию Clone Wars Gambit К. Миллер

Алиса Лапшина
Pdf-версия: http://vk.com/doc41794346_437111251

Общая вводная

Серию «Войны клонов», сопровождающую трехмерный анимационный мультсериал Д. Филони (2008-2013), завершает дилогия Карен Миллер «Гамбит: Под прикрытием» (февраль 2010) и «Гамбит: Осада» (июль 2010). Говоря откровенно, после «Дикого космоса» (третья книга серии, также принадлежащая перу К. Миллер), я несколько опасалась браться за «Гамбит» (здесь мои впечатления сходны с тем, о чем писал в своей рецензии Ilan Thorn [1]) . Повествование «Дикого космоса» затянуто, слишком много лишних дискуссий-перепалок (Йода воспитывает Оби-Вана; Оби-Ван идет выяснять с Падме, кто любит Энакина сильнее; Энакин доводит Кеноби до судорог, Кеноби и Органа бесконечно обсуждают на повышенных тонах роли джедаев и политиков…), текст зациклен на Оби-Ване и Бейле Органе. В случае с «Гамбитом» часть этих недостатков никуда не делась, тем не менее эта история оставила у меня скорее приятное впечатление, возможно, потому что я, как и сам автор, не отношусь к «книгам по лицензии» слишком уж серьезно (в своей рецензии Ilan Thorn упоминает, что для К. Миллер «книги по лицензии» — те же фанфики).

1. Композиция и сюжет

Эпиграф: По пути Оби-Ван на лифте и Анакин без лифта соревнуются в скоростном альпинизме.
Пересказ «Мести ситхов»

С точки зрения сюжета у меня практически нет претензий. Хотя повествование нацелено на поклонников историй «про Оби и Эни», автор старается по максимуму использовать всех «значимых» персонажей: в сборе «основной состав» «Войн Клонов» Д. Филони в лице Оби-Вана, Энакина, Асоки, клона-капитана Рекса, адмирала Юларена, Падме, Бейла Органы и магистра Йоды. Мне импонирует, что Миллер старается быть разнообразной. Так, не смотря на то, что ее симпатия к Оби-Вану очевидна, Миллер уделяет внимание традиционно «трэвисовским» темам: клонам и их боевому братству, в то время, как сама Карен Трэвисс в романе «Пленных не брать» (3-й роман серии «Войны клонов») откровенно демонстрирует свое неуважение к джедаем (во всяком случае к джедаем «йодовского» толка).

Как и в случае с «Диким Космосом» сюжетно «Гамбит» состоит из двух неравномерных и не очень хорошо связанных друг с другом частей (сюжетное разделение здесь не соответствует делению на книги). В первой (более короткой) части описывается повторная битва за Ботавуи. Корабли республиканцев оказываются заражены компьютерным вирусом, выведшим из строя коммуникационную систему, поэтому бой в космосе приходится вести вслепую. После Ботавуи Оби-Ван и Энакин возвращаются на Корусант (о вирусе все практически забывают), где Бейл Органа, как и в «Диком космосе» задает Оби-Вану работу: он подозревает, что Гривус не случайно обратил внимание на захолустную планету Лантиб. У Бейла, Оби-Вана, Падме и Энакина возникает идея, что речь может идти о биологическом оружии, и Йода неохотно отпускает Энакина и Оби-Вана под прикрытием разобраться в ситуации. Значительное внимание уделено тому, как Энакин и Оби-Ван стараются вписаться в круг недоверчивых местных жителей, а потом пытаются спасти их от радиоактивного шторма и от армии дройдов, пришедшей за джедаями.

Первая часть книги могла бы вполне сойти по сюжету и объему материала за очередную серию «Войн клонов». Во второй части используется сюжетная схема, которую я бы обозначила так: «несколько команд главных героев действуют в разных местах; в конечном итоге в нужный момент все усилия соединяются и приносят героям победу, а читателю моральное удовлетворение». По-моему, с этой задачей К. Миллер справилась. Персонажи демонстрируют высокий уровень «командной работы» и самоотдачи: пока Трин Нетцл (Tryn Netzl), друг Бэйла Органы, ищет антидот, Бэйл и Падме мучительно пытаются привлечь дополнительные корабли для атаки на Лантиб, Асока и Тария помогают освободить заложников, а затем летят спасать Кеноби и Скайуокера. Сами Оби-Ван и Энакин прямо-таки соревнуются в «скоростном героизме» (при этом, конечно, постоянно попрекая друг друга в излишнем надрыве): Оби-Ван с риском для жизни ремонтирует электростанцию — Энакин голыми руками останавливает и удерживает радиоактивный шторм — Оби-Ван до потемнения в глазах лечит жителей деревни и т.д. и т.п. Таким образом, повествование обретает эпичность, которой нет в предыдущих книгах серии, так что двум немаленьким книгам удалось удержать мое внимание на протяжении чтения. Описания экшена, хоть их с полным правом можно назвать «фанатскими» и «эмоцио-выжимательными» мне показались весьма съедобными (в конце концов, в новеллизации «Мести ситхов» Мэтью Стовера, высоко ценимой фанатами «Звездных войн», часто делает ставка на «оголенные» эмоции).

«Он смотрел, как падает щит, чувствуя себя странно спокойным. Небо было пустым. Попытка Мэйса Винду добраться до них вовремя провалилась.
Одна мысль. Последнее сожаление.
Мне жаль, Падме. Пожалуйста, прости меня.
И затем армия армия Дёрда открыла огонь».
К. Миллер, «Осада»

2. Участники событий

Эпиграф: И тебя вылечат... и тебя тоже вылечат... и меня вылечат...
«Иван Васильевич меняет профессию»

Мои критические замечания  в основном относятся к тому, как прописаны персонажи. Именно в том, что происходит с некоторыми героями можно углядеть негативную сторону «фанфикизации» литературы по лицензии. 

Кстати, одним из свойств фанфикшена, кажется, является желание авторов поместить героев из «экшенной» среды в среду бытовую, приблизить их к себе. Здесь Миллер преуспевает: если книга «Пленных не брать» К. Трэвисс подарила нам Падме в косметической маске с полотенцем на волосах, то в «Гамбите» мы можем наблюдать как минимум Бэйла Органу, хозяйничающего на кухне, Энакина и Йоду в джедайской столовой, а также графа Дуку, наблюдающего за звездным светом, лежа в постели.
Другим излюбленным приемом фанфикшена определенного рода (hurt/comfort) является ранение и лечение персонажей (эти процессы могут сменять друг друга и повторяться до бесконечности). В битве при Ботавуи ранеными оказываются сразу Оби-Ван, Асока и Рекс, на Лантибе разнообразные мучения терпят Оби-Ван и Энакин, Тария Дамсин смертельно больна. Стоит отметить, что всплеск страданий сопровождается небывалым всплеском способностей к исцелению у главных героев: после Ботавуи Энакин сам лечит Оби-Вана, вытаскивая из него осколки, на Лантибе Оби-Ван лечит всех, кого успевает. Несмотря на такое обилие медицины в принципе у меня сложилось полное впечатление, что больше всего беготни происходит вокруг Оби-Вана. В конце первого сюжета почти все (Энакин, Бейл Органа, Йода, Палпатин, и даже адмирал Юларен) заняты тем, что так или иначе обсуждают здоровье Кеноби (у которого, ко всему прочему, еще не прошла голова с Зигулы). Проблема даже не в том, что все зациклены на Оби-Ване (предпочтения автора были очевидны еще с «Дикого космоса»), а в том, что сам Кеноби с упорством достойным лучшего применения придерживается позиции «я герой, я справлюсь», утверждает, что он в порядке и тем самым провоцирует очередную волну беспокойства о своей персоне. Все это растягивается в затянутые диалоги в стиле «Дикого космоса». Представляется, что такое поведение больше подошло бы Энакину Скайуокеру, а не образцовому джедаю Кеноби. Разве джедай не должен признавать свою слабость, вместо того, чтобы намеренно изматывать себя из-за чувства вины? В некоторые моменты чтения у меня возникало стойкое ощущение, что Кеноби и Скайокер поменялись местами. Например, мне не известны другие произведения, где Оби-Ван  мог бы обидеться (может быть, я ошибаюсь, но не вижу, как еще интерпретировать его действия в тот момент) на то, что Энакин настоял на своей версии защиты деревни, а Энакин мог бы пойти аккуратно его успокаивать. Хотя во многом общение Энакина и Оби-Вана в «Гамбите» проходит в лучших традициях «Войн Клонов» и их взаимные подколки воспринимаются «аутентично», для меня Оби-Ван — самая настоящая «уязвимая точка» Миллер. Пытаясь перетянуть одеяло на любимого персонажа, Миллер превратила его в кого-то другого.   
      
С Энакиным ситуация несколько проще. На мой взгляд, Миллер создала максимально положительного Энакина из возможных, сгладив острые углы. Он вспыльчивый, но отходчивый, готов убивать, но больше хочет спасать. Из мультика Филони Энакин Миллер перенял братские отношения с клонами и, пожалуй, практически полное отсутствие тщеславия. Конечно, и в «Войнах клонов» «генерал Энакин» любит покрасоваться, но в анимационном сериале практически совсем не показано, как Палпатин раскрывает юноше перспективы карьерного роста. В «Гамбите» дилемму Оби-Ван—Палпатин Энакин решает откровенно в пользу Оби-Вана:
 
«Энакин не слушал. Он привалился к краю стола и о чем-то напряженно задумался.
— В чем дело?
Энакин пошевелился.
— Послушайте, Оби-Ван. По поводу того, что было утром. Канцлер Палпатин, — он вздохнул. — Он же действует из лучших побуждений. Он —  мой друг, так ведь? Он беспокоится обо мне. […]
Он [Оби-Ван] кивнул.
— Я знаю.    
— Я не согласен с ним, — добавил Энакин. — Что меня не ценят. Что я в одиночку защищаю Республику. Мы все рискуем жизнью. Мы все готовы умереть на этой войне. Канцлера просто… заносит, Оби-Ван. Вот и все.
— Я в порядке, Энакин. Мои чувства не задеты. Я понимаю.
— Да? — спросил Энакин осторожно, но с надеждой. — Правда?
— Конечно». 
К. Миллер, «Под прикрытием»

Такого сомнения и смущения в ситуации с похвалой Палпатина я никак не ожидала бы от Энакина из фильма или анимации Тартаковски. С другой стороны, в Энакине Миллер еще нет жесткости, с которой зритель сталкивается в последних сезонах мультсериала. В итоге мы получаем весьма трогательный образ Скайокера, в который приятно, но опасно верить полностью.    
Чтобы окончательно закрыть тему Оби-Вана, необходимо рассказать о новом персонаже, которого вводит автор. Тария Дамсин (Taria Damsin) — мастер-джедай и бывшая любовь Оби-Вана. При первом появлении Тарии в «Прикрытии» у меня возникло нехорошее предчувствие, но я все-таки надеялась, что эта героиня так и останется старым добрым другом Оби-Вана. Однако ближе к концу дилогии возник такой пассаж:
 
«Энакин стоял во тьме и смотрел, как Тария Дамсин успокаивает Оби-Вана. (…) Он видел, как Оби-Ван сдался ее голосу, ее прикосновениям, как он открылся ее объятьям.
Они любовники. Или были ими. Он никогда не говорил мне. Я никогда не догадывался».
К. Миллер, «Осада»

Можно было бы считать эти строки недоразумением, возникшем из-за бурного воображения Энакина Скайуокера (который, разумеется, сразу почувствовал себя преданным и обманутым Оби-Ваном), но Оби-Ван позже сам объяснил ситуацию:

«Да, Энакин, Я люблю ее. Но я никогда не был влюблен (I love her. But I was never in love). Какое-то короткое время мы с Тарией были нужны друг другу. Когда мы перестали нуждаться друг в друге, мы расстались и остались друзьями».
К. Миллер, «Осада»
 
Не вполне понятно, как Тария должна была вписаться в канон, актуальный на момент написания книги. В это же время (октябрь 2009 – апрель 2010) выходит второй сезон мультсериала «Войны клонов», где место давней возлюбленной Оби-Вана должна была занять Сатин Краиз, политик, а не джедай. Это не единственная и, вероятно, не первостепенная проблема расширенной вселенной «Звездных войн», но все-таки несколько странно (если я нигде не ошиблась), что на определенном этапе развития канона Оби-Ван почти одновременно «нуждался» сразу в Сири Тачи, Тарии Дамсин и Сатин Краиз…

Что касается характера самой Тарии, то она показана сильной, волевой и упрямой особой. Она умирает, но стойко принимает факт неминуемой смерти и старается прожить остаток жизни «по полной» (т.е. спасти Оби-Вана главным образом). Некоторые из англопишущих обвиняли этот образ в излишней идеализации, в том, что Тария, обращаясь к терминологии фанфикшена, является «Мэри Сью». Пожалуй, я могу к ним присоединится, во всяком случае, Тария Дамсин как новая героиня не показалась мне большим достижением Миллер.      

Вторым женским персонажем, введенным Миллер, является исследовательница Бант’ена Фернан (Bant'ena Fhernan). Угрожая убить близких Бант’ены, сепаратист Лок Дёрд заставляет ее создать смертельное оружие. Когда джедаи встречаются с ней, Энакин сочувствует Бант’ене, в то время как Оби-Ван осуждает ее. История несчастного биохимика показалась мне неплохой, и, конечно, выбор Бант’ены (жизнь близких против судьбы галактики) отсылают читателя к выбору, который сделает Энакин.
Здесь уместно сказать несколько слов об антагонистах. Миллер использовала сепаратиста-неймодианца Лока Дёрда, который впервые появился в 14-й серии первого сезона мультсериала («Защитники мира»). Если в мультике мы видим только его полнейшее безразличие ко всему живому, то в книге представлена «взрослая» версия подхода Дёрда к племенникам: сцены его обращения с Бант’еной по-настоящему жестоки. Пожалуй, у Миллер получился яркий, хотя и отвратительный образ. Что касается ситхов — Дарта Тирануса и Дарта Сидиуса, то, насколько я помню, им уделено сравнительно немного времени. Палпатин ближе к концу книги в основном выступает в роли начальника, с которым не стали советоваться, и который раз за разом укоряет подчиненных за неуместную инициативу.

Асока играет свою роль, но та не слишком велика. Миллер больше чем в мультсериале акцентирует постоянное беспокойств Асоки об учителе и боязнь его подвести. Клоны не являются в «Гамбите» главными героями, но им уделено внимание, в основном они возникают «на орбите» Асоки или Энакина. Бурную деятельность при сравнительно не большом «эфирном времени» развивает Падме, которую, как мне показалось, не слишком-то любят хорошо прописывать авторы книг по периоду «Войн клонов». Меньшая роль на этот раз достается Бейлу Органе, хотя, похоже, его характер тот же, что и в «Диком космосе». В «Гамбите» ненадолго появляется Мон Мотма, показано начало ее дружбы с Бейлом Органой. Для вторичных персонажей симпатично описаны жители Лантиба. Имеет смысл вспомнить девочку Грети, столкнувшись с которой Оби-Ван лучше понимает Квай-Гона: ребенок чувствителен к силе, но уже не попадает в «призывной» возраст.         
          
3. Текст в окружении других текстов: две гипотезы о том, что любит читать К. Миллер      

Ни один текст не существует изолированно, и иногда бывает интересно увидеть, как один просвечивают через другой (по воле автора или вопреки ей). В процессе чтения дилогии «Гамбит» К. Миллер мне то и дело приходили на ум две книги, которые так или иначе могли «вертеться» в сознании автора во время работы.
Первая книга — уже упомянутая выше новеллизация «Мести ситхов» М. Стовера. Я допускаю, что определенная игра со Стовером могла осуществляется Миллер намерено, во имя цельности канона и/или чтобы выказать уважение этому значимому для фэндома «Звездных войн» произведению.

В некоторых местах М. Стовер переходит на описание персонажа «изнутри» в определенный момент, но при этом он говорит не только и не столько о сенсорных ощущениях героя в конкретный момент, но о его внутренних установках, определяющих образ персонажа в целом. Например:

[Энакин «сажает» «Незримую Длань»] Энакина не интересует спокойное принятие всего, что бы ни принесла Сила. Не здесь. Не сейчас. Не сейчас, когда на кону стоят жизни Палпатина и Оби-Вана. Как раз напротив, он хватается за Силу и твердо отказывается проигрывать.   
Он посадит корабль.
Он спасет друзей.
Его воля неотделима от воли Силы.
М. Стовер, «Месть ситхов»

Близким, в том числе стилистичести, мне показался следующий пассаж из «Гамбита» (хотя это не единственное пересечение в способе описания внутреннего опыта персонажа):
 
[Энакин в сражении над Котлисом] Убивать, убивать, и снова убивать, уничтожать старфайтеры, уничтожать тускенов; каждая утрата — все та же утрата, вся боль проистекает из одного источника. Спасти Котлис, спасти Корусант, спасти Падме. Спасти их всех.
К. Миллер, «Под прикрытием»

В одном случае (в «Прикрытии») Миллер употребляет типичный для «Мести ситхов» Стовера «зачин» абзаца: «А это история Энакина Скайуокера. Три шага вперед и один назад снова и снова, и снова» (And this was the story of Anakin Skywalker…). Ср. «Это Энакин Скайуокер…» («This is Anakin Skywalker…»), «Вот каково чувствовать себя Энакином Скайокером, навсегда» («This is how it feels to be Anakin Skywalker, forever») и аналогичные у Стовера. Энакин Миллер также как и в «Мести ситхов» борется с внутренним драконом, правда в данном случае это не страх, а страсть к Падме.
 
Вторая «текстологическая гипотеза» более зыбкая и, возможно, менее значимая. Речь идет о «Властелине Колец» Дж. Р. Р. Толкина.

На англоязычных сайтах не раз обращали внимание, что «Дикий космос» воспроизводит модель «Фродо и Сэм в Мордоре». Я тоже вижу ряд аргументов, показывающих, как роль Фродо начинает играть Оби-Ван, а Сэма — сенатор Органа. Обе пары должны попасть в самый центр пропитанной злом вражеской территории и уничтожить изматывающий одного из героев (Фродо/Оби-Вана) объект/объекты. Оби-Ван — более чувствительный, но и более уязвимый, за счет чего «бытовые» заботы достаются Бэйлу. Оби-Ван отдает Органе свой световой меч, так как не уверен в своей адекватности, а Фродо в Мордоре отдает свой меч Сэму вскоре после того, как едва не нападает на последнего. Некоторые из этих аналогий актуальны и для  «Гамбита». Здесь довольно много описаний долгих и муторных перемещений Энакина и Оби-Вана из одной точки в другую. Миллер, как и Толкину, явно нравится доводить героев до «последнего усилия». На этот раз роль Сэма при Фродо-Оби-Ване выполняет Энакин: дает Кеноби лишнее время поспать за свой счет и в это время думает и беспокоится о его здоровье (для «Властелина Колец» — типичная «сэмовская» ситуация). Сэм уступает воду Фродо, Энакин один раз — Тарии.

Наконец, мне кажется, в паре случаев можно усмотреть близость формулировок. 

[В Мордоре Сэм не может заснуть и идет прогуляться и осмотреться] (…) Сэм заметил на секунду мерцание белой звезды. Красота звезды поразила его сердце (…), и надежда вернулась к нему. Потому что подобно копью его пронзило абсолютно ясное понимание, что в конце концов Тьма — всего лишь что-то маленькое и преходящее: есть свет и высшая красота, до которой Тьма никогда не доберется (there was light and high beauty for ever beyond its reach).
Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец»

[Бэйл Органа размышляет о войне] Пугающая мысль. Чтобы отвлечься, Бейл стал смотреть на великолепный корусантский закат  [описание заката], счастливое напоминание о том, что даже средь отчаяния можно найти красоту, если искать ее (there was beauty to be found, if you looked for it).
К. Миллер, «Под прикрытием»

Хотя его [Фродо] исцелили в Ривенделе от ранения клинком, страшная рана не прошла без последствий.
Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец»

Хотя лермены ухаживали за ним [Энакином] на Мэридане, а медицинские дройды завершили лечение на «Решительном», осталась… не слабость. Не совсем. Скорее память о вреде и боли.
К. Миллер, «Под прикрытием»


Конец

Несмотря на недостатки, лично для меня «Гамбит» стал самой увлекательной частью серии, сопровождающей «Войны клонов» (новеллизация пилотного фильма «не перебила» сам фильм, у «Дикого космоса» нарушены пропорции, в то время как «Пленных не брать» — любопытная, но очень небольшая и «локальная» история). Я бы однозначно рекомендовала дилогию фанатам «Войн клонов» и историй, «зацентрованных» на Энакине и Оби-Ване. Для остальных любителей «Звездных войн» эти книги тоже могут служить неплохим способом развлечься при условии, что читатели не будут относиться к ним слишком уж серьезно.

25-28.07.15 

[1] URL: http://www.jcouncil.net/topic30604s0.html?p=10549921&