Анна Яковлевна Любина

Валентина Томашевская
А.Я. Любина  - автор  учебника для учащихся медицинских училищ   «Клинические лабораторные исследования» –1984.  Также соавтор других книг, неоднократно переиздававшихся.

Вот что рассказал ее сын, Петр Любин (у него 4 сына, 8 внуков, работа):

- Моя мама Анна Яковлевна Любина, урождённая Гроссман, родилась 15 декабря 1921 года в Евпатории, девочкой её привезли в Москву.
Мама была фронтовая медсестра,  воевала в самом начале войны. Имеет несколько наград.
Получив сильнейшее обморожение - речь шла об ампутации всех конечностей- , после продолжительного лечения в госпитале была  комиссована.

В 42-м поступила во 2-й медицинский институт Москвы, в 47-м закончила его с отличием.
После окончания института поступила в ординатуру, и также, как и институт, закончила с отличием. Подготовила диссертацию по педиатрии. Перед самой защитой научный руководитель неожиданно уехал в Израиль, мама понятия об этом не имела, но она тоже еврейка - тему прикрыли. Спустя время была написана вторая кандидатская, уже по методам клинических лабораторных исследований, но тут случился я.

Диссертацию пришлось отложить в долгий ящик, который находился в тумбочке на чердаке. Чердак был поделен на комнатки и использовался жильцами как кладовка. Когда семья была летом на даче, в соседнем доме на чердаке произошло возгорание, после чего пожарные провели рейд по всем чердакам, сломали все перегородки, а хранившиеся там вещи вынесли во двор и устроили из них большой костёр. Сил на третью диссертацию у мамы уже не было.

Мама была мила, но не очень красива. У неё было очень живое лицо.  При беседе oнa оживлялась и казалась очень красивой. Глаза, по рассказам, в детстве были ярко-синие, но с годами, по крайней мере, когда я был в том возрасте, чтобы помнить, глаза стали серыми.

Мои деды, имея общий интерес к истории семьи,  подружились. Оба пришли к выводу, что они состоят в дальнем родстве и семьи восходят по родословной едва ли не к царю Давиду... Вот и  сговорились познакомить детей.

Мама просто посмеялась, а отец стал в позу, отказался знакомиться. В семью будущего тестя папу заманили обманом, якобы играть в карты.

 Во время игры в комнату ворвалась студенческая компания мамы, организованная мамой театральная студия, кстати от туда вышел Борис Рунге, если помните "Кабачок..." пан профессор. Молодёжь не обратила внимания на седого небритого парня  (в годы войны он был командиром  штрафного батальона, до середины 46-го гонял эсэсовцев по лесам, демобилизовался ) , игравшего в карты со стариками, а вот мой будущий отец маму заметил, напросился в гости и на следующий день пришёл в приличном виде. Всё сложилось к обоюдному удовольствию моих дедов.

Отец воевал в Испании, был штурманом на бомбардировщике. После возвращения хотел демобилизоваться, но не отпустили. Т.к. раньше папа закончил высшую школу тренеров, так раньше институт физкультуры называли, его оставили начальником физ.подготовки авиационного полка. Полк стоял в Белоруссии, на самой границе. 22 июня 41-го по лётному полю поползли фашистские танки. Уцелевший лётный состав улетел, а отца с водителем оставили взрывать аэродром. Они уничтожали аэродром, подземные ёмкости с топливом взрываясь, поджигали танки, те, продолжая гореть, падали в образовывавшиеся воронки... Этот бой нигде не описан и наград не принёс. Потом, на машине с брезентовым верхом, отец и водитель удирали от гнавшихся за ними мотоциклистов с пулемётами в люльках. На двоих была одна трёхлинейка и пистолет ТТ. Шофёр вёл машину, отец отстреливался. На кочке его подбросило и папа пробил головой брезент, назад - никак. Так и удирали: голова отца торчала сверху, а руки с винтовкой под брезентом.

Когда вышли к своим отцу сказали: "Где ты тут своих летунов найдёшь? Старший лейтенант, с орденом - бери роту! С этой ротой отец до Москвы допятился, там их всех и положили. Дали отцу роту лыжников и снова в бой! Этих уничтожили за пару недель. Отца неожиданно вызвали в тогдашний тыл, под Владимир, там присвоили звание капитана и назначили командиром одного из первых сформированных штрафных батальонов*. В этом звании и должности отец оставался до середины 46-го.

Очень сильным человеком был. Абсолютист: никогда, в том числе на фронте, ни пил, ни курил. Кстати, мама с войны курила, даже когда погибала от лёгочной недостаточности, привычку не бросила.

Помню, что мама была заботлива, умна, понимала и знала всё о нас, но вести домашнее хозяйство не любила предпочитала зарабатывать и практически всё отдавать домработнице. Мама много работала в клинике,  была врачом-лаборантом,  делала анализы.
Мама 20 лет преподавала в Медицинском училище. Существующие учебники не устраивали.
Я тоже это училище заканчивал.  Когда мы получили книги по Методам клинических исследований, нам сказали: "Положите подальше и никогда в них не заглядывайте там всё не правильно"! Тем не менее учебник Ю.М.Немёновой много раз переиздавали.

- Чем мамина книга отличалась, каков был ее подход?  метод?

- Доступность, понятность материала, большое количество иллюстраций, умение представить, скажем микроскопическую картину кала, как красивую картину, оксалаты - изумрудами, объяснить, какие диагнозы можно поставить, благодаря проводимым исследованиям, зачем это нужно.

- Смотреть в позитивном, творческом ключе, чтобы видеть реальную картину, и мотивация.

Уйдя на пенсию, мама подрабатывала в лаборатории женской консультации, на неё там просто молились! Однажды, маме позвонила Немёнова:

- Анна Яковлевна, разрешите стажироваться в Вашей лаборатории. Вы ведь знаете, что я никогда не работала в практической лаборатории!

На что мама ответила:" Юлия Матвеевна, отсылаю вас к вашему учебнику!"

В семье было двое детей: моя старшая сестра и я. И это чудо для женщины, которую с тяжеленным обморожением готовили к ампутации рук и ног. Там вмешалось чудо!

Заместитель  начальника эвакуационного пункта фронта делал ревизию одного из своих госпиталей и, захотев отдохнуть, зашёл в ординаторскую. Вместо комнаты отдыха врачей профессор увидел маленькую палату с единственной койкой а на ней кучу бинтов. На недоуменный вопрос, ему ответили, что это девушка, медсестра нашего госпиталя, в мороз, под сильным огнём вытаскивала с поля боя раненых, отдала им все свои тёплые вещи (обескровленные сильно мёрзнут), а потом фашисты так прижали огнём, что она была вынуждена залечь, даже голову поднять нельзя было, вмёрзла в землю. Пока обнаружили, штыками и сапёрными лопатками отковыряли... Обморожение 2 - 3 степени, можете почитать что это такое. Короче, готовят к ампутации всех конечностей, рук и ног, останавливает сильная пневмония, боялись что наркоз не перенесёт. Профессор: "Сколько лет девочке?" - "19"!

 Майор посочувствовал, дочери столько же, взял в руки температурный лист и... прочитал свою фамилию. Так дед маму нашёл. Конечно, он не позволил уродовать дочь, забрал, возил за собой, добывал (по тем временам!) пенициллин...

Несколько слов о маминых коллегах, соавторах книг.

Стелла Арменовна Петросова была маминого возраста, официально у неё не училась, но работали вместе, очень уважала маму, постоянно советовалась и перенимала методы её работы.

Ильичева Людмила Павловна - одна из учениц моей мамы, во многом благодаря маминой протекции, какое-то время была директором МУ АМН СССР - Медицинского училища Академии медицинских наук.

Таня Катасонова тоже училась у мамы, заканчивала это же училище, заведовала клинической лабораторией.
Знаю, что Люда Ильичёва как-то странно исчезла, стала недоступна для всех кто её знал. С Таней проблем не было.

Мама умерла в 66 лет, летом 1987 года.

Фото 1953 г.  Анна Яковлевна (в особом положении) и Илья Яковлевич Любины с дочерью Аленой.
- Исторический год, умер Сталин...
- Да, это чуть не стоило мне жизни! Маму помяло толпой, уронили, выпихнули из трамвая, да и нарыдалась, так зомбированы люди были: половина семьи репрессировано, а они по Сталину рыдали!

На фото 1941 г.  Илья Любин, мой папа , с сестрой Эсфирью и братом Борисом. 1941г., случайная встреча в доме родителей перед отправкой на фронт. Разными путями мой папа Илья Яковлевич Любин, командир штрафного батальона, и его старший брат Борис Яковлевич, двигаясь на фронт, оказались ненадолго в Москве и зашли в дом родителей, где встретились! Через несколько дней Борис погиб.
В нашей семье все воевали: и мужчины и женщины. Слава Б-гу, только один брат отца погиб, остальные вернулись, но уже никого нет...

Любина Анна Яковлевна (1921 – 1987)
Илья Яковлевич Любин (1917 – 1972
   
БИБЛИОГРАФИЯ

1.Руководство к практическим занятиям по технике лабораторных работ: учеб. пособие для учащихся фельдшер.- лаборант.отд-ний мед. училищ / А. Я. Любина [Анна Любина, Людмила Ильичева, Татьяна Катасонова, Стелла Петросова.].
1-е издание. — М.: Медицина, 1965. — 208 с.

В издании описаны важнейшие приемы лабораторной техники и наиболее типичные методы препаративной подготовительной работы в мед. лабораториях разного профиля.

- Изд. 4-е., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1983.

2.А.Я. Любина  Клинические лабораторные исследования» , учебника для учащихся медицинских –1984.

3.Практикум по технике лабораторных работ Неменова Ю.М., Крючкова Г.М., Любина А.Я., Полеес М.Э. Изд.М.: Медицина, 1988.

*  28  июля  1942  года  Сталин... подписал  знаменитый  приказ  Народного  Комиссара
Обороны Союза ССР N 227. «Ни шагу назад»!

В  соответствии  с  этим  Приказом  предписывалось  сформировать  в  каждой
армии 3- 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, численностью до 200
человек  в  каждом...

 Евгений Гессен

Продолжение здесь:
Яков Гроссман
http://www.proza.ru/2015/11/08/1402