Мой Серега Санин Топоров

Степан Макаров
Мой Серега «Санин» Топоров

Я поступил в Качу в 1984 году... Поступал проходя срочную службу в ВДВ... Поступал во второй раз именно в Качу и в четвертый раз в летное училище... Я был и старше и опытнее в жизни, но по сравнению со своими сверстниками я был только курсантом первого курса, а они уже учились на четвертом курсе и заканчивали училище... Я был назначен сержантом и командиром отделения... и в мое отделение был определен Сергей Топоров... С виду худощавый, среднего роста, светловолосый... Физика у него отставала и он стремился ее развить и подкачать, особенно на зарядке...
Учился хорошо, всегда на хорошо и отлично, также, как и летал потом... Мы учились и летали с ним всегда в одном отделении и в одних эскадрильях и звеньях... На первом курсе, в самостоятельном полете, у Сергея при посадке на Л-29 не вышло правое шасси... Он пробовал его выпустить создав перегрузку, но безрезультатно и он на моих и моих однокурсниках глазах произвел посадку на переднюю и левую стойки шасси... произвел грамотно и спас самолет... Самолет и Сергей продолжили полеты... Выпустившись из училища на Миг-21 С и СМ нас направили на переучивание на истребитель с изменяемой стреловидностью крыла Миг -23... именно на этом истребителе, что в этом фильме и вот так мы с ним летали…, как в начале песни Юрия Визбора, играющего роль в фильме "Нежность к Ревущему зверю" инструктора Одинцова Сергея Санина...

С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженное мы без остановки-
В тайге мороженного нам не подадут.

То взлет, то посадка, то снег, то дожди.
Сырая палатка и почты не жди.
Идет молчаливо в распадок рассвет.
Уходишь - Счастливо!
Приходишь - Привет!

Идет на взлет по полосе мой друг Серега,
Мой друг Серега, Серега Санин.
Сереге Санину легко под небесами,
Другого парня в пекло не пошлют.

То взлет, то посадка, то снег, то дожди.
Сырая палатка и почты не жди.
Идет молчаливо в распадок рассвет.
Уходишь - Счастливо!
Приходишь - Привет!

Два дня искали мы в тайге капот и крылья.
Два дня искали мы Серегу.
А он чуть-чуть не долетел, совсем немного
Не дотянул он до посадочных огней.

То взлет, то посадка, то снег, то дожди.
Сырая палатка и почты не жди.
Идет молчаливо в распадок рассвет.
Уходишь - Счастливо!
Приходишь - Привет!



После переучивания на Миг 23, мы попали с ним и с четверыми выпускниками в СГВ и нас снова направили на переучивание на истребитель поколения 4+ Су -27... И снова переучившись мы служили в одном звене... Серега, будучи дежурным по гостинице, даже качал на руках моего маленького первого сына... Сын наделал в штаны и плакал, а Серега не знал, что с ним делать, как кроме успокаивать и качать на руках, так мы его и застали, придя с предполетной подготовки... Он расстроенный: - Степан, плачет и плачет, ни фига не пойму, что ему надо?... - озадаченно и удрученно жаловался он... Посмотрели... ну естественно ... весь мокрый...
Летал он уверенно и всегда был сосредоточен... всегда изучал более того, что необходимо, лез в технические талмуды для техников и инженеров... собственно мы все такие были, но он как - то был более старателен...

Мы не знали, что у него была мечта - стать летчиком -испытателем, а он об этом не говорил... Особых отказов на самолетах у него не было, Небеса его берегли...

Мы прослужили с ним до 1992 года... восемь лет, пройдя учебу в Каче, в двух центрах и прослужив в двух полках... В 1992 году полк должны были сократить и вывести... Я оказался в Приволжско-Уральском военном округе, где на вооружение Су-27 не оказалось... меня направляли в ПВО на Новую Землю, но я отказался... и ушел из ВВС и МО по сокращению штатов... Через три года я возглавил группу сверхлегких летательных аппаратов в 294 Центре специального назначения (эксперементальную аэромобильно-амфибийную группу), а Серега поступил в Жуковскую школу летчиков - испытателей имени Федотова и закончив ее распределился к себе на Родину в Нижний Тагил на летно-испытательную станцию....

1997 год... осень... Для задач моей группы, Министерство согласилось с моим предложением, взять на вооружение легкий самолет - амфибию Че-22 СН... и вот здесь, также по фильму есть сходства... Дело в том, что прототипом для Че-22 СН служил гидросамолет конструктора Шаврова Ш-2, о котором рассказывает Одинцов (Визбор)... и который по фильму на нем летал в войну...
Так вот Одинцов (Визбор) в этом сюжете держит модель именно Ш-2.. ))) И в этом эпизоде рассказывает о том, как он воевал на этом гидросамолете в ВОВ в Крыму... тоже знаково по своему... Качинское училище начинает свою историю с Крыма, с речки Кача...)))

Мне по задачам группы нужно было подготовить программу летной и специальной подготовки, провести летные испытания Че-22 СН и результаты испытаний доложить на совещании в Министерстве... Дело в том, что Че-22 СН у нас в стране на вооружение принят не был и проходил как эксперементальный самолет специального назначения... Я созвонился с заместителем начальника ЛИИ им. Громова и он порекомендовал мне обратиться к начальнику летной подготовки ШЛИ им. Федотова... Так я оказался в Жуковском в ШЛИ... Зайдя в кабинет, я увидел седоволосого, мужественного мужчину и представившись он предложил мне кресло... Я обратил внимание, что он был чем-то подавлен и грустным, и напрямую спросил его об этом... И он подняв на меня глаза сказал: - Вчера у нас произошла катастрофа... Два наших летчика погибли... Выдержав паузу я рассказал ему о созданной группе в МЧС, о своей летной подготовке и задал вопрос о том, как проводить испытания. Он ответил: - Ты летчик-истребитель Су-27... самолет Че-22 СН - поршневой и легкий... ты сам можешь в интересах МЧС провести испытания со своими допусками, и по своим задачам и классу Че-22 СН подготовить программу подготовки и утвердить внутренним приказом вашего министра... Поблагодарив его, я стал прощаться и выходя из кабинета оглянувшись спросил его: - Константин Константинович, а как там мой Серега Топоров летает? Он встрепенулся и привстав с кресла недоуменно спросил: - А ты его откуда знаешь? - Мы вместе с ним прослужили 8 лет... Он ушел к вам, а я через сокращение попал в МЧС... Никогда не забуду его слов: - А вот вчера Сереженька и погиб... Я тихо вышел из кабинета и спустившись вниз на первый этаж уже увидел прикрепленный плакат с некрологом Сергея и второго летчика-испытателя... И вспомнил этот фильм... и эту песню...
Так вот, как главный герой этого фильма Борис Долотов... я также читал некролог... Хотите верьте, хотите нет, но Любовь Небес направила меня на печальную весть о смерти моего Друга - Героя... Сереги Топорова... и я первый из его бывших однополчан и курсантов узнал об этом... Придя домой,  я купил бутылку водки, налил пустой стакан положив на него кусочек черного хлеба и помянул своего Серегу... у меня есть фотография, где мы с ним сфотографированы на выпуске на Мамаевом кургане... и немного позже я посвятил ему стихотворение посмертно...

Что-же произошло в том, его последнем полете?... Они испытывали на истребителе -бомбардировщике Су-17 М3 новый двигатель, который у них остановился... Пять попыток запуска ни к чему не привели и они приняли решение заходить без двигателя по высокой глиссаде на режиме планирования... Для этого на самолете имеются резервные системы для хранения под давлением гидрожиткости, поступающей в контур управления самолетом, называемые гидроаккумуляторами... Они уже прошли ближний привод и до посадки им оставалось несколько секунд... и на высоте 50 метров и удалении от ВПП около 800 метров гидроаккумуляторы закончились и самолет самопроизвольно накренился на 90 градусов относительно земли... в этот момент они катапультировались и у обоих не хватило высоты для раскрытия парашютов...

Вот мое опубликованное стихотворение:

Посвящается моему другу, однокашнику, боевому товарищу по Каче и небу,
летчику-испытателю - Сергею Топорову, трагически погибшему при исполнении своего служебного долга при испытании истребителя Су-17 М3…


Прощай Сергей, мой Друг по Каче…
Ушел Ты в небо навсегда…
Не поступил - бы Ты иначе…
Оставив память на века!

Сто метров жизни не хватило…
До приземленья в самолете…
Сурово небо поглотило…
Тебя в Твоем последнем взлете…

Прощай Сергей, но путь Твой светлый,
Продолжат новые пилоты,
Инверсионный след заметный…
Оставят в небе самолеты…

Прощай Сергей, мой Друг по Каче…
Ушел Ты в небо навсегда…
Не поступил - бы Ты иначе…
Оставив память на века!...

Вот ссылочка на Стихи.ру.: http://www.stihi.ru/2008/03/19/508


Главного героя этого фильма Бориса Долотова называют "везунчиком"... И показывают сюжет, когда он чуть не выкатившись за ВПП вовремя останавливает летающую лабораторию - стратегического бомбардировщика Ту-95...

Так вот этот сюжет фильма, в котором Борис видит в последний раз Сергея Санина... а сам спасает машину, экипаж и аэродромных строителей...

Так вместе с ним мы уходили парой в Любимые Небеса. Фото с польской передачи по ТВ о нашем прославленном 159 ГИАП.

Продолжение повести  http://www.proza.ru/2015/09/04/550