Ястьность истинной любви к небесам

Степан Макаров
Ястьность истинной любви к небесам

Я хочу донести до своих Друзей, Коллег, Любимой Женщине осознание об Истинной Любви к Небесам и об Истинной вообще Любви... Чем же этот сюжет запал мне? И перехлестнулся с моей Любовью к Небесам? ... 
1988 год, 20 июня, 14 часов, 20 борт... аэродром Жутово... Погода (и слава Небесам - миллион на миллион) т.е. без единого облачка и с хорошей прозрачностью атмосферы. Мой первый самостоятельный вылет в зону на сложный пилотаж, на сверхзвуковом истребителе МиГ 21 С... Мне дали 6 дальнюю зону, которая находилась за 80 км. от аэродрома над Цимлянским водохранилищем... Взлетел штатно, пришел в зону, занял высоту 5000 м, запросил выполнение задания и стал пилотировать... Виражи с 60 градусами влево и вправо... Виражи на форсаже влево и вправо... Две бочки... Пикирование - горка 60 градусов... Пикирование 60 градусов - боевой разворот... Выполнил... и осталось выполнить два комплекса: переворт - петля Нестерова - полупетля.... Несведущим читателям немного расскажу о скоростных и высотных режимах этого задания... Ввод в фигуры выполняется на скорости 700 км. в час , вывод на 950 км.в час. Ввод по высоте - 5000 м. и вывод внизу 3000 м. и вверху также 5000 м. Т.е. петля Нестерова представляет собой вертикальный  диаметр - 2000 м. ))) И вот ввожу истребитель в переворот ( машина переворачивается на 180 градусов и переводится на заданной перегрузке на снижение, затем в траектории 80 градусов относительно горизонта включается форсаж и машина разгоняется с одновременным искривлением траектории до 950 км. в час в нижней точки, а затем переводится в верхнюю траекторию, до достижения 5000 м. в верхней точке траектории форсаж выключается и машина переводится снова вниз... и так два раза, на третий снова на полупетле машина возвращается в исходный полет... ))) При перевороте машины перед началом комплекса, летчик проверяет отсутствие крена... это делается при беглом взгляде на естественный горизонт и по прибору - авиагоризонт... И тут СБОЙ... По естественному горизонту у меня кренов нет, а по авиагоризонту я вижу, что он плывет, (плавно увеличивая крен силуэта самолета)  чего быть ни в коем случае не должно... потому, что - это отказ... а машина уже перевернута и ее надо опускать и психоматорика так и работает у летчика... оценив отказ и опустив нос самолета до 30 градусов ориентировочно я вывожу самолет из перевернутого положения и автоматически перевожу на снижение убрав обороты (газ) двигателя, для выдерживания заданной скорости и далее перевожу машину в нисходящую спираль... далее докладываю об отказе по радио... и ... в эфире тишина... Летчик пилотируя одновременно слышит все радиопереговоры всех экипажей и самолетов находящихся в воздухе и конечно команды руководителя и его помощника... а также офицеров боевого управления... А у меня вообще вакуум... Начинаю быстро соображать... и осматривать приборную панель...

Отмечаю: курсовая система истребителя "плывет", радиокомпас "плывет", авиагоризонт "плывет", связи нет - отказ радиостанции... Пробую включить резервный авиагоризонт - не включается... На аварийном табло Т-9 не горит не один сигнал... Понимаю, что у меня что-то с напряжением... Высота доходит до 3000 тысяч, принимаю решение занимать аварийный эшелон -1200 м. Продолжаю снижаться по спирале... Соображаю: - Должен включить СС-20... Засветку сразу заметят, но при этом помню - разряд напряжения будет повышенный... Понимаю, что на командном пункте по радиолокационному высотомеру должны заметить, что самолет занял аварийный эшелон и обратят внимание... Высота подходит для занятия аварийного эшелона и начинаю увеличивать обороты... и ... чувствую, что у меня зудит перед..., т.е. дрожит воздухозаборник... Для несведущих...  Острие истребителя - это саморегулируемый (дышащий) воздухозаборник, который в зависимости от скорости и оборотов двигателя или уходит вовнутрь, тем самым увеличивая прохождение воздуха через реактивный двигатель, или выходит вперед, уменьшая забор воздуха... и если начинается зуд, это значит двигателю не хватает воздуха и при этом может развиться срыв воздуха с компрессора двигателя, а за ним помпаж и остановка двигателя...))) Бросая взгляд на указатель воздухозаборника - полностью в крайнем переднем... Переключаюсь на аварийную уборку воздухозаборника... - не убирается... Взгляд на скорость... 550... Мысли проносятся как молнии... Увеличиваю скорость постепенным плавным увеличением оборотов до 600 км.час, ориентируюсь по солнцу и местности, беру курс на аэродром и иду... матеря всех и вся... про себя естественно... Соображаю... -Так, потеря напряжения... а ну - ка дай-ка я взгляну на указатель амперметра... а он находится в самом низу на приборной доске, (бороде) под ногами... и ОПС... у меня красный сектор... Так думаю... Анероидно-мембранные приборы работают... т.е. СВС (система воздушных сигналов)... Покачиваю самолет из стороны в сторону... самолет управляем... Смотрю на приборы давления гидросистемы и ОПС... у меня давление ниже 160 кг. см. В глаза бьет особый случай - При падении давления ниже 160 - летчик имеет право на катапультирование... Потом вспоминаю, что давление гидросистемы на Системе автоматической регистрации параметров полета не прописывается... Начинаю соображать и Боже!!! Небеса!!! У меня пошли перед глазами страницы учебника электродинамики и четко вышла схема логорифмических мостов, которые пересчитывают давление в электрический импульс и прихожу к выводу, если у меня нет напряжения, то и показания гидросистемы будут занижаться... Ориентируюсь и определяюсь, что подхожу к зоне аэродрома.... Понимаю, что так как ни я, ни меня не услышат, я могу нарушить воздушное движение самолетов, а ведь вокруг учебного аэродрома проходят очень много полетов... и принимаю решение снизиться относительно общего эшелона полетов вокруг аэродрома 600 метров до 300-х, чтобы ни с кем не сойтись и чтобы наверняка меня заметили... Разворачиваюсь поперек аэродрома в нарушении всех канонов, понимая, что пройти вдоль аэродрома, также чревато, дабы пересекаю курсы взлета и посадки и иду на разворот до линейного ориентира-железной дороги и станции... и ОПС... Я не летал еще на малых высотах на таких скоростях и в районе аэродрома... Земля сливается и я на 10-15 секунд теряю ориентировку... Соображаю... Солнце слева - станция и железная дорога должна быть впереди... через четыре минуты выхожу на железку... ух... отлегло... Разворачиваю машину на 180 градусов и иду строго на КПП... зная, что наблюдающий на вышке - Витька Ашмянский (будущий "Витязь" ..))) Летал в Витязях вместе с Димкой Хочковским... с Хочковским вместе работали потом в а/к "Сибирь"... Прохожу полосу, качая крыльями и  матерясь про себя... Выхожу на ширину круга, занимая заданный эшелон 600 метров и разворачиваюсь для захода на посадку... автоматически считывая остаток топлива... Заправка была увеличена так, как я уходил в дальнюю зону, два форсажных комплекса я не выполнил, сэкономив топливо... но на второй круг уйти не смогу... из-за того, что шасси буду выпускать аварийно и воздухозаборника мне не хватит при выпущенных шасси (выпущенные шасси -аварийно не убираются и лететь с ними у меня не было бы возможности)... т.е. обязательная посадка... Просматривую переднюю полусферу и о Чудо! Слава тебе Небесам! Впереди по курсу летит истребитель. Думаю: - Ну слава Богу заметили и выслали лидер...))) Пристраиваюсь за ним, держа заданную дистанцию, чтобы не попасть в спутный след ... Так наблюдаю, он затягивает третий разворот... - Ага, - думаю - дает мне время собраться и сосредоточиться для посадки... ))) Иду за ним... Выполняем третий... Выполняем четвертый и встаем на  посадочную прямую... Так на заданном месте он шасси не выпускает, значит должен освободить мне посадочный курс... Прибираю скорость и аварийно выпускаю шасси и молю Бога, чтобы все стойки встали на замки... Напрягаю слух и слушаю... левая щелчок - есть, передняя щелчок - есть... правая - щелчок есть... ( табло шасси также погасло... и смысла от него уже не было)... Понимаю, что закрылки выпускать также не буду (может быть нессиметричный выход и придется катапультироваться), понимаю, что скорость выравнивания должна быть повышенной, так как не будет работать сдув пограничного слоя (СПС) увеличивающий подъемную силу машины при выпуске закрылков... И вдруг у моего "лидера" пошли с опозданием шасси на выпуск... Матерюсь... Соображаю... Выхода нет, кроме как успеть его обогнать... Перевожу истребитель на пониженную траекторию глиссады и увеличиваю обороты, моля двигатель не запомпажировать... Машина послушно пошла в разгон...

Я шел ниже и не много левее него... На дальнем приводе мы поравнялись... у меня оставалось 40 секунд до посадки... И о Чудо!!! Небеса!!! Он стал уходить в сторону и на второй круг... Убираю обороты... Скорость 500 км.час. ))) Четко выхожу на высоту выравнивая и плавно притираю машину к полосе, выключаю двигатель... мельком замечаю скорость 430 км.час.... выпускаю тормозной парашют - ОПС... – не выпустился… Начинаю тормозить - ОПС... – не работает тормозная система… Начинаю притормаживать передним пневматиком плавно...))) Машина несется... Молю Бога и Небеса, чтобы выдержали такую скорость пневматики... Выкатываюсь с полосы... Впереди на заданной дистанции натянуто тормозное устройство - танковый трос, находящийся на уровне киля, для того, чтобы врубившись в него, он затормозил машину... Ближе, ближе, как в фильме у Бориса, и за два метра до троса машина останавливается... Как я успел отстегнуть привязную систему, уже видя, что машина затормаживается, как я успел выключить все, что было можно выключить, как я открывал откидную часть фонаря - я не помню... но помню одно - это мысль: - Ты должен выпрыгнуть из него и бежать, что есть силы и если услышишь взрыв, то должен успеть упасть... Отбежав от самолета метров на двести, я остановился и оглянулся... Машина стояла и вся парила... Задымления никакого не было... Я видел, что самолеты после моей посадки уходят на второй круг... Я уже понял, что у меня отказал генератор постоянного тока... я понимал, что я спас машину и себя... Я достал сигареты и закурил... Ко мне уже несся дежурный УАЗик с зам.командира полка... Выйдя из УАЗика и подойдя ко мне, я ему отрапортовал: - Товарищ, подполковник! Курсант Макаров произвел вынужденную, аварийную посадку из-за отказа генератора постоянного тока... Зам.командира достал сигарету и закурил... Так... понятно... задумчиво ответил он... - Но зачем ты самолет обогнал на глиссаде!?  Я снова: - Так товарищ командир, отказал ведь генератор постоянного тока... Так, давай по порядку... - Шасси аварийно? - Да. - Закрылки не выпускал? - Нет. - Зуд воздухозаборника? - Да. Связи не было? - Да....  – Е. п.р.с.т. и т.д., понесся тройной мат...  так тебя же никто не видел!!! В этот момент к нам подъехал на ЗИЛ 131 уже мой инструктор - лейтенант Рыбальченко. Зам.командира отдал ему команду: - Вдвоем к самолету и никого не подпускать... В этот момент к самолету подъехала техничка с бригадой техников... Мы сели с Рыбальченко в машину, причем я сразу в кузов и поехали к самолету... Подъехав к машине заметили, что с кузова и перегнувшись в кабину техник что-то перебивает... Сразу вытащив его заметили в руках молоток и отвертку... Проверив аварийные законтренные специальной проволокой автоматы (тумблеры) защиты сети обнаружили несколько царапин на АЗСе генератора постоянного тока... Если бы техник успел нарушить контровку, то начался бы спор о том, что это сделал я и вина бы косвенно легла бы на меня, а техник самолета и бригада техников, готовившая самолет к полету ушла бы от ответственности...

Командир эскадрильи, не хочу писать его фамилию, при разборе полетов обвинил меня в том, что я якобы не увидел сигнал лампочки СОРЦ (Система опасных режимов централизованная) и соответственно отказ генератора и звук зумера в наушниках... )))  Я промолчал... зная, что самолетом будет разбираться специальная комиссия... Полеты закончились и мы вернулись в расположение наших летных домиков, где жили по кубрикам в восемь человек... Курсанты попросили меня зайти в кубрик первым, а сами остались на пороге, среди которых был и Серега Топоров... Я зашел в кубрик... На моей кровати висел мой китель с прикрепленными к нему тремя, вырезанными с плаката, звездами Героя Советского Союза... У меня немного навернулись слезы, а мои товарищи подняли меня на плечи, вынесли на улицу и с криками УРА!!! стали меня качать подбрасывая над собой...))) 
Через некоторое время я вместе с техником этого самолета, (оказался очень грамотным и порядочным лейтенантом (готовил самолет в мою смену не он - его сменщик) ) нашли причину почему я не увидел отказ генератора и не увидел, и не услышал лампу СОРЦ... В одной плате ДМР (Диференциально-минимальное реле) рассохлась от старости (самолет летал уже более двадцати лет) одна дорожка, от которой при падении напряжения должен был поступить сигнал на табло Т-9 - отказ генератора и лампу СОРЦ... причем эту дорожку я вычислил сам, а потом попросил техника ее проверить... И когда он ее проверил, то пришел ко мне счастливый и поблагодарил меня за это... Не знаю, установил ли я этим случаем особенный выход из создавшейся ситуации в полете, но в истории училища - это был первый случай с реальным обгоном истребителя МиГ-21 на посадочной глиссаде... Говоря серьезно, мне потом говорили - тебя "целенаправленно" убивали, но ты оказался жив... ))) Заметили меня только в  момент схождения на посадочном локаторе двух меток самолетов и офицер боевого управления дал единственную верную команду: - Кто меня слышит, уходи на второй круг... А Витька Ашмянский, наблюдающий на вышке,  попросту в этот момент, пошел по нужде, оставив с разрешения КП пост...))) Потом не раз передо мной извинялся...))) Мы с ним летали потом в одной дивизии в СГВ... он в Хойне, а я в Ключево на Су-27...  Бориса по фильму называют везунчик....))) Интересно, я отношусь к этой категории? )))) Наверное, да...


На фото МиГ – 21 СМ. Такой истребитель я посадил аварийно.

Продолжение повести  http://www.proza.ru/2015/09/04/534