Глава 17. Семья Сапожниковых в годы войны

Борис Лембик
Глава 17. Семья Сапожниковых в годы войны

Анна Николаевна Сапожникова, 06.07.1913 - 2009 гг.

Перед Великой Отечественной войной она окончила Костромской педагогический институт и работала учителем математики, а затем завучем в школе №25. Получилось так, что в это же время в этой же школе учились её младшие братья и сестры: Алексей в 8-м классе, Александра в 6 –м классе и Ольга в 4 –м классе. Все старались учиться хорошо и сестру не подводили.
Когда началась война и были призваны на фронт мужчины, то в школах не стало хватать учителей, особенно в глубинке. И как комсомолка, как патриотка она по собственному желанию уехала работать в Коми АССР:
- Некому работать, люди ушли на фронт. Я не могу оставаться в стороне.
Сначала она недолго работала в г. Сыктывкар, а потом её перевели уже в сельскую школу. Оттуда она регулярно писала домой письма, так что родные были в курсе всех её дел. Обратно в Кострому она вернулась уже после войны и снова стала работать в своей школе до ухода на пенсию.
Она оказалась единственной из сестер и братьев, которая не уехала из Костромы. Проживая с мамой она регулярно поддерживала связь с родными. А после смерти мамы Анна Николаевна продолжала переписку. В тяжелые перестроечные времена, когда денег на регулярные открытки не стало хватать, она стала делать  самодельные, используя картинки от старых конвертов.
Одной из главных черт её характера были добросовестность и исполнительность. За эти качества её уважали в коллективе школы и в партийной организации. Долгие годы она была неосвобожденным секретарем партийной организации школы, а впоследствии возглавляла парторганизацию пенсионеров. Была она очень активной коммунисткой, принимала участие во всех собраниях и мероприятиях, распространяла партийные издания и материалы. В то же время она была глубоко верующим человеком, сочетая это с активной пропагандой коммунистических идей.
Проживая  в Костроме, Анна Николаевна постоянно ухаживала за могилами родителей, поддерживала их в порядке и сумела сохранить в неприкосновенности. И теперь она похоронена в одной ограде с ними на Галичском кладбище города Костромы.


Алексей Николаевич Сапожников, 01.06.1922 - 1996 гг.

После школы Алексей окончил Рыбинское речное училище, но одновременно учился в аэроклубе и стал летчиком. Годы учебы точно пока не установлены. Но на флоте он работать не стал, ушел в авиацию. Во время Великой Отечественной войны воевал уже как летчик. Он освоил разные типы самолетов, в том числе и иностранные, поставляемые по ленд-лизу. На сайте «Подвиг народа» найдены документы о награждении мл.лейтенанта Сапожникова орденом «СЛАВЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ».
Ну а конкретно из этих документов удалось узнать, что служил он в 760 истребительном полку 261 смешанной авиационной дивизии, и что было это в Карелии. В Красной Армии с 1941 года, призван Рыбинским РВК, на фронте с сентября 1942 года, член ВЛКСМ с 1938 года, ранее не награждался. 
Далее описание подвига по наградному листу: «На фронте Отечественной войны участвует с сентября 1942 года. За это время изучил мат.часть, технику пилотирования и технику воздушного боя на с-тах Харрикиен, Китихаук, ЛА-5. На последних произвел 35 боевых вылетов, из них на фоторазведку – 9, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 4, на прикрытие своих войск и объектов ПВО – 11, на  перехват с-тов противника – 9, на визуальную разведку -2. За это время участвовал в двух воздушных боях, в которых показал мужество и отвагу и сбил лично один ФВ-189.
30.3.44 г. тов.САПОЖНИКОВ будучи ведомым в паре вылетел на перехват самолета пр-ка ФВ-189, последний в течении марта м-ца неоднократно и варварски появлялся над передним краем наших войск, корректировал огонь своей артиллерии, обстреливавшей наземные войска. Придя в район озера Верхнее-Черное Сапожников первым заметил ФВ-189, проявил личную инициативу дав знать ведущему пары смело и решительно атаковал ФВ-189 и с первой попытки зажёг его, последний упал в районе Окунева Губа. Во время производства атак ведущий пары ввиду слабой видимости отошел в сторону и потеряв ФВ-189 ушел на свою территорию, а САПОЖНИКОВ чтобы убедится в уничтожении воздушного пирата от цели не ушел и несмотря на низкую облачность и скорое наступление темноты остался в р-не падения с-та, проследил место падения последнего, а потом уже при ограниченной видимости вернулся на свой аэродром и произвел благополучную посадку.
22.3.44г САПОЖНИКОВ будучи ведомым выполнял задании е командования по разведке аэродрома противника Тунгозеро.
Несмотря на сильный зенитный огонь умело маневрируя, прошел через аэродром на высоте 100 м. и выполнил задание на отлично, привез Комиандованию ценные сведения о наличии с-тов пр-ка.
25.3.44г в паре с (мл?) лейтенантом МАСЛОВЫМ  производил фотосьемку аэродрома противника Тунгозеро, в р-не аэродрома патрулировали 4  МЕ-109 и зенитная артиллерия вела интенсивный огонь, но несмотря на это умелыми действиями уклонились от истребителей и огня ЗА и точно сфотографировали объект. Что дало возможность командованию установить наличие мат.части на аэродроме пр-ка.
Кроме того тов.САПОЖНИКОВ  ещё несколько раз летал на разведку и в результате личной разведки установил слабые места обороны противника на Кестеньгском направлении и слабые места ЗА пр-ка на аэродроме пр-ка.
За отличное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество в соответсвии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 8.11.43г представить к правительственной награде орден «СЛАВЫ 111 СТЕПЕНИ».
КОМАНДИР 760 ИАП                ПОЛКОВНИК ЗЫКАНОВ
30 марта 1944 г.
Достоин правительственной награды орден «СЛАВЫ 111 СТЕПЕНИ».
КОМАНДИР 261 САД ПОЛКОВНИК  УДОНИН
30 марта 1944 г.
31 марта 1944 года приказом № 03 командир 261 САД наградил Сапожникова А.Н. орденом «СЛАВЫ 111 СТЕПЕНИ».

После войны некоторое время Алексей Николаевич продолжал служить, а после увольнения в запас перешел работать на авиазавод в подмосковном Королеве.  Закончил институт. Проживал с семьей в г. Щелково Московской области.


Ольга Николаева Гришина-Сапожникова, р. 30.05.1927 г.

По её воспоминаниям росла в очень хорошей дружной семье,   в которой все  заботились друг о друге. Если кто-то заболевал, то сразу остальные старались помочь чем-то. Семья была работящая, многодетная, было семь детей, не считая сестры Антонины 1918 г.р., умершей в детстве.  Дети росли в семье тружеников, не было такого, чтобы кто-нибудь ходил без дела. Мама приучала их к рукоделию. В семье было поставлено  так, что дети всегда советовались с мамой, спрашивали разрешения пользоваться швейной машиной или взять материал  для шитья. На их просьбы мама обычно отвечала:
- Да берите, девочки, делайте что хотите.
Первый класс училась в 24-й школе, дальше заканчивала 25-ю. Но во время войны  школу отдали под госпиталь, и им пришлось заниматься в других школах. В начале войны с родителями жили младшие дочери Александра (1925 г.р.), Ольга (1927 г.р.), Елена (1934 г.р.) и брат Николай (1937 г.р.).
В военные годы рабочих рук  в тылу не хватало, особенно в колхозах, и поэтому широко привлекали школьников старших классов. В первый год она работали в селе Шунга, расположенном  примерно в 8-ми километрах от Костромы. Школьники  сажали и окучивали картофель, пропалывали морковь, в основном выращивали овощи. Жили в деревне по избам, домой отпускали через 2-3 недели по 2-3 человека побывать, переодеться. За работу денег не платили, а давали на трудодни   овощи.  Запомнилось, что папа Николай Петрович после уборки урожая пришел к ней в Шунгу, чтобы помочь принести домой заработанной картошки. И шли они обратно вместе. Папе было тогда 58 лет, и ходить ему было трудно. На следующий год, когда они стали старше, их направили  дальше от Костромы в деревню Сухоногово, и пришлось идти около пятнадцати километров, так как машин не было. В этом году кроме овощей приходилось обрабатывать табак, который выращивали для фронта.
При всех этих трудностях настрой на работу у школьников был хороший, не было ощущения, что это какая-то работа, а было сознание, что это нужно фронту, стране.
Десятый класс средней школы она заканчивала во время войны в 1944 году. Но  уехать учиться дальше она не могла. Во-первых, она оставалась старшей дочерью в доме, и ей нельзя было оставить родителей одних (сестра Шура уже училась в Иваново, брат Алексей воевал, а старшая сестра Нюра работала в Коми АССР). Во- вторых, во время учебы в десятом классе она заболела и много пропустила занятий. Поэтому ей дали справку о том, что она прослушала программу 10 классов, а экзамены не смогла сдать по состоянию здоровья. С этими документами она поступила в Костромской учительский институт. Одновременно с учебой в институте ей пришлось заканчивать школу. А когда она получила аттестат (сдавала экстерном в 1946 году), то её окончательно зачислили в институт. Учеба длилась два года и давала право работать в школе с учениками 4-х--8-х классов. Учительский институт тогда располагался на улице Пятницкая.
Ну а летом 1948 года она поступила  учиться в Ярославский пединститут, связав свою судьбу, как и её сестры, с педагогикой.

Продолжение на http://www.proza.ru/2015/07/29/1942