Краткие выводы. Не наша война, но прибыльный бизне

Маркус Норман
Краткие выводы. Не наша война, но прибыльный бизнес.

Окончание. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/05/21/1208

    Попробую со своей скромной колокольни указать несколько направлений (именно направлений, а не выводов) по которым будут изучаться, в перспективе, пятнадцать лет американской, натовской войны в Афганистане, а так же роль российского,  частного сектора в поддержке натовской коалиции.
1. Никакой идеологии, тем более враждебной. Просто бизнес.
    Несомненно, заинтересованные службы в России наблюдали за вводом американских вооруженных сил в Афганистан с первой минуты в далеком 2001 году. Соответственно, участие в тыловых подрядах натовских военных со стороны частных российских перевозчиков тоже происходило с молчаливого одобрения соответствующих властных структур. Это говорит о том, что в случае совпадения отдельных интересов России и Америки в том или ином регионе мира, они могут прекрасно взаимодействовать, обходясь без всяких взаимных фобий. Такие интересы в Афганистане, несомненно, присутствовали. Причем, как финансовые, так и геополитические. Историкам, военным, политологам еще только предстоит осмыслить феномен, когда впервые после Второй мировой войны американцы и русские оказались по одну сторону баррикад в условиях ведения боевых действий против движения Талибан.
2. Уровень развития вертолетной техники и ее перспективы на фоне афганской войны.
      Российские частные компании заходили в Афганистан, имея в своем парке, практически,  тот же модельный ряд МИ-8, МИ-26, КА-32, что использовался Советской Армией 25-30 лет назад в тех же горах, на том же театре военных действий. Соответственно, трудно назвать «устаревшими» наши винтокрылые машины, которые успешно справлялись с поставленными задачами, порою гораздо лучше «современных» заокеанских собратьев. Меньше ломались, дальше и выше летали, причем с большей полезной загрузкой. Признавая совершенство российских вертолетов, вряд ли «дядя Сэм» сумеет в обозримом будущем создать нечто более эффективное. Сейчас прослеживается тенденция, когда китайцы активно осваивают российскую вертолетную технику, пытаясь разработать собственные аналоги. На их выбор тоже повлияла  американская война в Афганистане, пристальный анализ тех или иных возможностей летальных аппаратов европейского и российского производства. Так что российские вертолетные производители, в Казани, Улан-Удэ, Ростове-на-Дону, несомненно, остались в выигрыше после очередной афганской компании, значительно пополнив портфель своих заказов, еще более расширив рынок сбыта востребованной в мире продукции.
3. Российский кадровый ресурс на чужой войне.
      Используя различные методики подсчета, рискну утверждать, что за пятнадцать лет американской войны в Афганистане в составе тыловых подрядчиков НАТО и ВС США работало не меньше десяти тысяч российских граждан. Работали не одномоментно такой численностью, а в разное время. Причем многие побывали в афганских командировках по пять, семь и более раз. Это пилоты вертолетов, наземные техники, инженеры внешних линейных станций, менеджеры на оперативных точках. В профессиональном плане достаточно узкая корпоративная группа людей, благодаря чему их деятельность за рубежом известна относительно небольшому числу наших соотечественников в России.
     Можно долго рассуждать о том, насколько хорошо или нецелесообразно помогать «дяде Сэму» решать его политические, геостратегические задачи в том или ином регионе мира, в данном случае, в афганском. Субъективно, сей вопрос вообще, не актуален. Спрос со стороны потенциального заказчика на большие объемы воздушных грузоперевозок породил адекватное предложение. В России такого спроса не наблюдалось, да и сейчас его нет. Поэтому, те кто рискнул, проявив мобильность, отравившись работать в горячую точку, несомненно, остались в плюсе.   

4. Наемничество военное и гражданское.
    О наемниках с оружием в руках здесь говорить не станем. Пусть данный вопрос анализирую те, кто сам воевал за деньги или организовывал поставку «солдат удачи» в горячие точки.
    Нам более интересен феномен найма на чужую войну гражданских специалистов из тех стран, которые не являются ее участниками, как в случае с американской авантюрой в Афганистане. «Наемник» или «контрактник» - всего лишь подмена, игра понятий. На самом деле, кто сегодня серьезно изучал тенденцию, когда наши с вами соотечественники СОЗНАТЕЛЬНО отправляются на заработки не в сытенькие страны Европы-Америки, а в азиатские (ближневосточные) дыры, типа Афганистана, Ирака, Сирии, Йемена и т.д.? Едут в ВОЮЮЩУЮ страну, на контрактную должность, не пугаясь негативных последствий своего пребывания в чужой культурной среде, обостренной или опосредованной участием в боевых действиях. Подобных  примеров с каждым днем становится все больше. Лично для меня такое поведение моих современников лучше всего иллюстрирует процессы глобализации в ее российском варианте, когда мы начинаем осознавать весь мир в качестве шахматной доски, рискуя получить на ней победу или разрушающий мат. 
     Афганистан лишь одна из немногих горячих точек планеты, где сегодня можно встретить граждан России, работающих по контракту. Это особый стиль жизни, пример полной свободы, в котором генерируются и проявляются лучшие качества наших земляков. Ведь за многие тысячи километров от дома можно надеяться только на себя, свои силы, профессионализм, плечо сослуживца. Пусть разумный риск и удача всегда сопутствуют тем, кто снова отправляется навстречу неизведанному миру.