6. Потери и поражения

Маркус Норман
Продолжение Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/05/18/805

      Война без потерь не бывает, даже если вы находитесь отнюдь не на передовой, а в тылу. Но при этом регулярно летаете в те места, где стреляют, взрывают и всячески пытаются отнять хрупкую человеческую жизнь. Не беру на себя смелость называть конкретные цифры потерь гражданских машин и персонала, граждан России, погибших в Афганистане в период 2001 – 2015 годов. Точную картину можно составить, нарисовать, только опросив кадровые службы авиационных компаний, имевших контракты «на афгано-американской войне».
     Впрочем, к сегодняшнему дню тыловые перевозчики однозначно не досчитались двух МИ-26, один из которых принадлежал компании «Вертикаль». Борт разбился на взлете, в 2009 году, задев высокий защитный бруствер-стену. Это случилось на американской базе в Кандагаре. Авария была вызвана техническими причинами, талибы не имели к ней никакого отношения. Фотографии погибшего экипажа в траурных рамках долго стояли в комнате инструктажа личного состава, напоминая живым о  той опасной обстановке, в которой приходится повседневно работать.
     Вторая катастрофа произошла в воздухе, на небольшой высоте. Ракета или скорее всего, граната из РПГ попала МИ-26 в район хвостовой балки. В результате повреждения она отделилась от корпуса, обломки вертолета тут же рухнули на землю. Выживших не было.
     Относительно потерь МИ-8 за тот же пятнадцатилетний период информация из разных источников расходится. Называются цифры от четырех до семи машин данного типа.
- Конечно, наши заказчики-работодатели уделяли много внимания вопросам летной безопасности в районах полетов, - продолжал делиться воспоминаниями Дед. Если у кого–то были сомнения в возможности выполнения поставленной задачи, мы могли отказаться лететь. И отказывались, пусть не так часто. Но перед вылетом неоднократно звучала формулировка: «на усмотрение командира экипажа»…
- ….командир принимает решение лететь, основываясь на текущей информации, что на точке все тихо. Потом, за час – полтора полета ситуация кардинально меняется, - делаю свои предположения.
- Абсолютно верно. Так случалось неоднократно, в том числе, когда мне самому довелось стать свидетелем гибели одного гражданского МИ-8. Прилетели на площадку, стали разгружаться, в это же время талибы начали обстрел. Первым же снарядом попали в борт вертолета. «Бортачу» повезло, он находился рядом с машиной. Отделался переломом ноги и двух ребер, когда его взрывной волной кинуло на камни. А пилот с «праваком» погибли. У них не было шансов выбраться из горящей машины.
- Вам-то повезло тогда? Не задело в ходе обстрела?
- Действительно, повезло. Во-первых, мы стояли ближе к брустверу, в мертвой зоне, если брать со стороны гор. Нас могло лишь осколками накрыть-посечь. А во-вторых, отдадим должное американцам, пехоте. Их дежурное подразделение было начеку, ожидая активности противника вдоль периметра. Моментально открыли ответный огонь, сдерживая натиск талибов, позволяя нам улететь с опасного места.
   По мимике собеседника вижу взволнованность Деда, окунувшегося в те события относительно недавнего прошлого. Немного меняю тему разговора, вектор своих расспросов.
 - А доводилось ли кому делать вынужденные посадки или тем паче, попадать в плен талибов?
- На моей памяти как-то приключилась неприятная, даже мутная история. Правда, не с российским, а с украинским экипажем. Мужики работали весь день. Ближе к вечеру их банально потеряли.
- Как так потеряли?
- На базе не заметили отсутствие одного вертолета на стоянке. Сначала все думали, что его откатили в ангар, на форму. Потом кто-то догадался проверить эту версию. Оказалось, в ангаре тоже пусто. Вот тогда лишь всполошились, начали искать концы.
- И чем все закончилось?
- Сложный вопрос. Сожжённые остатки борта, нашли через четыре дня, недалеко от площадки, куда он таскал груз. Судьба экипажа при этом осталась неизвестной. Среди обломков вертолета не прослеживалось ничего, хотя бы отдаленно напоминавшее фрагменты останков тел. Талибы захватили пилотов или они все же сумели уйти после вынужденной посадки, теперь никто не скажет.
    Динамику потерь тыловых перевозчиков, их количественные и качественные характеристики можно анализировать сколько угодно, сравнивая, например, с советским периодом войны в Афганистане. Автор не ставит перед собой столь объемной задачи, не имея в полном объеме необходимой статистики. Отметим лишь, что убыль личного состава пилотов и машин с 2001 по 2015 годы не стала массовой в талибских горах. В противном случае, вряд ли получилось бы скрыть обилие цинков, поступающих из далекой, воюющей страны, от людской молвы, вездесущих средств массовой информации в России.

Окончание следует. http://www.proza.ru/2015/05/24/1077
На фото: типичная натовская точка в горах Афганистана.