Коимбра центр искусств и науки. Португалия, ч. 5

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - слева внизу Соборная площадь в Фатиме;   Университетская колокольня в Коимбре;   лестница, ведущая из города к университетскому дворику;   магазин керамических изделий;   внутренний дворик Собора Се-Вилья в Коимбре;   музей под открытым небом "Португалия в миниатюре".   Фатима, Коимбра, Португалия.



                ОСТАВШИЕСЯ САМИМИ СОБОЙ. ПОРТУГАЛИЯ.

                Часть 5.

Следующим пунктом нашего маршрута стала Баталья. Баталия и по-русски означает битва. Как это было в средневековые времена, местечко это обязано своим появлением одному из поворотных событий в истории страны.

 А именно здесь было решающее событие в истории Португалии, когда  в 1383 году оборвалась прямая линия наследников престола, наследником был объявлен внебрачный сын отца короля Фернанду 1 Жуан 1. Но испанский король Кастилии Хуан решил оспорить власть  военным путем.

 В этом местечке и состоялась битва, в 3 км к югу от Баталии. Блестящая победа Жуана 1 над превосходящими силами испанцев положила конец династическому кризису, объединила португальскую нацию и обеспечила независимость страны от Испании на 200 лет.

 Жуан 1 поклялся в этом бою посвятить церковь Деве Марии, если он победит.  Слово он сдержал, и многие века монастырь Санта-Мария-да-Витория стоит как символ независимости. А место, где он был сооружен, получило название Баталья, то есть битва.

 Монастырь является и усыпальницей королей Авишской династии, основателем которой был Жуан 1, внебрачный сын Педру 1. Здесь покоится и его жена – англичанка Филиппа Ланкастер, здесь же похоронены и их сыновья, в частности принц Энрики, известный как Генрих Мореплаватель.

Монастырь, застраиваемый в разные века и в разных архитектурных стилях – от английской и французской готики до мануэлино, получил архитектурное произведение выдающейся красоты и своеобразия. В средние века, когда король Жуан 3 женился на сестре испанского короля, монастырь был передан ордену доминиканцев, испанскому монашествующему ордену братьев – проповедников.

Освобожденная от мавританского владычества, а соответственно от мусульман,  территория нуждалась в защите, а христианское население в укреплении веры. После 500 – летней пропаганды ислама нужны были проповедники христианства. И с этим как нельзя лучше могли справиться монахи- доминиканцы.

Далее мы оказались в Фатиме. Ничем не привлекающее к себе внимания рыбацкое поселение  до начала 20 века, в одночасье прославилось на весь мир и стало местом паломничества католиков. 13 мая 1917 года трое детей-пастушков стали свидетелями явления Девы Марии, которая являлась к ним каждое 13-е число на протяжении 6 месяцев.

 Явление это католики назвали чудом, окутали тайной предсказания, а в 1928 году начали строительство церкви и объявили местом паломничества. Площадь перед церковью сделали вдвое больше, чем площадь Св. Петра в Риме, чтобы умещались все верующие.

 В период нашего посещения был уже заложен фундамент новой церкви, которая будет уже не только для паломников-католиков, а для всех других конфессий. Что это, как не проявление глобализации веры,  подготовки к унификации и подчинение чудесам?

Масштабы всего происходящего там поражают, просто вселенские! В Фатиме проложена километровая дорожка, по которой верующие должны пройти на коленях или проползти ползком до Церкви. И просто верить, что они исцелятся. Мир сошел с ума, польстившись на чудеса и превратив веру во что-то материальное и мистическое.

На этом делаются огромные деньги. Возле церкви целый павильон длиной метров 40 для сжигания жертвенных свечей, с трубой, как у печи для шашлыка. И подставки для свечей в 4 яруса, толщиной от 1 см до 20 см. Плати деньги и жги свои грехи!

Близился вечер, полные впечатлений от соприкосновения с артефактами тысячелетней давности, мы подъезжали к Коимбре, старинному университетскому городу на высоком берегу реки Мондегу.

Географически это место представляет собой естественную границу между зеленым севером и иссушенным югом. Бурное историческое прошлое здесь также напоминает о себе повсюду. Коимбра всегда считалась главным культурным центром Португалии.

Город сейчас насчитывает около 140 тысяч жителей, каждый седьмой – студент. Университет в Коимбре едва ли не самый старейший в Европе и единственный в Португалии до 1910 года.

 Центр искусств и науки и место рождения шести португальских королей. Название ему дали еще римляне. Затем долгое время ( 500 лет!) был завоеван арабами.

Уже темнело, нас подвезли к гостинице в старой части города. Мы так устали, что было даже не до прогулок по городу. Нас, всех туристов, разместили на 5 этаже, лестница была винтовая, на наши чемоданы не рассчитанная.

Надо сказать, португальцы – нация уважающая себя. Здесь в отелях не принято обслуживающему персоналу носить вещи гостей, и прислуживать тоже. Уважают себя, улыбнутся и сделают вид, что не поняли. Да и языка, кроме португальского,  не знают.

Вот и пришлось всем туристам на одном лифте возить свои вещи целый час. Зато гостиница, хоть и в старом здании, приятно удивила своей комфортабельностью.  Все здесь, как и 100, и 200 лет назад.

Стены отделаны добротными панелями из местных пород дерева, мебель  почти что антикварная, с резьбой по дереву. Мы уже не раз удивлялись, какие хорошие ремесленники и краснодеревщики португальцы.

Постельное белье из тончайшей хлопчатобумажной ткани, тоньше, чем сатин. Принадлежности мягкие и удобные.  В ванной – изобилие всяких моющих средств и кремов.  Одним словом, в дорогих отелях Франции и Италии такого комфорта не встретишь!

 Ужин был не предусмотрен, пришлось искать поблизости от отеля харчевню. В Португалии вечером много не едят, да и вообще, как я уже не раз говорила, люди живут бедно и скромно.

Нет кричащих вывесок ресторанов, сверкающих магазинов. Здесь даже и не принято выставлять свое богатство напоказ. А в последние годы страна и от нищенства недалекая, поэтому еще и воров и карманников много, особенно выходцев из Бразилии и других колониальных стран.

Удалось перекусить по - быстрому на центральной площади в уличном кафе.  Поразило то, что посетители кафе – они же и жители этого дома, смотрели по телевизору футбол и публично обсуждали. Представилось, что вот так и сто лет назад простые португальцы обсуждли спортивные новости за ужином в этом кафе. А мы, уставшие от длительного и трудного переезда, насытившись сардинами с картофельным пюре, отправились спать.

Весь следующий день мы посвятили знакомству с Коимброй. И знакомство наше началось с осмотра церкви Санта-Круш, где похоронены два первых португальских короля – Афонсу Энрикиш и его сын Саншу, а монахи из прилегающего монастыря опекали первых студентов университета.

Эта церковь заложена в 1131 году, когда Коимбра стала центром Португалии.
Далее познакомились с «улицей мудрости», на которой когда-то находились теологические колледжи иезуитов. Площадь «Патио инквизиции» напоминает о том, что Коимбра, как и Лиссабон, и Эвора, в 16 веке были центрами инквизиции.
 
Собор Се-Велья, который был также построен в честь победы над маврами в 1064 году. Здесь проходили коронации многих королевских особ, в том числе, говорят, и посмертное бракосочетание Педру 1 с Инеш. О необычной истории любви которых мною рассказано в предыдущей части. Собор похож на крепость и считается самой красивой романской постройкой Португалии.

На протяжении всего нашего путешествия нам попадались керамические изделия ручной росписи. Экскурсовод нас предупредила, что центром этого промысла издревле являлась Коимбра, цены, и выбор в магазинчиках Коимбры лучше всех других мест. Поэтому мы направились в магазин керамики ручной росписи.

 От этой красоты оторвать глаз было невозможно! Причем в традициях ремесленников преобладали сюжеты как средневековых времен, например, королевской охоты, так и мавританские мотивы. Цены приятно удивляли – от 17 евро.

 Я не могла удержаться, купила целый чемодан керамики, за что в аэропорту Лиссабона пришлось заплатить за превышение веса. Зато порадовала подарками своих близких и себя!

 Важно заметить, что роспись по керамике пришла в Португалию вместе с нашествием арабов на Иберийский полуостров. А далее, как в поговорке: «мавр сделал свое дело – мавр может уйти», решили Португальцы и начали у себя производить «азулежу», ни в чем не уступающую лучшим мавританским образцам.

 По-арабски «зулежа» - полированные камешки. Поначалу керамическую плитку использовали только внутри помещений. В условиях атлантического климата Португалии это как нельзя кстати – защита от влажности.

Облицовывать фасады впервые начали в Бразилии – Португальской колонии, и это считалось дурным тоном. Но постепенно из соображений практичности мода на облицовку наружных стен зданий пришла  и в Португалию.

Вместе с росписью керамической плитки пришла мода и на украшения стен настенными тарелками, также в мавританском стиле. А затем и с росписью сценами жизни и быта королей и рыбаков.

Очень важно отметить, что не в характере португальцев заниматься промыслами в угоду деньгам. Чем бы они ни занимались, рыболовством ли, народными промыслами ли, виноделием ли или цветоводством, делают они это с удовольствием, а не ради денег. Главное, чтобы как-то свести концы с концами. Португальцы это называют «заработать на суп».

Лестница за собором Се-Велья ведет к старому университету. Вход к нему – через Порта-Ферреа («Железные ворота») 1634 года.

 Внутренний двор со статуей Жуана 3, передавшего королевский дворец университету в середине 16 века, застроен с трех сторон. Четвертая сторона открывается смотровой площадкой на реку Мондегу с прекрасным видом на город.
 
Университет был основан в 1290 году в Лиссабоне, в 1308 перебрался в Коимбру. В середине 16 века был ненадолго переведен опять в Лиссабон,  пока окончательно не обосновался в Коимбре по указу короля Жуана 3 в 1537 году.

Университет дал миру знаменитых людей: святого – Антония Падуанского, поэта -  Луиса Камоэнса, писателя – Эса ди Кейроша, а также диктатора – Салазара.

Кстати, последний преподавал в Коимбре и за время своего правления построил новые здания для университета. В старинных же залах университета проходят занятия студентов уже почти 700 лет!

Колокольня – символ университета и с 1733 года сзывает поколения студентов к началу занятий и возвещает о закрытии  его на ночь. Самый известный колокол под названием «кабра» (коза) не раз становился жертвой студенческих проказ.
 
Так, в конце 19 века, студенты, сытые по горло суровыми университетскими законами, украли «козу», после чего разразился скандал и колокол пришлось заменить на новый.

До сих пор студенты по праздникам надевают черные плащи – накидки. Количество цветных лент на плаще указывает на год обучения, а их цвет – на факультет.
Ежегодно в середине мая после экзаменов устраивается праздник сжигания лент.

 Коимбра, как и Лиссабон, знаменита своими фаду. И не мудрено, что фаду здесь исполняют студенты, в черных мантиях. В фаду Коимбры можно почувствовать истоки от творчества трубадуров: вселенская грусть окрашивается здесь оптимизмом молодости.

Наиболее интересным было посещение библиотеки, которой более 400 лет. В ней хранится 300 тысяч томов книг с 16 по 18 веков. Библиотека состоит из общего зала, по сторонам – 3-х этажные стеллажи из португальского каштана с позолоченными деревянными и расписными лаковыми панелями. Режим хранения книг тщательно оберегается еще с  тех времен.

В помещение ограничен вход, дабы не впустить со свежим воздухом бактерий плесени. Нас продержали перед входом минут 15, пока режим воздуха не восстановился после предыдущей группы. В библиотеке есть и свои обитатели – вороны. Они строго следят за появлением насекомых и мышей. Так заведено с древности.

На склоне горы разбит самый старый в стране ботанический сад. Его заложил еще маркиз Помбал в 1772 году. Здесь среди прочих экзотических растений 40 видов эвкалиптов. Здесь же было установлено, что португальские почвы и климат прекрасно подходят для тасманского эвкалипта.

И это дерево именно отсюда начало свое победное шествие по всей Португалии. Надо отметить, что сейчас Португалия сплошь заросла именно эвкалиптовыми лесами.

Здесь же, в Коимбре, построен музей – парк  на открытом воздухе «Португалия в миниатюре». Удивительной красоты миниатюрные здания и постройки за всю историю Португалии, рассказывающие о быте, традициях и вкусах жившего здесь народа.

Но впереди нас ждала северная Португалия и второй по величине город Порту. Путь наш лежал через центральную часть страны под названием Бейра – прибрежная. Этот регион оживленный.

Здесь и скалистые горы высотой до 600 метров, обрывающиеся в океан, и соляные болота, и оживлённые курорты. Наш же путь проходил не по побережью, а по равнинной части в глубине страны.


Продолжение часть 6 - http://www.proza.ru/2015/05/24/1000