Миг жизни. Глава 12. 25-я школа

1987-1991

16-го я написал заявление с просьбой перевести меня в 25 школу учителем физики по состоянию здоровья, т.к. моя участковая врач сказала, что если я буду продолжать работать завучем, она за мою жизнь не ручается.
81
Несправедливость восторжествовала, победили клеветники, завистники, подлецы и нечестные люди - вот и вся перестройка. С 17 по 27 работал в Москве, в библиотеке им. Ленина и Ушинского, жил у тети Лизы, жены покойного папиного двоюродного брата Иосифа. 30 июня выехал с Феликсом в дом отдыха "Зеленая Роща" на 18 дней, Броня достала путевку. В апреле, когда по состоянию здоровья, горком профсоюза предложил мне путевку на курорт, директор и зав районо отказались отпустить меня. Т. начала орать, что ее очередь, ну и черт с ними, поехал за свой счет. 15 августа отослал часть диссертации, около ста листов, звонил в Киев насчет кандидатского экзамена, Легкий М.П. ученый секретарь ответил, что меня нет в списках экзаменующихся, что я обманываю! И заявления не писал. Бугаев укатил в Одессу до 30 октября, так что экзамена все равно не будет. Работаю в 25 сш, пока все нормально, появилось свободное время, чувствую себя лучше. 1 ноября Валя с Ирой вылетели в Киев на обследование, Алик едет на экскурсию с классом, он учится в 1 спецшколе с физико-математическим уклоном. 2 ноября звонил Бугаеву, он сказал, что еще не смотрел, позвонить 18-го, 18-го сказал 28-го, а 28-го наконец то сказал что посмотрел и просил приехать на зимних каникулах. Еще в ноябре прислали открытку из райисполкома, сдать справку с места работы и жительства, хотя только в мае сдавал. 7 декабря позвонили, что мне решили квартиру, квартал

Заречный 4, кв. 130, но пока не верится, дом еще не сдан, пока никому не говорю. У Иры все нормально, сказали, что операция пока не нужна. Я записался в группу здоровья, ходим два раза в неделю в бассейн "Юность". В школе все нормально, приобрел оборудование для физкабинета на 1000 рублей. /завод оплатил/. Много времени отнимает музыкальная школа, Иру приходится возить, но зато работа рядом, хожу пешком 17 минут! На районную олимпиаду не пошел т.к. отмечали день рождения Алику. 27 декабря вручили ордер на 4-х комнатную квартиру! Прислали с Москвы приглашение на семинар. Но ИУУ/Клочкова Н.А./ отказался дать командировку, конец года, нет денег. А инспектор облоно /Погребняк Н.А./ заявил, что ему нужна правительственная! телеграмма. Бугаев позвонил и сказал, что он перенес операцию, плохо себя чувствует, и просил позвонить 1 февраля. 19-го января 1988 мы въехали в новую квартиру, 18-го у меня был приступ стенокардии, вызывали скорую, на больничном до 29-го. Вышла в свет книга "Учить умению учиться", где я соавтор. Стоят сильные морозы, дома средняя температура 14-15 градусов, много работы по оборудованию квартиры. Получил письмо от редактора газеты "Биробиджанер штерн" Л.Школьника, моего одноклассника. Познакомился с В.Н. Гонтаревым во время моего выступления в кузнечнопрессовом цехе завода ОР по Февральскому пленуму. Он предлагает оригинальную структуру народного образования.

82

Решили провести эксперимент в СШ 25. С 16 марта по 21 апреля заменяю в вечерней школе, да еще неделю в своей школе. Вся периодическая печать переполнена разоблачительными статьями, к чему это приведет? Как вчера пели песню по телевизору: «Ведь у нас спокон веков нет суда на дураков». Если раньше людей с оригинальным, творческим мышлением, видящих дальше других сажали и расстреливали, то сейчас создают общественное мнение, обливают клеветой и грязью. Толпе не выгодны люди, призывающие к честной жизни, они мешают им обделывать свои подлые делишки, достигать свои корыстные цели. Много ли у нас людей способных, как декабристы, революционеры начала нашего века, посвятить свою жизнь "борьбе за освобождение человечества". Получил 8 мая письмо от Бугаева, что я могу поступить в заочную аспирантуру и 13 мая сдать кандидатский по физике, как вступительный. 12 вечером выехал в Киев и 13 Мая в 10 утра уже сдавал экзамен. В 14 часов сообщили результат экзамена, сдал на 'хорошо'. Принимали экзамен по физике - Бугаев А.И. и Гончаренко С.У. Написал заявление и вечером выехал домой. Ночью мне стало очень плохо и в Белой церкви меня сняли с поезда, до утра пролежал в медпункте, потом целый день сидел в дендрарии, дышал воздухом и вечером поехал домой. Выступил 16-го июня по радио о нашем эксперименте. 17 был на выпускном вечере у Алика, он пошел на курсы при ВМИ.

19-го я выехал в Киев для работы над диссертацией и пробыл до 25 июня. Летом нужно разработать условия учебного эксперимента для диссертации, в октябре нужно послать А.В.Самсоновой /мой руководитель в аспирантуре/ статью в научно-методический сборник. Нужно готовить следующую статью для журнала "Физика в школе". 28 июня открылась Х1Х партийная конференция, с речью выступил М.С.Горбачев. В конце учебного года учительница начальной школы С. пыталась украсть книги из школьной библиотеки, и была поймана. Сначала написала заявление об уходе, но потом кто-то подсказал, что ее могут не уволить, если провести собрание. Такое собрание подготовила завуч С.С./ мы с ней работали в 36 школе. На аттестации и ей и мне рекомендовали грамоту облоно, ей дали грамоту, а мне вместо грамоты прислали звание "Учитель методист", ее это взбесила и с тех пор она мой смертельный враг. За увольнение проголосовало 10 человек, и я в том числе. Против 11 человек, все выступающие, подготовленные завучем пытались ее оправдывать и защищать. Особенно старалась С.С. т. к. ей нужны сторонники. В школе идет подпольная борьба за власть. Все это тщательно маскируется и создается видимость нормальной обстановки. Очевидно, это происходит во всех школах, что связано с повышением зарплаты администрации. С 11 по 24 июля отдыхали с Феликсом в Туапсе дикарем, загорали, купались, играли в карты.Как-то раз купили на рынке молодой картошечки и решили сварить. Зашли в магазин купить сливочного масла. Какая же картошка без масла. У нас потребовали паспорта и заявили, что масло отпускается только тем, у кого есть прописка. Потом пошли на пляж, смотрю, никто не купается, странно думаю, разбежался и в воду, а меня обожгло. Быстро выскочил, смотрю, на стенде написано температура 14 градусов.

83

3 августа притащил 12 кг сахара из магазина, пытался распилить поперек доску и ночью был сильный сердечный приступ, вызвали скорую, хорошо хоть автомат работал, один на весь микрорайон. Нахожусь на больничном, хорошо, что хоть успел отпечатать методические рекомендации к эксперименту. Прочитал "Отец Горио" Бальзака, сильно напоминает судьбу тети Фани, хотя другое время, другой строй, а трагедия та же. Когда читаешь настоящих мастеров, появляется желание написать нечто подобное, но для этого нужно время, а где его взять? Алик сдал вступительные экзамены в ВМИ и прошел только на вечернее отделение. 12 августа в "Ворошиловградской правде" была опубликована моя статья "Право на творчество". Учебный год начался нормально, два 10 и два 9 класса. Организовал школу передового педагогического опыта /ШППО/, в этом году моя аттестация. Вчера были на выступлении Игнатенко с психологическими опытами: внушение, демонстрация феноменальной памяти, ощущение цвета руками и т.д. Алик работает в гараже УВД, соседка устроила. Был у Бейлиса В.М. профессора истории ВГПИ, передал привет от А.И. Бугаева, они вместе воевали. Мне сообщили новость о том, что меня лишили звания "Учитель методист" т.к. прошло пять лет. Я пытался им объяснить, что они не имеют права отменять приказы министра, но бесполезно, завгороно Щербина тоже ничем помочь не смог. 16 сентября ночью был сильный приступ.ъ Провел в 10-х зачет на 12 вопросов многовариантный, в 10-а -17, в 10 -б 20 двоек. Учеба сплошной формализм, ни какие

реформы ничего не сделают, если мы не заставим учеников учиться, но для этого нужно хорошо учить. А современные учителя забитые, задерганные, заорганизованные не в состоянии этого сделать. 25 вечером опять был сильный приступ. Прошел испытание на велоэргометре, показало, что нет стенокардии, так что же это? 29 выступал в ВГПИ, приехал главный инспектор государственного комитета по народному образованию по поводу нашего эксперимента, о котором я писал в газете. Завтра в школе собрание, где мне придется выступать. Как всегда С.С. сделала подлость, вроде помогла, но так, чтоб все провалить, На собрание заявились не без ее помощи представители облоно, гороно, районо, эксперт, ВГПИ, директора, завучи. Предложили совместно с ВГПИ разработать концепцию и по частям проверять. Ходил в ВГПИ, конечно, они предложили разработать концепцию мне, академия наук с ее штатом не в состоянии этого сделать, а я должен, благими намерениями завалили хорошее дело. Сейчас главная задача спасти школу, а учительская газета забита спорами и дрязгами.
Беда современной школы заключается в безыдейности, отсутствии почвы под ногами, крушении кумиров, апатии.

17 октября состоялось заседание городского клуба эврика, куда меня пригласили. 23 октября выехал на два дня в Киев по вызову в аспирантуру, вернулся и уже который раз начал перепечатывать проспект диссертации. 28 - 30 октября был на семинаре пропагандистов, с 31 начал заменять, сильная перегрузка.
84
14 ноября отработал две смены да еще политзанятие, хотел отпроситься, но П.А. не отпустил. В результате -сильнейший приступ на следующее утро и с 15 по 22 на больничном, опять прошел испытание на велоэргометре, стенокардии нет, послали в водолечебницу, платно: массаж, ванны, иглотерапию, электрофорез. 12 декабря приглашают в Киев на утверждение темы диссертации, 22 утверждение на ученом совете. 24 звонил в Киев Самсоновой А.В., вроде тему утвердили. Когда ехал в Киев в поезде набросал некоторые мысли. Очевидно, многолетний инстинктивный страх приучил обходиться мысленными рассуждениями, без отражения их на бумаге. И, только, сильные люди, которых не испугали ни тюрьма, ни общественное мнение отражали свои искренние мысли в дневниках, стихах, прозе, статьях, за что расплачивались иногда и жизнью. Даже сейчас, когда многие раскрепощаются, есть ощущение, что это временно, да и во многом на местах фальшиво. Ведь разоблачения идут только на самом высоком уровне, а ниже? А все кто паразитировал, упивался командно-административными методами, где они? Там где и были, только ловко вывеску сменили, а некоторые и не меняли, смотрят снисходительно - поиграете, мол, в демократию, а потом все на место встанет. Есть ли в народе реальные здоровые силы, способные на местах взять власть в свои руки и привести в порядок разваливающуюся систему. А школа? Каков

интеллектуальный уровень учителя. Пользуются ли они уважением и авторитетом. Создан ли культ образованности, культуры и ума? Увы. А возможно ли это? 50 миллионов выполняют ручную работу, значит, еще долго часть выпускников школы, практически не будет применять полученный багаж. Нужно ли при таком условии одинаковое среднее образование всем? Да и главная задача школы все же не образование, а думающие люди - вот заслон догматизму и застою. Нужны условия для воспроизводства думающих самостоятельных людей. Главное человеческий фактор, а он начинается с тех поколений, которые выйдут из школы и которых нужно спасать, но как? Нужно думать не только о школе будущего, но и о современной школе, причем немедленно.
Что же нужно для этого:
1/ провести реальную аттестацию и создать прилив свежих сил, 2/ резко повысить общественное положение учителя, 3/ более тщательно отбирать людей для работы с детьми, 4/ значительно повысить зарплату и требования к учителям, 5/ снабдить реальными программами и конкретными рекомендациями по формированию личности.

17 декабря в 16 часов проводили на вокзале в армию Алика, уже получили письмо, служит под Черниговом, в артиллерии. Пролетел месяц нового 1989 года, особых новостей нет. 18 января был педсовет по аттестации, выступила С.С., облила меня грязью, никогда не был классным руководителем, за статьи деньги получает, уроки плохие, но коллектив проголосовал за подтверждение звания "Учитель-методист".

86

Как они мне все надоели, эти бюрократы, вся эта шваль и серость, засорившие школу, все они держатся за счет круговой поруки, порочных связей. Ничтожества, указывающие, что кому, когда делать. Перестройка разбередила болото. Но кому трудно в этой атмосфере? Меня попросили помочь молодой учительнице физики из 48 школы, у которой не получается. Дал советы: 1. Поэтапное составление плана:
а/ учитель заранее пишет на доске, б/ пишет по ходу объяснения, в/ по ходу с помощью детей, г/ дети сами в конце зачитывают, 2. Система плюсов и минусов, за каждый ответ, может вести ученик. 3. Самодельные приборы, плакаты, 4. Обобщающие конспекты, 5. Занимательные задачи, кроссворды, и т.д., 6. КВН 7. Конкурс на лучший фантастический рассказ, 8. Закон Архимеда в стихотворной форме, 9. Проведение анкет, 10. Штат лаборантов.
Завязалась длительная эпопея по восстановлению моего звания, после бесполезных хождений по инстанциям обратился в юридическую консультацию учительской газеты, они переслали в облоно, зам завоблоно Н.А. ответил мне, что я аттестуюсь в этом году.
Я опять обратился в учительскую, приложив ответ Н.А., пришел ответ уже от другого заместителя А., что зав районо дано указание восстановить звание. В школе была санэпидстанция, Закрыли физкабинет и медпункт из-за аварийности потолка. Расписание в этом году безобразное 6,7 уроки физика и информатика, во вторник двойное окно плюс политинформация и потом 7-й урок, Два раза уроки не в кабинете.8 февраля было собрание о подготовке к творческому отчету перед педагогической общественностью района в апреле, это вместо фронтальной проверки. Дикость, в разваливающейся, аварийной школе, где нет даже учительской, проводить творческий отчет. Проводил в 9-х классах конференцию "Магнитное поле", кроме кроссвордов ничего не приготовили. Хочу перейти на работу в школу по месту жительства, т.к. далеко ездить. Но ни в57, ни в 58 школе места нет. Прочитал "Преступление и наказание" Достоевского - сильная вещь. Самое большое наказание за преступление, это когда сам человек себя наказывает, мучается, но это у того, у кого есть совесть, а у кого ее нет? Приводят ли к такому же самоистязанию преступления совершенные руками других? Человека отличает от животных, стремление улучшить мир, сделать добро людям, духовные потребности. Тогда все, стремящиеся жить для себя и для своих близких, любыми путями и средствами улучшить свое положение, не люди?

87

Что больше способствует прогрессу: стремление к наживе приводящие к совершенствованию общества или стремление к совершенствованию общества приводящее к противоположным результатам. А как быть с тем, что часто люди подлы, коварны, завистливы, но тщательно это маскируют. На мартовских каникулах ездил к Алику и в УНДИП. Перед каникулами состоялось заседание районной аттестационной группы, директор болел, П.О. тоже смылся на больничный, пошла С.С. и заявила, что коллектив проголосовал против меня. Рабочая группа проголосовала за лишение звания. Поднялся скандал, к заврайоно пошли учителя и родители. Вызвал меня зав районо и сказал, что звание подтвердили, а рабочая группа обладает только совещательным голосом, но пока, что облили грязью перед всем районом. Во время проведения недели физики я дал серию открытых уроков и провел творческий отчет, с выставкой моих творческих работ. С.С. заявила, что она всего этого не знала. На партсобрании был ее отчет, и она опять меня задела, против нее выступили: Корсун Н.А - парторг, Донченко Т.В. - биолог, Столярова С.М. - математик, ей здорово досталось, но, тем не менее, она продолжает работать завучем. С 20 по 24 апреля я принимал участие во всесоюзном сборе "Эврика - учебник", из 392 заявлений на участие отобрали 75. Все было очень интересно в подмосковном городе Лобня, в доме отдыха "Березка"

издательства "Молодая гвардия".Там я познакомился с А.И.Шапиро, учителем физики из Киева, удивительным человеком. Командировку мне, конечно, не дали, хорошо хоть Москва оплатила проезд. Интересный случай произошел во время ужина. Мы сидели за столом, с Н.И. Тупальским, с которым мы познакомились на сборе. Он даже подарил мне свою книжку «Система требований к учебникам для высшей и средней школы» с автографом. К нам подсел, какой-то солидный мужик. Рассказываю, как я пришел к зав районо Трофименко А.В. просить командировку. Показываю ему телеграмму, а он говорит: «Это кто друг твой прислал, так пусть он и оплачивает».
А мужик и говорит: «Это я послал телеграмму, передай ему привет от зам министра».

В конце учебного года взялся за проводку в кабинете математики /опять берусь не за свое дело/, когда уже поумнею. Собираются с 17 июня послать меня в колхоз. Сообщили об аварии на железной дороге, есть человеческие жертвы. Что-то не везет: Чернобыль, землетрясение в Армении. В Китае сильные студенческие волнения, но о причинах толком не говорят, хотя и гласность. По приемнику слышал, что требуют отставки премьера Ле-Пэна. Съезд Советов показал, что Горбачев сделал серьезную заявку на демократизацию, но показал и другое, что еще сильны консерваторы. Да и крепко сидит в нас раб. И пока слова будут продолжать расходиться с делом обстановка в стране будет напряженной.
88
Работал с 17 по 28 июня в Киеве над диссертацией. Отвез, отпечатанную на украинском языке статью/перевела Толмачева Т.С./, вроде включили в сборники.31 июня вылетели в Хабаровск и оттуда в Биробиджан, пробыли до 3 августа. Новый учебный год начался "замечательно" учитель на замене забыла проверить кран в физкабинете, в результате "всю ночь лилась вода. С.С. тут же повесила приказ и заодно влепила выговор и мне, выговор ей пришлось потом отменить как незаконный.
В конце сентября вызвали на аттестацию в аспирантуре в Киев, прошел успешно, и дали отпуск с 3 октября по 1 ноября.
12-го октября выехал в Брест, 2 дня был у Алика, его отпустили в увольнение, мы ходили в кино, на рынок, обедали в ресторане, потом до 26 работал в Киеве.

Начал работать кооператив "Педагогическая помощь", целый год готовились, сейчас у меня три ученицы. Предложили 0,25 ставки на кафедре психологии, а потом забыли. Выступил в СШ 28 по проблеме НОТ учителя.
Облоно /сейчас управление народным образованием/ аттестацию мою не утвердили, благодаря активным действиям С.С., предложили год наблюдать - дикость.

12 ноября в Москве состоялся всесоюзная научно- практическая конференция "Психология - перестройке народного образования" (Москва, 1989), где должно было состояться мое выступление, вызов пришел на облоно, а они мне потом сказали, что не могли меня найти?! Пришел вызов на республиканский методический семинар "Урок физики - 98" как всегда гор районо отказались, но в последний момент дали командировку. Республиканский фестиваль "Урок физики - 89" превзошел все ожидания, потрясающе, особенно запомнились встречи с В.М. Шейманом и А.И. Шапиро, мне посчастливилось давать урок для учителей физики-делегатов в 6 школе г. Полтавы. 10 декабря проводил школьную олимпиаду по физике в воскресенье, пытался объяснить директору, что это законный выходной, но бесполезно. В то время, когда я защищал честь области в Полтаве, С.С. на педсовете, в очередной раз начала обливать меня грязью. Сколько же это может продолжаться? Наконец-то через 7 лет журнал "Физика в школе" опубликовал мою статью. Выступил в 57 школе о фестивале.

89

16-го передали сообщение, что умер А.Д.Сахаров - великий ученый, мыслитель, гуманист ХХ века, жертва брежневизма. Перестало биться сердце человека, отдавшего всего себя до последнего дыхания борьбе за демократию, за права человека, за социальную справедливость. Это огромная потеря для страны в настоящее время, когда она на переломном моменте. Завершается 1989 год, год в котором я был награжден почетным дипломом и грамотой республиканского семинара, мой доклад, хоть и не состоялся, был опубликован в сборнике всесоюзной конференции ""Психология -перестройке школы". 3 января на районных соревнованиях по скоростной сборке радиосхем команда школы заняля 2 место. 6 января выступил на методобъединении учителей физики Каменобродского района. 15 января Иру положили в кардиохирургию на обследование, потом она заболела гриппом и была дома, потом опять положили в больницу. 7 февраля в день рождения Вали ей сделали зондирование 13 февраля операцию на сердце. Увезли в операционную в 8 часов 15 минут и вывезли в 17 часов 30 минут. Сердце отключали на 55 минут, в это время работало искусственное сердце. Дефект межжелудочной перегородки оказался большим, операция очень тяжелая. 15 февраля, когда Ира еще лежала в реанимации, ко мне в школу пришла комиссия с районо. Сообщили, что есть приказ о переаттестации. На уроки я их не пустил, послал подальше, сказал, что ни какой

переаттестации не допущу, пусть что хотят, то и делают. Какой момент выбрали сволочи! До каких пор нами будут руководить им подобные? Послал статью в журнал "Информатика и образование" в соавторстве с учеником Жинкиным Р.В. Попросили заменить 16 уроков в 57 школе. 15 марта Иру выписали из больницы. Подготовил разработку компьютерного урока на основании психотеста. 28 марта выступил перед учителями физики Артемовского района, принял участие в городской выставке детского технического творчества. 13 апреля выступил в 57 школе на семинаре учителей физики Артемовского района по теме "Умственное развитие". Был Феликс, ему мое выступление понравилось, но он сказал, что я волнуюсь и это видно. И не нужно торопиться давать согласие, лучше сказать что подумаю, а не говорить, что у меня много свободного времени и мне легко проводить такие семинары. Надо уметь ценить себя, это верно. С 24 по 26 апреля проходил областной фестиваль "Урок физики 90" 24 апреля в 24 школе я давал компьютерный урок для учителей физики области. Все прошло успешно. 26 апреля Феликсу сделали операцию: вырезали опухоль в мозгу, он так хотел быть у меня на уроке, но не смог. 1 Мая в 19-30, не приходя в сознание, после операции умер Феликс. Еще одна жертва системы. Еще одно праведное сердце не выдержало жестокой и не справедливой жизни. В Луганск он приехал тяжело больным из-за несправедливого отношения к нему. В Луганске он столкнулся с тем же, что и добило его.

90

14 мая на перемене в своем кабинете директор 25 школы вручил мне грамоту в связи с 45 летием
С 15 по 18 ездил в Киев на аттестацию, я уже аспирант третьего года обучения.

18 июня в первый день отпуска отправил в журнал "Физика в школе" статью "Сила традиции", где поставил под сомнение правильность терминологии, так, например, исходя из определения закона, нельзя назвать законом "Закон Паскаля", 1,2 законы Ньютона и т.п. Меня приняли в ассоциацию учителей физики СССР и пригласили на три семинара в Москву, Дубну и Тамбов. Отпуск пролетел быстро и незаметно. Ходили с Ирой на Луганское "море" купаться и загорать, 15-20 минут на велосипеде или 45 минут пешком. Написал вторую главу диссертации. С 15 августа по 15 сентября отпуск для работы над диссертацией. С 19 по 25 августа был в Киеве, читал литературу, работал над статьей. Обстановка в стране продолжает накаляться, в магазинах пусто, даже по талонам не можем взять сахар. Помидоры на поле гниют, а в магазинах их нет. Исчезли сигареты, а на рынке у спекулянтов они есть. Если с нового года введут, так называемый, регулируемый рынок, и он будет похож на эти фокусы, то государству конец. У всякого терпения есть предел. Транспорт ходит от случая к случаю, в город выбраться очень сложно. Выступил с лекцией перед учителями 57 школы о познавательном интересе, о трудностях

стоящих перед учителем в современной ситуации. 12 октября провел урок физики в 7 классе на компьютерах с учителями физики и математики Артемовского и Каменнобродского районов. В свободное время езжу на Луганское море на велосипеде - рыбачить, ничего не ловится, но хоть отдыхаю. С продуктами трудности. Если проехаться по всем магазинам, можно хоть что-то найти. Но очереди страшно надоели. В пятницу занимаюсь три часа с учениками в кооперативе "Педагогическая помощь", у меня пять человек, приходят ко мне домой. В среду с 14 часов с одним и с 17 часов с другим, плюс нагрузка 26 часов,13 ноября ко мне на работу приехали Валя, Ира и Алик, в военной форме, прямо из Армии. В это же время у нас гостил Юра Крогоцкий до 19 ноября. 20 ноября ночью был страшный приступ, всех перепугал, 23 декабря прошел УЗИ, обнаружили камни в почках и желчном пузыре, сказали срочно на операцию, но я не пошел, попытаюсь выгнать камни травами. Новый 1991 год начался с войны. Ирак напал на Кувейт, и 11 января ночью началась война против Ирака. США, Англия и Франция дали срок Хусейну убраться до 15 января, но он отказался. В Луганске открывается гимназия, меня пригласили туда, но там все на украинском языке и я отказался. Был на курсах пропагандистов в ИУУ, услышал много интересного и спорного, началась ревизия марксизма. Война продолжается, Ирак вылил нефть в Персидский залив, грозит химическим оружием, несет большие потери, но войну продолжает. Алик работает с 25 января на заводе им. Ленина оператором ЧПУ.
91
С Москвы прибыло приглашение на Всесоюзный методический фестиваль "Урок - физики", который состоится с 25 по 28 марта в городе Дубна, в СШ 6, и опять в районо отказались дать командировку. Но в последний момент все же дали. Алик оформил мне плакат "Урок-тест", для моего урока, который я там буду давать. Все пролетело быстро как в сказке. Встретился почти со всеми, кто был в Полтаве от Луганской области: С Асеевым И.Г., Ридченко А.Я. и Проказой А.Т. С Шейманом В.М. встретились как старые знакомые, я подарил ему свои тесты.
7 апреля не ел целые сутки и принимал курс трав по рецепту, предложенному профессором мединститута Добриным, внука которого я учу. Ночью вышло 12 камней! УЗИ показало, что камней больше нет. С 1 апреля в 3 раза подняли цены на основные продукты питания, лучше не стало, но люди озлобились. 25 апреля Валя вылетела в Биробиджан прощаться с Юрой. Он уезжает в Израиль. В школе проходила аттестация, мне предложили высшую категорию, даже С.С. голосовала за! Познакомился с новым директором СШ 57 Табачниковым Л.В. - его двоюродный брат в Тальном Коля, муж Валиной двоюродной сестры Розы. Очень интересный человек, хотелось бы с таким работать и дружить. Завод выделил Вале путевку в санаторий для Иры в Одессу. Пришлось много побегать за справками, освобождение

от экзаменов не дали. Дикость! Главврач 2-й детской больницы заявила, что раз операцию сделали, порока нет, можно сдавать в августе. 15 мая вечером прилетела Валя и в 5 часов ночи с Ирой на поезде выехали в Одессу. На мартовских каникулах мне предложили провести с учителями Жовтневого района урок на компьютерах в СШ 24. Урок состоялся без меня, впервые, наверное, в истории, т.к. я был в это время в Дубне. Проводил в 7 классах 7 мая чудо-урок: поле-чудес. Ученики целый месяц готовили задания: вопросы, кроссворды, загадки, шутки и т.п. Крутили стрелку, и она указывала цифру, по журналу находили фамилию под этой цифрой. Этот ученик задавал вопрос и в течение минуты кто-то отвечал. Урок прошел настолько интересно, что просили повторить. Первый приз был оценка 5 за год. 26 отметили мой день рождения. Профсоюз выделил мне путевку в дом отдыха Кременное на двоих с 5 по 19 июня. Правда, 13 придется приехать на экзамен. В Кременном хорошо отдохнули, прекрасный сосновый лес, озеро Подпесочное, лилии, все как в сказке. Мы с Валей жили в отдельном домике. Купались, загорали, катались на лодке, я ловил рыбу. Погода стояла чудесная. Ира хорошо отдохнула в Одессе, забрал ее Алик. Иру от экзаменов освободили, я добился справки через горздравотдел. С 23 по 29 июня я был в Киеве, работал над диссертацией, дома Ира помогала мне редактировать. Езжу по магазинам на велосипеде, добываю продукты, хоть цены и поднялись, лучше не стало. Очереди надоели до чертиков. Алик ушел с завода, решил устраиваться на шахту.
92
Много читаю художественной литературы. 27 июля вышел на работу, но на школе замок. Начал работать с 29, хожу дурака валяю, администрации нет, никто не отмечает явку и уход, что хочешь, то и делай. С 1 августа вводятся новые купоны и карточки - дожили! Из-за того, что приезжие все раскупают. Бездарное правительство продолжает разваливать государство.
Далее читать:
http://www.proza.ru/2015/05/17/641


Рецензии