3. Из истории подземелий

Тот Кто Сегодня За Сказочника
ПОДЗЕМНЫЕ БРАТЬЯ. ПРИКАЗ: УНИЧТОЖИТЬ!


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/05/15/80
               

После всего произошедшего в известном диггерском путешествии Дима, сам того от себя не ожидая, заинтересовался историей и особенностями подземной Москвы. Даже специально записался в библиотеку. Кстати, по наставлению своей бабушки. Всё, что не могла поведать ему она, можно было почерпнуть из книг и документов, имеющих к этому вопросу самое непосредственное отношение.
Буквально раза два в неделю Дима зависал в читальном зале, так как некоторые книги представляли из себя огромную ценность и раритет и просто-напросто для чтения домой не выдавались.
А вечерами, встречаясь с Викой, мальчик делился с нею интереснейшей информацией.
Так Вика узнала, что ещё во времена Английской буржуазной революции диггеры, или «истинные левеллеры» боролись за установление всеобщего равенства и ликвидацию частной собственности на землю. Они и не могли предположить, что их именем будет названо одно из интереснейших и необычных направлений «подземной деятельности» новейшего времени.

Уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий – это не только одна из самых тёмных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого её основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного, который изрыл всю Россию вдоль и поперёк. Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов.
Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нём могут быть скрыты многие клады наших предков.
Московские диггеры уже не единожды натыкались на Китеж-град, стены которого скрывают множественные тайны. Сейчас можно лишь догадываться о том, что находится внутри этой «страны». Наводкой служат те находки, которые обнаруживают копатели во время вылазок. Обычно это предметы утвари, части материалов, из которых предположительно могла быть сделана одежда и другие подобные вещи.

После смерти Ивана Грозного подземное строительство не закончило своё существование. Государь и не мог предположить, каких грандиозных масштабов достигнет его начинание в XX веке.  Метро, водостоки и прочие подземные коммуникации – это лишь видимая часть того, что было сооружено под столицей за последние десятилетия. В московском метрополитене существует много засекреченных мест – бункеров и других сооружений, – которые были запланированы ещё до его рождения.

Легендой стала и таинственная история библиотеки Ивана Грозного.
Зачем кому-то понадобилось прятать её в подземных кулуарах Кремля?
В общем-то, причина столь узкой локализации бесценного клада ясна. По известным политическим причинам проведение тщательных и обширных поисков в непосредственной резиденции российских самодержцев всегда было сопряжено с большими трудностями. Интересен тот факт, что, даже если исследования подземных тайников были санкционированы властью, довести их до конца ни разу не удавалось по разного рода причинам.
 
Так, в начале XVIII века к изучению и классификации подземелий Кремля приступал Конон Осипов, однако он скоропостижно скончался, не успев осуществить намеченные планы. В конце XIX столетия раскопками занялся князь Щербатов, но внезапно разразилась Первая мировая война с известными последующими событиями. В советское время исследовать подземелья Кремля пытался Стеллецкий, но и его работы вскоре были прерваны убийством Кирова и существенно изменившейся политической обстановкой в стране.
 
Государственная политика строительства значительных подземных сооружений была продолжена в XX веке. В эпоху безраздельного господствующего правления Иосифа Виссарионовича Сталина не только об исследовании, но и о существовании подземных сетей полезнее всего было просто забыть. Хотя бы для сохранения жизни. Поскольку в атмосфере непрерывного выявления и карания врагов народа повышенный интерес к подземельям трактовался отнюдь не двусмысленно – как заговор против советской власти. Более того, согласно указу 1947 года запрещалось какое бы то ни было несанкционированное посещение подземных объектов как естественного, так и искусственного происхождения, а в 1949-м был принят закон «О недрах». Из чего следовало, что недра страны были объявлены исключительной собственностью государства. Эти законодательные акты стали своеобразным индикатором уровня тоталитарности власти.
Однако, несмотря на свою неприкосновенность, мир подземных сооружений в тот период разрастался, даже если не принимать в расчёт грандиозный московский метрополитен, сооружавшийся под идейным руководством Сталина. Хитрый и осторожный диктатор, будучи чрезмерно подозрительным, питал слабость к всевозможным укрытиям, да и дела военные способствовали сооружению многочисленных подземных бункеров и тайных убежищ, объединённых переплетением очень длинных тоннелей.

А в свое время Хрущёв открыто заявлял о наличии целого подземного флота, термоядерные подземные корабли которого идут со скоростью пешехода…

Но политика политикой, а подземная же Москва представляет собой многоуровневое сложное сооружение. И всё это сделано руками человека. Огромное количество бункеров и подземных ходов – и львиная их доля была создана в двадцатом веке.
Всего у столичных подземелий четыре своеобразных этажа. Первый – подземные реки, водостоки, бункера. Второй – разветвлённая система московских коллекторов. Третий – система метрополитена. Четвёртый – спецтрассы.
Этажи эти не ровные, глубина каждого варьируется от местности. Первый уровень начинается прямо под асфальтом. Четвёртый – спецтрассы – проходит на глубине около 180 метров… Всё это огромное пространство пронизано нитями тысяч коллекторов общей длинной около 650 км!

А если же рассматривать подземные уровни, то их насчитывается двенадцать. А также ещё двадцать четыре подуровня подземных строений. Это метро и метро-2, объекты дренажа, очистные сооружения, плотины, водопады, дублирующие и бункерные системы, ядерные реакторы, эталонные шахты и многое другое.
К примеру, на десятом уровне располагаются неолитические пещеры, далее – Московское море, находящееся в гигантских карстовых полостях. На последнем уровне размещены некоторые экспериментальные проекты, о которых информация является строго засекреченной. Наиболее впечатляющими кажутся таинственные подземелья необозримой глубины и огромные рукотворные шахты.
Что на их дне – трудно сказать. Возможно, их дно упирается в карсты: там висит туман, туда стекают водопады мощнее Ниагарского…

Всё это, из упомянутого, свидетельствует о том, что Москва изрыта вдоль и поперёк.

Что же касается самих диггеров, то они не просто изучают подземелья. Психология глубин даёт о себе знать. Эти люди попутно создают необычные легенды и байки, собственную философию – философию глубин, свой мир, в котором действуют иные законы.
Некоторые из диггеров называют обычных столичных жителей «людьми поверхностного мира» и высказывают некоторое недовольство, когда их истории называют легендами. А ведь по их утверждениям становится ясно, что не раз они вместе со своими единомышленниками сталкиваются под землёй с удивительными явлениями. Одно из них это – крысы.

При упоминании о крысах Вика вздрогнула. Уж слишком свежи в памяти были недавние события.

– Крысы – это неотъемлемая часть подземной Москвы, – поспешил успокоить её Дима. – Но вот мутанты… Впервые с ними столкнулись в тоннелях, расположенных под зоопарком. Их размеры впечатляли, так как достигали семидесяти сантиметров в длину, не считая длины хвоста, и до тридцати –  в холке (это величина среднего фокстерьера).

Также Дима поведал, что в подземных ходах водятся не только гигантские крысы, перемещающиеся по тоннелям полчищами, но и мутировавшие насекомые, достигшие невероятных размеров.

– Дим, ты так увлёкся изучением подземелий, – сказала Вика, – что у меня невольно возник вопрос: уж не собираешься ли ты посвятить себя в дальнейшем диггерству?

– А что, всё может быть, – улыбнулся тот. – По крайней мере, перед практикой хорошо бы ознакомиться с теорией.

Этим вечером он решил созвониться со Стасом и обсудить кое-какие планы на ближайшее будущее.


ПРИМЕЧАНИЕ:
В данной главе использован материал Натальи Малаховой «Тайны московских подземелий»


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/05/17/82