Ч. 7 Эпизод из жизни капитан-лейтенанта Врубеля

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/05/05/2163


Над Феодосией в это время небо покрылось сполохами разрывов зенитных снарядов, метались лучи прожекторов – это наша авиация наносила отвлекающий удар. В ноль часов пятьдесят три минуты крейсер убавил скорость до 12 узлов и лёг на боевой курс.

Исходные данные для открытия огня командир штурманской боевой части (БЧ-1) капитан-лейтенант Захар Дмитриевич Кротов немедленно передал капитан-лейтенанту командиру БЧ-2 Або Юдовичу Врубелю.

Но на боевом курсе по крейсеру открыла огонь береговые батареи, пошли в атаку немецкие торпедные катера и самолёты-торпедоносцы. Корабли поджидали, противник подготовил им западню. Никакой внезапности не получилось. С лидера «Ташкент» открыли огонь, но орудия лидера были меньшего калибра, и его стрельба большого ущерба фашистам не могла причинить .

Контр-адмирал Басистый приказал стрельбу крейсера отменить и следовать полным ходом на юг. Для него теперь главным стало сохранение кораблей.

 По торпедным катерам и самолётам противника с крейсера открыли огонь из 100-мм орудий и 37-мм зенитных полуавтоматов. Атаки противника следовали одна за другой.

  В час двадцать семь минут корабль сотряс сильный удар. Одна из торпед, сброшенная торпедоносцем, попала в корму крейсера. В крейсер попали ещё две торпеды, но к счастью, по неизвестной причине они не взорвались. Один самолёт-торпедоносец был сбит и упал примерно в пятидесяти метрах от корабля.

Взрывом первой попавшей в крейсер торпеды оторвало двадцать метров кормы с рулём и рулевым устройством, до 262 шпангоута. Оторвавшаяся часть кормы тут же затонула. В кормовые отсеки стала поступать вода.

Зенитная артиллерия вела непрерывный огонь по самолётам, а 100-мм орудия по торпедным катерам. Из-за грохота выстрелов и сотрясения корпуса на командном пункте крейсера сначала не поняли, что произошло, ощутили лишь сильный толчок. После взрыва в рубке погас свет, но немедленно включился аварийный от аккумуляторов.

Отключились электроприборы и гирокомпасы. Рулевой исполнил команду командира крейсера закончить левый поворот, но крейсер продолжал циркулировать влево. Перестали работать машины.

Пока артиллеристы отбивались от торпедных катеров и самолётов противника, офицеры и матросы БЧ-5  в кромешной тьме, подсвечивая себе фонариками, нашли места, где были перебиты кабели, изолировали их. Не сделай они этого – пожар был бы обеспечен.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/05/06/596

На фотографии: зенитчики БЧ-2 крейсера "Молотов"