Миг жизни. Глава 2. Институт

Леонид Лещинский
1962-1966

10
 В июле 1962 мы с Я.Тамаркиным поехали поступать в Томск. В дороге мы познакомились со студентом худграфа Хабаровского пединститута Борисом Аренгаузом. Так как было жарко, дверь тамбура была все время открыта, и я любил сидеть на ступеньках и любоваться природой, пока мне в глаз не попала соринка, я долго мучился и только в Томске, в травмпункте мне сняли со зрачка мельчайшую пылинку. Это был дурной знак. В политехническом институте мне вернули документы из-за зрения. Я понес их в университет на нулевой факультет /секретный/, но там заставили проходить медкомиссию по зрению и мне написали: годен на историко-филологический.

   Но на экзамен по математике я пошел, на следующий день увидел себя в списках, хотя вроде все решил. И не знаю, толи не справился, толи из-за справки, но документы пришлось забрать. За день до экзаменов в комнате общежития, где я жил, предложили забрать документы, двоим, один немец, другой эстонец. Я поехал домой/ вообще-то я мечтал поступить на астрономический факультет МГУ, но папа отговорил меня, сказав, что это скучная работа, но я думаю, что он боялся, что я не поступлю/. Я уже собирался устраиваться на работу на завод, но объявили дополнительный набор в пединститут и родители начали меня активно уговаривать. Экзамены сдавал в Биробиджане, физику принимал Феликс, он работал в педучилище временно, / в армии его укусил клещ, он заболел энцефалитом, лежал в Хабаровском госпитале, и месяц мама сидела с ним после этого его комиссовали, и он некоторое время пожил дома/. Английский я сдавал на дому М.А. Кохман. Я тогда задумывался над вопросом, зачем при поступлении надо писать сочинение, ведь почти все списывают, т.е. жизнь начинается с обмана. Первый месяц учебы начался с повторения школьного курса, т.к. набор был слабый. Некоторые даже не знали что такое синус- это будущие учителя физики и математики. С первых же дней учебы я попал на станцию наблюдения за спутниками, которая была оборудована при пединституте. Начальником станции был В.А.Сорокин, инженером М.Н.Пышненко. У нас была дружная команда наблюдателей. В.Пьянков, В.Витченко, Б.Григорьев.
 Общежития мне не дали, так как я получал стипендию - 22 рубля. А по справке о зарплате родителей я относился к обеспеченным. Много пришлось походить в поисках квартиры. 
   Некоторое время я прожил у старухи в подвале, но меня оттуда попросили, так как должен был вернуться из армии ее сын. Я нашел новую квартиру в развалинах дома. Он шел под снос, и там оставалась одна квартира, состоявшая из одной комнаты и маленького проходного коридорчика, в котором сбоку помещался топчан, на котором я мог спать, за этот топчан я платил 10 рублей в месяц. Феликс сказал родителям, что первый год он будет содержать меня, и присылал каждый месяц 25 рублей, кроме того, что покупал мне одежду и на каникулы забирал к себе. На завтрак я съедал плавленый сырок с чаем, обедал в столовой, а ужинал, где придется.
 Помню, произошел со мной забавный случай. Иногда на наблюдения спутников мне приходилось ходить ночью, дорога от дома проходила сначала среди развалин, потом между двух высоких заборов. Однажды, когда я шел в полной темноте, услышал крик и топот, и в этот миг мне на голову что-то прыгнуло, я обомлел, но когда пришел в себя увидел убегающую кошку, которая напугалась криков и прыгнула с забора.
Лекции посещал регулярно, и первый семестр закончил успешно. Аналитическую геометрию сдал на 5 и математический анализ на 4. Начал заниматься гимнастикой. Первые два курса учился без троек и даже попал на институтскую доску почета. Меня наградили грамотой АС АН СССР  за участие во всемирных наблюдениях ИСЗ в1964 г.

 После окончания первого курса Феликс предложил мне полететь в Москву на экскурсию и я с радостью согласился.
20-21 июля 1963 года  в  Москве прошёл Матч СССР — США по лёгкой атлетике, который окончился со счётом 189:147 в пользу сборной СССР . Эти матчи вызывали огромный интерес и получили в прессе название «матчи гигантов». О первом матче 1958 года на ЦСДФ был снят получасовой документальный фильм (режиссёр — А. Я. Рыбакова). На матче 1963 года присутствовал Н. С. Хрущёв — его пригласил приехавший в Москву для переговоров Аверелл Гарриман. Нам посчастливилось побывать на этих интересных соревнованиях. А при выходе даже конную милицию видели.
Мы посетили Государственную Третьяковскую галерею— московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
Смотрели музей-панораму «Бородинская битва» — исторический музей в Москве, посвящённый Отечественной войне 1812 года, где смотрели панораму Бородинского сражения работы художника Франца Рубо, коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редкой книги, нумизматическую коллекцию и предметы снаряжения и вооружения.
Посетили на ВДНХ круговую панораму,  разработанную в СССР. Кругорамная кинематографическая система, использующая 11  35-мм киноплёнок для создания изображения с горизонтальным углом обзора 360°. В зрительном зале, расположенном внутри цилиндрического экрана отсутствовали сидячие места и зрители смотрели фильм стоя. Когда показали на экране лодку, причем мы видели спину рулевого, было полное впечатление, что мы несемся по воде и, когда моторка резко накренилась, я чуть не упал на Феликса. В этом фильме  Людмила Зыкина пела песню "Течет река Волга".
Побывали мы в Кремле. Большой интерес вызвала у нас оружейная палата, которая является частью комплекса Большого Кремлевского дворца.  Размещается она в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.  Там мы смотрели на веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств, а также древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства. В музее демонстрировалось около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века.
Показали нам царь-пушку и царь-колокол.
Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она была изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890 мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
 С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

После окончания экскурсии мы решили навестить папиного двоюродного брата Лазаря Поляк, таксист, узнав, что мы с Дальнего Востока, сделал вид, что не знает где находится Гоголевская улица и долго возил по Москве, содрав с нас 25 рублей.
Дальше наше путешествие продолжилось в Киеве. Остановились мы у папиной сестры тети Фани. Больше всего мне запомнились посещения Софийского собора и Киево-Печерской лавры.
Софийский собор - христианский собор в центре Киева. Это памятник украинской архитектуры и монументальной живописи второй декады 11го века (1011-1018). Это одно из немногих сохранившихся построек времен Киевской Руси. Это самая древняя христианская церковь, полностью сохранившаяся в восточнославянском регионе. Рожденный в эпоху христианизации Руси, он стал колыбелью киевского христианства, государственности и культуры, развитие которых осуществлялось под знаком покровительницы мира Софии Премудрости. 
Киево-Печерская лавра – уникальная православная святыня, основанная в 1051 году монахами Антонием и Феодосием. Располагается она в центральном районе украинской столицы, на правом берегу реки Днепр. Вся территория монастыря раскинулась на двух живописных холмах, заняв площадь 30 гектаров.  Туристов больше всего привлекают  пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса.  Киево-Печерская Лавра включает в себя -удивительный собор, стройные колокольни, множество церквей.
И закончилось наше турне в Ялте, где мы хорошо отдохнули. Потом Феликс улетел в Совгавань, а я опять в Киев, где встретился с родителями, возвращавшимися из Кисловодска и вместе с ними вернулся домой, полный впечатлений.

 11

    Продолжив учебу я записался в философский кружок, которым руководил А.В.Васильков, параллельно вел наблюдения за переменными звездами и даже сделал для этого звездный фотометр, как потом выяснилось, на таком материале вполне можно было защитить кандидатскую диссертацию. С 1963 года стал членом общества "Знание", читал лекции о применении искусственных спутников Земли в школах, на предприятиях. На третьем курсе стал пропускать занятия, но больше стал работать в краевой научной библиотеке. На втором курсе мне дали общежитие, но перестали платить стипендию, родители посылали мне каждый месяц 60 рублей. Жил я в общежитии возле института, как наблюдатель в комнате наблюдателей и инвалидов, т.к. это было общежитие не физмата, а химбиофака и худграфа. Жизнь в общежитии была буйной и интересной. По вечерам в коридоре тушили свет, ставили свечки и устраивали танцы. В подвале общежития у нас был красный уголок, мы решили организовать там студенческое конструкторское бюро. С большими трудностями добились этого, установили столы, сделали проводку, добыли необходимые приборы. Было очень удобно, днем паяли схемы, а вечером приглашали девчат на свидание.
Помню один забавный эпизод, на лабораторной работе по физике подошла ко мне сокурсница и спросила, как зажечь электрическую дугу, я решил пошутить и сказал что спичкой. Она подошла к преподавателю и попросила у нее спички, а когда та узнала зачем, чуть со стула не свалилась. Потом еще лет десять рассказывала о студенте Лещинском, который предлагал зажечь дугу спичкой. На госэкзамене она пыталась меня завалить, очень обижена была. Я в институтской газете раскритиковал ее за плохую работу по вовлечению студентов в научную деятельность.
Я был членом комитета ВЛКСМ института. Запомнил два персональных дела. Студент художественно-графического факультета украл с японской выставки носки, как он объяснял, его заинтересовал оригинальный узор на носках. И две студентки факультета иностранных языков на демонстрации бросили портрет Ленина, и по нему прошлась вся колона института. Всех троих исключили из комсомола, а это означало автоматическое отчисление из института.
Это было сложное время, с одной стороны торжество идей социализма, с другой стороны появление оппозиции в области литературы и искусства. Как то я пришел на диспут, организованный на худграфе об абстрактном искусстве. Помню яркое выступление Бориса Аренгауза, который уже закончил институт и работал преподавателем, критиковавшего так называемый соцреализм. Он говорил  о чистом искусстве, в котором содержание и форма – объект эстетического наслаждения, а не политический комментарий. С другой стороны на лекции по истории преподаватель Давыдов критиковал А.И.Солженицина. Говорил о том, что он воспевает предателей и врагов в произведении «Один день Ивана Денисовича». На лекциях по Научному коммунизму Лектор Топоев заявлял, что неправильно говорить, что Волга – великая русская река, так, как там живут многие народы: мордва, тувинцы и т.д. Помню, как на экзамене я спросил у него: "Вот философия, политэкономия, история, я понимаю это науки, а что это за наука «Научный коммунизм?» Он разъярился и выгнал меня с экзамена. Так как я был членом комитета ВЛКСМ института и висел на доске почета, его вызвали в деканат для объяснения и после этого он пригласил меня на пересдачу и даже  поставил оценку «хорошо».
В Хабаровске в здании бывшей церкви устроили планетарий и нас с В.Витченко пригласили в качестве первых лекторов. Помню такой случай, семинар по астрономии у нас был четвертой парой, а в это время у меня лекция в планетарии была. Преподаватель М.Н.Пышненко решил вместо занятия повести мою группу в планетарий. Уселись они, ждут, и тут я захожу, мне говорят, быстрее садись, чего опаздываешь, сейчас лекция начнется. А я мимо прохожу и к пульту направляюсь. Немая сцена.
Регулярно помещал свои корреспонденции в печатной малотиражке "Советский учитель". Редактором был А.А.Жарковский, он преподавал английский язык и был собкором в «Суворовском натиске».
Я стал членом совета НСО института. Дважды  выступал на студенческих научных конференциях, на втором курсе даже занимался тяжелой атлетикой и один раз выступал на краевых соревнованиях, помню, что на талоны, которые мне выдали мы всей комнатой пошли в столовую. Летом, когда общежитие закрывалось на ремонт, а станция продолжала работать, мы перебирались на крышу института. Там у нас была установлена палатка с телефоном, приемником, электрической плиткой, а одно время я даже жил там один и когда вечером поздно гулял в городе, чтоб не беспокоить вахтера поднимался на крышу на пятый этаж по пожарной лестнице.

12

 Когда в 1965 году мне исполнилось 20 лет, мы решили всей комнатой пойти в ресторан. Очень хорошо отметили, выпили порядочное количество водки и уже направились домой. Вдруг за одним из столиков я увидел своего одноклассника, который учился в политехническом институте. Он, узнав, что у меня день рождения, пригласил за свой столик. Мои ребята ушли домой, а я решил еще немного посидеть. После второй рюмки у меня закружилась голова. Я извинился, сказал, что выйду на улицу подышать. На улице я направился в сторону противоположную общежитию по улице Карла Маркса в сторону Амура. Один мой знакомый потом мне рассказывал, что очень удивился, увидев, как я стремительно иду по улице, расталкивая прохожих. Потом я оказался в парке и направился в туалет. Когда я вышел, в парке было пусто. Я присел на скамеечку перед парком, и, очевидно, выглядел подозрительно. Ко мне подошел милиционер и спросил что со мной. Я ответил, что все в порядке, живу в доме напротив, вышел подышать. Потом я оказался в автобусе, который привез меня на вокзал. Оттуда я пешком отправился в общежитие. Мы жили на первом этаже, помню, что попытался влезть в окно и отключился. Ребята, увидев меня в окне, втащили в комнату. Этот день рождения запомнился мне на всю жизнь.

   После окончания института у меня было три возможности. Я получил предложение работать на ионосферной станции, в глухой тайге за 200 км от ближайших населенных пунктов, мне предложили идти директором планетария, но без представления жилья и была мысль остаться на кафедре философии, но для этого нужно было быть коммунистом. В результате после уговоров заведующей ОБЛОНО Калединой я поехал в Биробиджан учителем. Дальше идут записи, которые я делал на протяжении многих лет, начиная с августа 1966.
Читать дальше:
http://www.proza.ru/2015/05/08/1431