Непревзойдённый шедевр в мраморе Cristo velato

Алина Алексеева-Маркезин
Скульптура Джузеппе Санмартино (1753 год) «Христос под плащаницей»,Cristo velato.

        Побывав  в Капелле Сан Северо,в Неаполе ,захотелось подробнее узнать о сокровищах,которые там хранятся.Есть одна статуя,которая вызывает восхищение каждого,кто её посмотрит.Это статуя  Cristo velato-Христос под плащаницей.Скульптура Джузеппе Санмартино(1753 год) .

О скульптуре.

            Скульптура является  признанным  шедевром  барочного  искусства, вызывающим восторг у многочисленных посетителей, начиная от Антонио Кановы (известно, что он говорил о своей готовности отдать десять лет жизни, чтобы стать автором этого произведения) до Рикардо Мути (поместил изображение Христа под плащаницей на обложке своего альбома с записью «Реквиема» Моцарта).


              Плащаница полностью покрывает, но не скрывает Тело Христа, только что снятое с креста. Лёгкие небрежные складки впопыхах наброшенного полотна подчёркивают торжественный покой умершего Спасителя и одновременно протестуют против противоестественной безжизненности.

           Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу. Снятому с креста Телу ещё не придали привычную для усопшего позу — ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

           Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с Телом лежат орудия его Страстей — терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о Его исключительных страданиях за всех людей. Но одновременно с этим,тело лежит на обычном матрасе, а под голову положены две подушки, в отношении евангельских событий образующий поразительный анахронизм, напоминающий об общей участи всех людей — некогда умереть и так же лежать на смертном одре.Это один из самых известных шедевров КАПЕЛЛЫ САН- СЕВЕРО В НЕАПОЛЕ.

О Капелле САН СЕВЕРО.

      Капелла была построена на территории имения семьи Сангро не позднее 1590 года. Капелла является вотивным храмом в честь образа Богородицы «Пьета» , построенным в честь двух чудес, произошедших от этого образа.
             О первом из них упоминает в своей книге Чезаре д’Энгенио Караччоло уже в 1624 году: некий невинно обвинённый человек, закованный в цепи, проходил мимо дома Сангро и увидел, что часть садовой стены осыпается, и на её месте появился образ Богородицы.

            Потрясённый узник поклялся в случае своего оправдания поднести этому образу серебряный медальон. Этот человек был в скором времени оправдан и исполнил обет.
         В скором времени случилось второе чудо: после молитвы перед этим образом получил исцеление хозяин дома — Джованни Франческо Паоло де Сангро, первый князь Сан-Северо. В знак благодарности князь построил на месте явления образа     маленькую часовню Санта-Мария-делла-Пьета.

   Окончательный вид капелла приобрела в результате реконструкции, предпринятой Раймондо де Сангро (1710 — 1771), седьмым князем Сан-Северо, в1749 — 1767 годах.

            Обладая широкими познаниями в химии, литературе, философии, артиллерии, военной стратегии и многих других областях человеческих знаний, князь Раймондо лично руководил перестройкой капеллы. Он приглашал художников и скульпторов, определял темы их будущих произведений, продумывал размещение скульптур в капелле, создавал новый состав для красок и цемента.
         В результате капелла Сан-Северо приобрела вид законченного, продуманного в целом и мелочах, единого произведения искусства, отразившего широкие познания и масонские убеждения своего создателя.

         Помимо захоронений своих родителей и предков, Раймондо де Сангро обустроил в капелле гробницы для себя, своих сына и невестки.
            Усыпальница последующих поколений семьи Сангро должна была размещаться в специально обустроенной крипте. Но наследники князя Раймондо по неизвестным причинам не продолжили развитие капеллы, так что она сохранилась в том виде, в каком её оставил Раймондо де Сангро де Сан-Северо.

Надгробие на могиле матери.

             Антонио Коррадини в 1752 году и представляет собой надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690 — 1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов. Коррадини, неоднократно изображавший до этого людей, закутанных вуалью или тканью, достиг здесь вершины своего творчества. Ткань, как будто став влажной от масляных испарений от светильника, элегантно и естественно облегает женское тело.

              Ткань настолько тонка, что подобна невесомой паутине, и должна поддерживаться на фигуре с помощью пояса из роз. Взгляд в сторону, невыразимая лёгкость позы, увядшее древо под ногами, разбитая мраморная плита с эпитафией- всё это, наряду с тканью, подчёркивает, что жизнь изображённой женщины должна была оборваться слишком рано.

           Основными идеями памятника стали, с одной стороны, уверенность князя Раймондо в совершенствах и добродетелях матери, с другой же, вечная боль оттого, что он никогда не знал женщины, подарившей ему жизнь ценою собственной.              Невыносимая боль от невозможности простого человеческого общения с умершей матерью подчёркнута рельефом в основании статуи — здесь представлена сцена «Не прикасайся ко Мне» (встреча воскресшего Христа с Марией Магдалиной).

Надгробие на могиле отца.Избавление от чар.

              Ещё более сложной аллегорией является памятник ( отцу князя Раймондо — Антонио де Сангро (1685-1757). Итальянское название этого монумента Disinganno часто переводится на русский как «Разочарование», но не в нынешнем общепринятом значении, а в церковнославянском — «Избавление от чар»

                «Избавление от чар» (после 1757 года) выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски.

        Антонио де Сангро после смерти своей юной жены вёл беспорядочную и даже разгульную жизнь, оставив своего сына Раймондо на воспитание деду. Поняв бессмысленность такого прожигания жизни, Антонио раскаялся и впоследствии принял сан священника.

                Аллегорически это преображение представлено в виде человека, разрывающего сковывавшую его сеть — символ греха. Ангел, помогающий человеку, несет на своём челе огонь — символ веры и одновременно просвещённого человеческого разума(поэтому пламенем горит не сердце, а именно голова). Одновременно ангел попирает глобус, представляющий здесь обманчивые человеческие страсти и похоти.

          Писание, открытое к зрителю, содержит латинские цитаты из пророка Наума («И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву» ),
   Премудрости Соломона («Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла»  и первого послания к Коринфянам(«Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» )


    Посетив капеллу САН СЕВЕРО, пришла к выводу,что князь Раймондо Сан Северо был большим оригиналом и ценителем прекрасного.Но его интересы были очень разносторонними.

         Подлинные интересы князя Раймондо лежали в научной сфере. Среди его изобретений:
   ружьё, работавшее как на порохе, так и на сжатом воздухе,
   лёгкая пушка, по дальности выстрела превосходившая существовавшие    артиллерийские орудия.
    Гидравлический насос, позволявший накачивать воду на любую требуемую высоту,
тонкая водонепроницаемая ткань,
   экипаж-амфибия, перемещавшийся по суше и воде,
  «вечный свет» (предположительно на основе фосфоресценции),метод цветной печати.
Книга по военному искусству, написанная князем, снискала одобрение Фридриха II Прусского.

Здесь можно увидеть иллюстрации других скульптур капеллы Сан Северо.http://maxpark.com/community/6782/content/2244553