Военная сказка. 6. Срочная служба

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/06/1118



                «А для тебя, родная,
                Есть почта полевая…
                Прощай, труба зовёт,
                Солдаты, в поход!..»


       Как меняются приоритеты с годами, с новыми поколениями людей, с изменением идеологии и политики государства! Ушедший в историю XX век – не исключение. Какой разброд и шатание в умах и сердцах людей! От «железного занавеса» СССР в 50-80-е до ничем не оправданного «пацифизма» Ельцинских либералов в «лихие» 90-е. Вседозволенность сердюковских «реформ», чуть не похоронившая обороноспособность страны, и отрезвляющий холодный ушат натовско-обамовских экономических и военных санкций, заставивший повернуться лицом к Армии…

       Казалось бы, тяжелейший опыт нашей страны, те лишения, которые она испытала в прошлом веке, пройдя горнила четырёх войн и бесчисленного количества «малых» войн и военных конфликтов, - всё это должно бы уже на генном уровне откладываться в российском обществе, в понимании не только необходимости, но и святости воинской службы, а в головах чиновников – в постоянном поддержании обороноспособности страны на должном уровне.

       За более чем столетнюю историю страны, при средней численности населения России 130 – 140 миллионов человек (1897 г. – 129 млн. чел.; 2012 г. – 143), она потеряла на полях сражений по оценкам наших историков (от Г.Кривошеева и Д.Волкогонова до А.Руцкого и Б.Соколова) от 15 до 30 миллионов своих воинов.

       А что такое высокий воинский дух, понимание святости защиты своей земли, и, как результат, одержанные одна за другой победы - все мы наглядно наблюдаем на примере созданных регулярных воинских формирований Донецкой и Луганской народных республик.

       Ещё 140 лет назад, в период царствования Императора Александра II, военным министром Д.А.Милютиным была разработана  и проведена военная реформа, согласно которой была введена всеобщая воинская повинность, охватывающая всё мужское население страны и распространявшаяся на представителей всех национальностей России.

       В начале XX века срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск – 4 года, во флоте – 5 лет.

       После окончания Великой Отечественной войны был принят закон о новых сроках службы: в Сухопутных войсках и ВВС – 3 года, ВМФ – 4 года, а в 1968 году его сократили до 2 и 3 лет соответственно, выпускникам же институтов, не получивших военной подготовки, - 1 год. С 2008 года срок службы, вне зависимости от рода войск и вида Вооружённых Сил составляет 1 год.


       …12 ноября 1970 года.
       На мандатной комиссии при военкомате в Североморске (а этот город, как известно, - база и главный штаб  Северного Флота) я, на моё счастье, был определен не на флот, а в военные строители. И предстояло мне отслужить там один год, как получившему высшее образование.

       Карантин я проходил в Школе сержантов при «Северовоенморстрое», где готовили младших специалистов для строительных частей. Отчасти мне повезло, что я не попал в плавсостав, в экипаж какого-нибудь корабля, где пришлось бы служить не год, а два (т.к. в те годы на флоте служили три года, вместо двух на суше). Но и служба военным строителем – это тоже был отнюдь не «подарок»! Объясню – почему.
 
       1970 год был для армии, и её строительных частей по-особому переломным. Армия перешла на новую форму одежды: вместо повседневных гимнастерок старого (ещё военного) образца, с нагрудными карманами, были введены новые, с отложным воротником, нижними боковыми карманами и пришивными погонами. Парадная форма тоже резко отличалась от старой – жесткого, закрытого «под горло» глухого  кителя со стоячим воротничком, пуговицами в два ряда, разрезом сзади на кителе и двумя пуговками на этом разрезе. Новая «парадка» была похожа на обычный хороший гражданский костюм, с отложными обшлагами, наличием рубашки с галстуком, а главное – брюками навыпуск, под ботинки (а не эти вечные сапоги – главный армейский символ и повод для вечных обидных насмешек).

       Вторым новшеством, касающимся только строительных частей, был их перевод на армейскую систему. Ранее не было военно-строительных частей, а были некие полувоенные формирования, и служившие в них срочнослужащие назывались «строитель военного призыва». Они были одеты в солдатскую форму, но погон и знаков различия не носили.

       А в 1970 году для них ввели звание «военный строитель – рядовой», одели на них солдатские погоны, ввели институт сержантов, а главное – их денежное довольствие приравняли к солдатскому – 3 руб. 80 коп. (до этого военные строители, получавшие, в отличие от обычных солдат и матросов, заработную плату – предмет особой зависти со стороны последних, ежемесячно половину её получали на руки, а вторую им зачисляли на книжку. Вот уж где были самоволки, пьянки со всеми вытекающими последствиями и вечной головной болью для командиров и начальников!).

       И, наконец, третьим, самым неприятным новшеством было официально принятое решение о призыве в строительные части ребят после отбывания наказания за решеткой. В итоге, лично в той части, где мне пришлось прослужить почти год, бывших «зэков» было около половины личного состава. К этому надо прибавить еще то, что вообще традиционно в строительные части брали не самых образованных и «друживших с законом» на «гражданке» ребят. И, если приложить ко всему сказанному то, что мне ко дню призыва исполнилось уже 22 года, а вокруг были 18-летние мальчишки, то можно составить полную картину того, в каком военном сообществе я оказался в ноябре 1970 года.


       Мои дорогие читатели!
       Совсем недавно я, охваченный ностальгией по своей военной молодости, написал рассказ об этом времени. Мне казалось поначалу, что память сохранила мало воспоминаний о том времени: как-никак прошло уже почти сорок пять лет. Но я счастливо ошибался: блуждая «по волне моей памяти», я, к своему удивлению, много припомнил. А потому поспешил поделиться своими воспоминаниями с Вами.

       Приглашаю Вас на ознакомление с моим «Корабликом» - думаю, он многим напомнит и о Вашей военной юности. Тем более, что тот год оказал большое влияние на мою дальнейшую военную судьбу…

       http://www.proza.ru/2015/02/08/674

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/31/524