Глава 15. Человек, как уже деньги

Валентин Левин
    (Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2014/12/23/675 )

    Любая целесообразная деятельность, после того, как её цель уже определена, начинается с решения человека отдать себя ей, пожертвовать  собою - на время - в обмен на цель этой деятельности.

    В этом решении человек выступает, как универсальный эквивалент, способный деятельно отдаться достижению цели, - выступает как Деньги, отдаваемые ради ценности, являющейся целью этой отдачи.

    Любая деятельность осуществляется, только если есть человек, в неё вложенный, играющий для неё роль  непосредственно Денег.

    Если для обеспечения некоторой целесообразной деятельности нужны дополнительно комплектующие условия, - ресурсы, как продукты других дел, - то Человек  должен, по идее, отдать себя и этим смежным делам.

    Чтобы не отдать себя всему, что комплектует начатую деятельность, он вынужден изобретать себе, как истинным деньгам, заместителей.

    Золото, доллары и т.д. есть, в историческом итоге, лишь суррогатные заместители человека, изобретённые быть инструментами его освобождения от необходимости отдаваться всем смежным делам.

    Универсальная способность и универсальный ресурс, - Человек - есть прямая и истинная форма Денег.

    И, обратно, истинные Деньги – это Человек. Все иные формы денег – лишь суррогаты, его замещающие.

    На роль суррогатных заместителей денег годится всё, что можно навязать кому-нибудь  в обмен на то, что нам требуется.

    Реальное общество начиналось от первобытного коммунизма, где хозяйство племени состояло из общего имущества.

    Общие объекты племени на роль обменных эквивалентов не годились, - годились лишь индивидуально присвоенные вещи, - а ими были военные трофеи, захваченные силой.

    Главными трофеями сначала, в силу неразвитости производства,  были пленники, - прежде всего, женщины. Из-за них и вспыхивали войны.

    Поэтому, первыми заместителями Человека, как Денег, стали другие люди.

    Человек-захватчик распоряжался ими, пуская их, вместо себя, в дело – либо как рабов-работников, либо отдавая их другим в обмен на то, что требовал себе.

    Он мог и вернуть пленников на родину, требуя за них выкуп. Так сложилась одна из целей военной деятельности – добыча пленников, как уже Денег.

    Причем, человек-захватчик и сам выступал, как Деньги - навязывал себя и свои военные услуги в качестве эквивалента, за который требовал дань.

    Поэтому, первая экономическая формация, в которой общество явило себя целостной цивилизацией, оказалась строем работорговли и рабовладения.

    Этот строй  - лишь фаза становления денег, как сущности, отделившейся от человека в качестве средства, отдаваемого им вместо себя в обмен на требуемую ценность.

    По свежей памяти порождения денег из Человека, древние греки считали, что человек есть истинная мера всех вещей  (7).

    Эта истина сосуществовала с невольничьими рынками, где главными деньгами и главными товарами были люди.

    Общественное разделение труда стимулировалось изобретением денег и навязывалось деньгами, используемыми в качестве формы оружия, заменявшего явное порабощение вымогательством дани за  навязанные услуги.

    Так, наряду с натуральными хозяйствами землепашцев, скотоводов, рыболовов и т.д., по мере формирования территориальной общины  и с развитием городских ремесел, сразу развивались и сугубо денежные хозяйства, это:

    - военные дружины, навязывавшие своё военное покровительство деревням, городам и купцам в качестве формы денег в обмен на дань и кормление, а также добывавшие у окрестных племен пленников, дань  и трофеи, как уже деньги;

    - государства, чеканившие суррогатные деньги из золота и серебра;

    - купцы, менялы и ростовщики, превращавшие в деньги всё, – и продукты, и нужду в продуктах.

    Деньги, как внутренняя сущность Человека, выходя и отделяясь от него, порождали обмен и многоотраслевое общество, связывали мир денежными узами разделённого труда (11).

    Развитие обмена и разделения труда, обратно, развивало Человека, вычленяя в нём всё новые и новые способности, свойства и потребности, углубляя общение людей и развивая их язык, как инструмент схватывания, анализа, синтеза, изобретения и заселения в него всё новых и новых общественно-культурных сущностей.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/23/654 )