Глава 16. От ценности к цене

Валентин Левин
ЧЕЛОВЕК, КАК УЖЕ ЦЕННОСТЬ И ПРОСТРАНСТВО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
(Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2014/12/23/666 )

     Выше мы рассмотрели человека, как уже общество, уже производство, уже рынок и уже деньги.
     Теперь рассмотрим ценности человека, а затем и его самого, как ценность и опишем пространство его реализации.

1. ЦЕННОСТЬ
     Целесообразная деятельность начинается с установления цели, как той ценности, ради которой в данную деятельность отдается человек, его личное время и замещающие его деньги, - то, что далее будем именовать средствами.

     Ценность и есть та цель, ради которой отдаются средства.

     Например, ценностью является вовремя и уместно поданный обед.
Причем обед, поданный не вовремя и не уместно, хотя и тот же самый по составу пищи, ценностью не является и может быть отменен, а пища – выброшена на помойку.

     Этот пример показывает, что существенными атрибутами ценности является её предназначенность, своевременность, уместность и востребованность.

     Предназначенность означает наличие культурно-производственного или культурно-потребительского обряда или ритуала, являющегося частью образа жизни человека, как объективной общественной культуры, воспроизводящей регулярный спрос на ценность данного рода.

     Например, обычный  семейный завтрак, обед или ужин есть регулярный ритуал, выполняемый по определенной программе действий.

     Уместность и своевременность означают наличие требований к месту и времени появления ценности в событийном контексте конкретного обряда или производственного процесса соответствующей культуры.

     Востребованность равносильна удовлетворению требования, чтобы данная ценность была представлена в нужном месте и вовремя, в количестве реального спроса на неё, и не более того.

     Всякая ценность, отличная от человека, ценна не сама по себе, а своей ритуальной предназначенностью. Так, ценность золота освящена успешностью ритуалов его обмена на любые ценности.

     Стремясь к достижению любой цели, человек всегда имеет в виду ритуал применения (использования) достигнутой цели, как тот смысл, ради которого предпринимается целесообразная деятельность.

      Этот смысл, в конечном счете, сводится к первичным человеческим ценностям, то есть, к человеку, к его самоутверждению, как высшему ритуалу.
 

2. ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ

      Потребительная стоимость есть предмет определенного качества, способный, в определенных соотношениях с другими предметами, быть носителем ценности.

     Например, такова пища, подаваемая на блюдах в составе обеда.

     Одна и та же потребительная стоимость, как продукт, сообразно обстоятельствам времени, места и культурно-производственного назначения, может быть носителем разных ценностей.

     Например, одна и та же гайка может быть элементом крепежа в руках автослесаря, либо грузилом в снастях рыбака, либо игрушкой в руках ребёнка.

     При изменении назначения вещи, меняется и её ценность, хотя ни её физические качества, ни затраты на неё, как продукт, нисколько не меняются.
 

3. СТОИМОСТЬ

     Стоимость есть величина, измеряющая ценность, как цель, в единицах отдаваемого за неё (либо затрачиваемого на неё) средства. Так, стоимость обеда может выражаться величиной, скажем, 300 рублей.

     Из данного определения и ранее сказанного о Деньгах вытекает, что:

     1) деньги, как универсальное средство реализации целесообразной деятельности, выполняют функцию меры стоимости,

     2) ценность, измеренная в денежной единице, приводится, тем самым,  к единой мере со всеми, измеренными деньгами, ценностными смыслами, так что:

     3) установление стоимости есть процесс соизмерения всех ценностей, претендующих на человека, в единицах денег, как заместителей человека, то есть, в единицах сущности человека, поэтому:

     4) стоимость, как денежная величина, выражает вовсе не сумму затрат производства данной ценности, а долю человека, как сущностной природы денег, выделяемую под власть данной ценности, поэтому:

     5) сумма всех стоимостей, которыми обладает данный человек, выступает как его богатство, измеряющее текущую общественную ценность человека, как деятельного субъекта.


4. ЦЕНА

     Цена есть ритуальная величина, измеренная в  каких-либо деньгах и приписываемая натуральной единице  потребительной стоимости  как предмета, предназначенного к продаже.

     В силу предназначения к продаже, предмет рассматривается, как меновая ценность, то есть, как форма денег.

     Цена, в этой связи, есть частный случай стоимости, - а именно, она измеряет меновую ценность предмета.

     Поскольку всякий предмет, предъявленный к обмену, выступает,  как деньги, постольку, по экономической сути, цена есть обменный курс  обмениваемых денежных суррогатов.

     А теперь перейдем к рассмотрению самого человека, как ценности.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/23/639 )