М. А Волошин в современной школе

Сергей Михайлович Заяц
               
                .
          В этом году культурная общественность будет вспоминать, ушедшего из жизни 80 лет назад, замечательного поэта, художника, философа и религиозного мыслителя Максимилиана Волошина. Современники отмечали удивительный дар собирания вокруг себя людей этого человека. Практически всю свою жизнь он провел в Коктебеле, небольшой болгарской деревушке, зажатой между горой Карадаг и черноморским побережьем Восточного Крыма. Это удивительное место сегодня с легкой руки поэта возродило свое древнее название – Киммерия. Волошин по праву считается создателем мифа о Киммерии.
         Недаром Марина Цветаева называла Максимилиана Александровича мифотворцом. В какой-то степени это осложняет восприятие художника современному неискушенному читателю. Но не в этом причина замалчивания такого крупного поэта, каким является Максимилиан Волошин. Известный практически каждому культурному деятелю Серебряного века он в то же время не вписывался в рамки привычного культурно-исторического пространства. Будучи человеком глубокой культуры, Волошин абсолютно не подходил под ясные идеологические штампы, которые составляли сущность советской эпохи. Он не был сторонником какого-либо лагеря, он – плоть от плоти мировой культуры, ее феномен. В век, когда требовалось быть гражданином, Волошин оставался поэтом, стоявшим над схваткой.
        Сегодня, когда в наше сознание стали возвращаться фундаментальные ценности, присутствие волошинского творчества более чем кстати. Это присутствие видится необходимым на всех возрастных этапах познания. Известно, что история нашего становления неразрывно связано с мифологическим отношением к бытию. Миф является частью нашего личностного и общественного сознания. А.А. Потебня писал: «Мифическое мышление на известной степени развития – единственно возможное, необходимое, разумное;  оно свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, стоящим на известной степени развития мысли; оно формально, т.е. не исключает никакого содержания: ни религиозного, ни философского и научного» [3;с. 260].
       Поэтому совершенно естественно использовать волошинские тексты в школьной программе, начиная уже в среднем звене. Знакомя учащихся с античной литературой, необходимо в ткань современного урока вписывать размышления русского поэта Серебряного века. Окунаясь в мир гомеровских фантазий, учитель вполне правомерно может предложить своим подопечным поэтический рассказ о древней Киммерии, которая представлялась древним эллинам загадочной страной, близкой к аду.
       Надо признать, что детское сознание более восприимчиво к фантасмагории, чем к реальной истории. Это сознание созидает свой уникальный миф познания действительности. В эту действительность вносится детским сознанием им преображенная реальность. Чтобы эта реальность не принимала искаженные формы и требуется мифотворчество Максимилиана Волошина, вводящего своего читателя в аполлинийскую грусть и аполлинийскую радость. В данном контексте правомерно знакомить ребят с волошинским стихотворением «Дэлос», где происходит узнавание античного мира, своеобразного античного мировосприятия бытия. Было бы уместным представить художественные работы поэта, где перед читателями явлен зримый образ так любимой им Киммерии, прекрасного побережья Восточного Крыма.
       Однако философский разговор о Волошине, как мыслителе,  в сегодняшней школе следует начинать, когда сознание ребенка находится в переходном возрасте (14-15 лет). В этот момент необходимо детское сознание направить или перенаправить в русло русской культуры.
       От античной мифологии происходит восхождение к мифологии русской, неразрывно связанной с библейским преданием. Здесь уместно остановиться на анализе волошинского стихотворения «Китеж», где мастерски используется Максимилианом Волошиным мифология и библейская лексика («Неугасимый пламень», «благовест церквей», «помилуй Бог»). Указанные слова соседствуют с мифологемами («светлояр», «огнищан», «нетопырь», «Китеж»). Но есть концепты, которые можно отнести и к мифу, и к библейско-церковному преданию: «Ни Сергиев, ни Оптина, ни Саров», «Огней бесовская игра», «Святая Русь покрыта Русью грешной», «зовет призывный и нездешний / Подводный благовест церквей»,  «изветчик и наушник», «постельничий и клюшник», «Гнездо бояр, юродивых, смиренниц», «Антихрист – Петр», «вздернувши на дыбу», «Анафем церкви одолев оковы, / Повоскресали из гробов», «Землей взыскующей любви», «От угольев погасшего пожара / Затеплит ярую свечу».
       Широко используя народно-библейскую лексику, киммерийский художник в историческом разрезе показывает черно-светлый лик России. Этот Светлый лик, к счастью или, к сожалению, ушёл в подводный Китеж, «на дно серебряных озер». Оживают народные легенды о Китеж-граде. Эта легенда есть внутренняя психологическая суть русского человека, верящего в праведный Град Божий. Собственно, это веру поддерживал и поэт.
       М. Волошин верил, что его Россия – это Неопалимая Купина. Феологический огонь, опаляющий и воздвигающий Вселенную, в ядре своем имеющем Россию. Находясь в огне, поэт призывает Русь молиться, взяв крест и трон, ибо «на дне души гудит подводный Китеж – / Наш неосуществленный сон!»
       Сон – этот тот миф, в котором рождается существо человека, выковываются формы Божественного лика. И эти формы, так уж повелось на Руси, выковываются в огненном урагане.  Поэт верит, что как народ еврейский был спасен после явления Бога в Купине Моисею, так и Русь, пройдя через огненные испытания, обретет Правду и Любовь. Сегодня, когда происходит возвращение к фундаментальным ценностям, к Традиции, волошинское понимание действительности становится ближе и понятнее.
       Можно говорить о проникновении М. Волошина во внутренний мир русского человека, его древний и первичный образ, сформированный сказочным Китеж-градом. Именно в мифах происходит понимание мироздания. М. Волошин писал: «Мир  действительности, брезживший перед глазами человека, осознавался в сказках и мифах» [1; с. 351]. К древнему мифу, с глубокой верой в него, обращался поэт. Китеж, скрытый под водой, явился возвращением в  более древний миф, когда формировалось славянское сознание.
       В стихотворении «Китеж» художник соединил древние мифологические, фольклорные и библейские традиции: арийские, ведические, славянские, эллинские и христианские. Становление универсальной духовности – вот цель.
       Именно преображение действительности представляет собой важнейшую задачу нынешнего образования. Волошинское творчество в духе преображения! Не использовать этот дар было бы непростительной ошибкой. Размышляя  о творчестве поэта, Э. Менделевич писал: «В поэзии Волошина всегда большую роль играли литературно-мифологические и религиозные образы. Чаще всего он обращался к двум мифологическим системам: античной и библейско-христианской. Это не случайно: именно на этих основах и поныне базируется европейская культура. Для Волошина эллинское начало воплощало чувственное богатство мира, неисчерпаемую возможность соприкосновений с ним – эстетических и интеллектуальных. Библейское же (точнее – христианское) начало открывало ему то, что лежит за пределами непосредственно воспринимаемого: эстетическое содержание бытия, гуманистическую заданность истории» [2; с.61].
       Понимание данных фактов приведет к осознанию поэтического и философского дара М.Волошина, которого его современник Георгий Шенгели называл «поэтом космической пышности», в себе совместившего историю, литературу, геологию и теургию:

И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

       Теургический аспект творчества Максимилиана Волошина уместно изучать в 10-11 классах, когда учащиеся глубоко познакомятся с философскими и богословскими исканиями представителей Серебряного века. Следует обращать внимание на особое отношение киммерийского художника к такому философскому понятию, как лик. «К лику стремится искусство. К лику стремится красота». «Во всех исканиях безобразного… Ликом познается безликое». «Все ищет в себе лика и безобразный мир стучится в душу художника, чтобы через него найти в себе свое воплощение». «Человек, поднявшийся в самосознании до творчества, воплотивший себя в ярком художественном образе, может сохранить, спасти свой лик для других поколений, запечатлеть его в зеркале их понимания. Человек – та мгновенная точка, через которую одна вечность перетекает в другую, мгновение становится вечностью и вечность мгновением». Отсюда следует, что «в лике высшая тайна» [1; с. 594].
        Сегодняшняя школа остро нуждается в открытии личности, в понимании ее неповторимости и уникальности. В этом отношении чрезвычайное значение имеет обращение учащихся к такому к такому гениальному памятнику русской культуры, как «Лики творчества». В них собраны интереснейшие наблюдения над творческими личностями эпохи, даны критические и литературоведческие оценки. Любопытно, что сам Волошин писал, что «критика должна быть положительной. И как таковая она и является «самым интимным видом исповеди».
       В этом ее смысл и право на существование» [1;с. 646].
       Поиск положительной реальности настраивает молодое поколение на узнавание Истины, что неизбежно ведет к осмыслению своего личного участия в жизнетворческом процессе Бытия. Кругозор расширяется, приходит понимание фундаментальных ценностей: Дом, Семья, Отечество, Традиция.
       Если данные ценности станут смыслом жизни молодого поколения, то мы, действительно, воспитаем человека с большой буквы. Именно быть Человеком призывал Максимилиан Волошин своих читателей.
       В практической жизни школы это необходимо осуществлять на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях по литературе и художественному творчеству. Примут ли дети участие в творческом процессе познавания? Безусловно, примут. Утверждаю, что абсолютно каждого интересует его личная история. Эта личная история узнается через историю культуры, частью которой является великий русский поэт, художник и мыслитель Максимилиан Волошин. Но для этого необходимо, чтобы в школе присутствовала Личность учителя, способная ответить на запросы учащихся. И дело не только в высокой профессиональной подготовке учителя, должен быть человек, ищущий свое место в мироздании, способный не только научить, но и осуществить то, чему научил.
                Список литературы:
1. Волошин, М.А. Лики творчества. – Л: «Наука», 1988.
2. Менделевич, Э. «Пойми простой урок моей земли…»/ Статьи о Максимилиане Волошине /  – Орёл, 2001.
3. Потебня, А.А. Слово и миф. – М.: Изд. «Правда», 1989.