ПРЕДИСЛОВИЕ:
Этот мой исторический очерк, посвященный 200-летию нашего гениального поэта и писателя Михаила Лермонтова публикуется под названием ПОГИБ ПОЭТ в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК №20 (212), за 16–31 октября 2014 г., с.15. Однако там он будет в несколько сокращенном виде, поэтому я решил сделать подарок читателям сайта ПРОЗА.ру и размещаю сегодня этот рассказ в полном виде с собственными коллажами. Кроме того, по просьбе редакции газеты, известный московский художник - Аида Лисенкова-Ханемайер, написала к 200-летию Лермонтова новый портрет поэта (холст, масло, 40*50). В отличие от старых портретов, на данном холсте Михаил Юрьевич изображен не в парадном виде, а в свободной позе – в момент творческих раздумий. С одобрения Аиды я размещаю здесь в Части-1 этот портрет.
В 2014 году вся Россия 15 октября отмечает 200-летний юбилей со дня рождения нашего гениального поэта и выдающегося литератора – Михаила Лермонтова. Ведь, вместе с Александром Пушкиным, он возглавляет самую почетную когорту российской творческой интеллигенции 19-го столетия.
Причем, самое удивительное в его жизни заключается в том, что всего за 13 лет творчества он оставил нам в наследство: замечательный роман «Герой нашего времени», более тридцати великолепных поэм, сотни талантливых, если не сказать – гениальных стихотворений и эпиграмм, а также целый ряд интересных статей и других публицистических произведений, не говоря уже о рисунках и переписке.
Однако биографию Михаила Лермонтова вспоминали в наших СМИ уже столько раз, что, по случаю его 200-летнего юбилея хотелось бы сосредоточить внимание читателей на чем-то более актуальном, чем даты и количество произведений.
Кстати говоря, еще в школьные годы, когда до меня впервые дошли подробности гибели Лермонтова во время дуэли в возрасте даже не Иисуса Христа, а на гораздо более раннем жизненном этапе, я был шокирован! В голове не укладывалось, как наша страна в просвещенном 19-м веке могла настолько не ценить своих творцов? Однако Российская Империя в лице правящих кругов и светского общества поступала с «золотым творческим фондом» страны именно так, как она это делала с Пушкиным, Лермонтовым и другими выдающимися людьми той эпохи! Вот, только, всегда ли это делалось сознательно? Об этом стоит подумать…
Известно, что наш гениальный поэт и литератор Александр Пушкин, благодаря доставшимся ему африканским генам отличался вспыльчивостью, был человеком «кипучих страстей», ценителем женского пола, порядочным задирой и великолепным стрелком. Причем, несмотря на то, что в годы его творческой зрелости дуэли в Российской империи официально находились под царским запретом, смертельные поединки между дворянами происходили тогда довольно часто.
По сравнению с дуэлями европейскими, российские поединки отличались повышенной жесткостью (нередко - даже жестокостью)условий, приводившей время от времени к смертельным исходам или увечьям для обоих дуэлянтов. Обычно, во время дуэлей применялись 2-3 вида холодного оружия, либо пистолеты, но дело было не в оружии, а в условиях поединков.
Так, например, во время российской дуэли на пистолетах дистанция обычно составляла от 3 до 15 шагов, что оставляло мало шансов для ее участников на обыкновенный промах. Кроме того, в России использовались еще и такие «убойные новшества», как дуэль над пропастью (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в лермонтовском романе «Герой нашего времени) и т.п.
А, вот, наказания за ранения или убийства на дуэлях в пушкинские времена особой суровостью не отличались. Например, офицеру, смертельно ранившему на поединке своего противника, грозили только лишь разжалование в рядовые с последующим быстрым восстановлением или ссылка на Кавказ в зону военных действий.
Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/16/117
Рисунок - портрет Лермонтова кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер
Другие мои произведения на данном сайте:
Двойной портрет Пушкина и Натали - история и политика http://www.proza.ru/2014/06/09/1691
К 85-летию Василия Шукшина - публицистика http://www.proza.ru/2014/09/08/1803
Вхождение в образ Гоголя - публицистика http://www.proza.ru/2014/04/27/1783