Гениальный забияка Михаил Лермонтов. Часть-1

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Этот мой исторический очерк, посвященный 200-летию нашего гениального поэта и писателя Михаила Лермонтова публикуется под названием ПОГИБ ПОЭТ в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК  №20 (212), за  16–31 октября 2014 г., с.15. Однако там он будет в несколько сокращенном виде, поэтому я решил сделать подарок читателям сайта ПРОЗА.ру и размещаю сегодня этот рассказ в полном виде с собственными коллажами. Кроме того, по просьбе редакции газеты, известный московский художник - Аида Лисенкова-Ханемайер, написала к 200-летию Лермонтова новый портрет поэта (холст, масло, 40*50). В отличие от  старых портретов, на данном холсте  Михаил Юрьевич изображен не в парадном виде, а в свободной позе – в момент творческих раздумий.  С одобрения Аиды я размещаю здесь  в Части-1 этот портрет.


В 2014 году вся Россия  15 октября отмечает 200-летний юбилей со  дня рождения нашего гениального поэта и выдающегося литератора – Михаила Лермонтова. Ведь, вместе с Александром Пушкиным, он возглавляет самую почетную когорту российской творческой интеллигенции 19-го столетия.

Причем, самое удивительное в его жизни заключается в том, что всего за 13 лет творчества он оставил нам в наследство: замечательный роман «Герой нашего времени», более тридцати великолепных поэм,  сотни талантливых, если не сказать – гениальных стихотворений и эпиграмм, а также целый ряд интересных статей и других публицистических произведений, не говоря уже о рисунках и переписке.

Однако биографию Михаила Лермонтова вспоминали в наших СМИ уже столько раз, что, по случаю его 200-летнего юбилея хотелось бы сосредоточить внимание читателей на чем-то более актуальном, чем даты и количество произведений.
 
Кстати говоря, еще в школьные годы, когда до меня впервые дошли подробности гибели Лермонтова во время  дуэли в возрасте даже не Иисуса Христа, а на гораздо более раннем жизненном этапе, я был шокирован! В голове не укладывалось, как наша страна в просвещенном 19-м веке могла настолько не ценить своих творцов? Однако Российская Империя в лице правящих кругов и светского общества  поступала с «золотым творческим фондом»  страны именно так, как она это делала  с Пушкиным, Лермонтовым и другими выдающимися людьми той эпохи! Вот, только, всегда ли это делалось сознательно? Об этом стоит подумать…

Известно, что наш гениальный поэт и литератор Александр Пушкин, благодаря доставшимся ему африканским генам отличался вспыльчивостью, был человеком «кипучих страстей», ценителем женского пола, порядочным задирой и великолепным стрелком. Причем, несмотря на то, что в годы его творческой зрелости дуэли в Российской империи официально находились под царским запретом, смертельные поединки между дворянами происходили  тогда довольно часто. 

По сравнению с дуэлями европейскими, российские поединки отличались повышенной жесткостью (нередко - даже жестокостью)условий, приводившей время от времени к смертельным исходам или увечьям для обоих дуэлянтов. Обычно, во время дуэлей применялись 2-3 вида холодного оружия, либо пистолеты, но дело было не в оружии, а в условиях поединков.
 
Так, например, во время российской дуэли на пистолетах дистанция обычно составляла от 3 до 15 шагов, что оставляло мало шансов для ее участников на обыкновенный промах. Кроме того, в России использовались еще и такие «убойные новшества», как дуэль над пропастью (вспомним  дуэль Печорина и Грушницкого в лермонтовском романе «Герой нашего времени) и т.п.

А, вот,  наказания за ранения или убийства на дуэлях в пушкинские  времена особой суровостью не отличались. Например, офицеру, смертельно ранившему на поединке своего противника, грозили только лишь разжалование в рядовые с последующим быстрым восстановлением или ссылка на Кавказ в зону военных действий.

Продолжение  http://www.proza.ru/2014/10/16/117

Рисунок - портрет Лермонтова кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер

Другие мои произведения на данном сайте:

Двойной портрет Пушкина и Натали - история и политика http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

К 85-летию Василия Шукшина - публицистика  http://www.proza.ru/2014/09/08/1803

Вхождение в образ Гоголя - публицистика  http://www.proza.ru/2014/04/27/1783