Об организации марша войска татар по Муравскому шляху известно весьма мало. В частности остается открытым вопрос о том на какие участки был разделен шлях и где татары располагались на отдых.
При изучении документов 16-17 века нами было обращено внимание на совпадение в двух текстах:
В росписи польских дорог (1590-е) сказано:
А Карпово сторожевье место высоко пришла гора клином а стоить на реке на Ворскле. А от Ворскла к Муравской дороге пришло поле чистое а поперег его до Муравской дороги версты с 3 и по речкам по Ворсклу и по Везенице против Карпова сторожевья крымской царь и большие люди идучи ставятца на станех.
Это же место упоминается при описании набега 19 августа 1644 г.:
"пришед против Карповского острожка, полдневали, стояли многое время. А стояли они в степи в шатрах и в палатках длиною возле Ворскла верст на 5 и больше, а шириною версты на полторы и больше".
Логично заключить что поля между Карповым сторожевищем и верховьями Везелки (Везеницы) были местом постоянной татарской стоянки.
Возможно она делалась по следующим причинам:
1. после сложного двойного поворота на участке от балки Орловка (http://www.proza.ru/2014/08/26/1029)
2. перед перестроением войска в предбоевой порядок и отделения коша
3. плановая остановка у водопоя.
В качестве отправной точки для поиска татарской стоянки может быть выбран участок Белгородской засечной черты пересекающей Муравский шлях (50°41'5"N 36°20'32"E) с ориентиром на Карпово сторожевище ( 50°43'4"N 36°17'22"E).
За недостатком времени автор лишь посетил это место проехав по гребню водораздела (говоря языком 16 века "по гряде"). С этого участка Муравского шляха отличный вид на долину Ворсклы (Карпов) и долину Северского Донца (Белгород). Как и на участке Щетиновка-Орловка на ключевых точках гребня насыпаны курганы.
Вопрос о татарской стоянке между Карповым и Белгородом позволяет по новому взглянуть на историю этих мест. Очевидно что возведение Белгорода и Карпова, а затем строительство черты повлияло на организацию движения татарского войска.
Cтрочка из описания набега 1644 г: "пришед против Карповского острожка, полдневали, стояли многое время. А стояли они в степи в шатрах и в палатках..." отсылает нас к терминам более поздних эпох: бивак и привал.
Основными критериями при выборе места для бивака служили удобство сообщения, наличие источников питьевой воды, выгодная оборонительная или наступательная позиция. Интересно что большой привал совершался после преодоления более половины перехода. А Курско-белгородский регион как известно лежит на полпути из Крыма в Москву.
Для того что-бы обнаружить стоянку потребуются дополнительное изучение местности и особенностей движения протяженной конной колонны.
На фото вверху: "кукуруза" вид в сторону Белгорода, "пшеница" вид в сторону Карпова сторожевья.
Более подробно в блоге угримблогпост