Почему тормозят реформы в России. Часть 3

Михаил Корольков
Продолжение статьи. Начало http://www.proza.ru/2014/08/04/1694

ЭКОНОМИКА

В российской экономике как всегда две проблемы, но не «дураки и дороги», а климат и коррупция. Россия самая холодная страна мира. Тем, кто не верит, я опять порекомендую книгу А.П. Паршева «Почему Россия не Америка». По словам автора в российской промышленности в структуре цены продукции вклад зданий, сооружений, энергии составляют 65%, а скажем на Филиппинах всего 15%. Поэтому, утверждает автор, Россия заведомо проигрывает в конкуренции с остальным миром. На первый взгляд это утверждение похоже на правду. История показывает, что изоляция России неизбежно ведет к росту внутреннего промышленного производства. И наоборот, открытая экономика влечет рост импорта с разорением национальной промышленности.

Совсем недавно, в начале 90-х годов, отмена государственной монополии внешней торговли положило промышленность на лопатки. И наоборот, в кризис 1998 года отсутствие валюты привело к сокращению импорта и росту внутреннего производства.

Если взять советские времена, то сталинский «железный занавес» совпал с гигантским ростом производства и значительным повышением уровня жизни советских людей. А развитие внешнеэкономических связей даже в рамках социалистического лагеря принесло в СССР промышленный застой.

Вопрос конкурентоспособности России чрезвычайно важен для определения путей дальнейшего развития. Поэтому рассмотрим его подробней, не принимая на веру чьи-то мнения.

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Как Вы наверняка знаете ключевой показатель конкурентоспособности это соотношение цена/качество. Есть и другие факторы вроде маркетинговой политики, кредитного рейтинга компании, наличие дистрибьюторской и сервисной сети, но для анализа принципов мы не будем их учитывать. Мы даже еще упростим модель, выбросив из нее качество, и сосредоточившись на конкуренции цен.

Отпускная цена изделия складывается из себестоимости производства, накладных расходов и прибыли предприятия. Напомню, что себестоимость, то есть собственно затраты на производство изделия, включает в себя затраты на материалы и комплектующие, заработную плату и амортизацию оборудования. Этого достаточно чтобы произвести конкретную вещь, но мало для существования предприятия в целом.

Предприятие несет общие расходы: нужно ремонтировать, освещать, отапливать здания и сооружения. Содержать руководство, бухгалтерию, конструкторское бюро, инструментальный и транспортный цех, работников склада, охрану и другие службы. Наконец нужно платить налоги и сборы. Такие общезаводские расходы называются накладными, закладываются в цену продукции и задаются в процентах от себестоимости. В современных методиках расчета цены налоги принято включать в себестоимость. Но мы «по-советски» отнесем их к накладным расходам для удобства анализа, ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

И наконец, любое производство затевается с целью получения прибыли. Причем прибыль не должна быть маленькой иначе неинтересно весь сыр-бор затевать, положи деньги в банк и лежи - плюй в потолок да получай проценты. Прибыль должна быть минимум выше процентов по депозитам, а при привлечении заемных средств выше процентов по кредиту.

Еще в советское время мне довелось составлять несколько договоров на оказание услуг, не думайте, что тогда только план был, денежки тоже считали. Я посчитал расходы на выполнение работы (себестоимость) и получилось, скажем, 8.000 тогдашних советских рублей. Понес в экономический отдел. Экономисты меня поправили на 200% накладных расходов и 12% прибыли, такие нормы были в СССР.

В итоге заказчику был выдвинут счет в размере не 8.000 рублей, а 26.880 рублей где:
Себестоимость: 8.000 рублей.
Накладные расходы (200%): 8.000*200/100= 16.000 рублей.
Прибыль предприятия (12%): (8.000+16.000)*12/100= 2.880 рублей.
Итого (отпускная цена): 8.000+16.000+2.880= 26.880 рублей.

Заметим, что основная часть цены заключена не в себестоимости и тем более не в прибыли, а в накладных расходах.

Теперь посмотрим на самую конкурентоспособную страну мира Китай. На счет норм прибыли в Китае ничего не знаю – это коммерческая тайна. А вот накладные расходы в Китае приводит тот же Паршев – 50%. Между прочим, на Филиппинах вообще 15%.

Сейчас зарплаты в российской глубинке и в Китае почти сравнялись, поэтому положим и равные себестоимости производства. Норму прибыли тоже возьмем 12%. Посчитаем условно отпускную цену китайского предприятия (в рублях):

Себестоимость: 8.000 рублей.
Накладные расходы (50%): 8.000*50/100= 4.000 рублей.
Прибыль предприятия (12%): (8.000+4.000)*12/100= 1.000 рублей.
Итого (отпускная цена): 8.000+4.000+1.000= 13.000 рублей.

Цены различаются в два с лишним раза 26.880 рублей и 13.000 рублей. Теперь скажите, какая вещь будет продаваться при равном качестве?

Открою Вам одну коммерческую тайну, как говорили мне в доверительной беседе знакомые экономисты, в современной России накладные расходы уже не 200 «советских» процентов, а больше - до 300-400%.

Из нашего короткого расчета можно сделать главный вывод - при нынешнем уровне накладных расходов о конкурентоспособности нашей промышленности говорить не приходиться. Заодно становиться понятным такое явление как бегство капиталов – кто станет вкладываться в заведомо нерентабельное производство. Капитал движется туда, где можно работать с прибылью. Движется неизбежно, и обратно капитал может вернуться только под дулом автомата. Также очевидно, что всякие игры с курсом рубля, ценой на энергоресурсы, льготным кредитованием отдельных отраслей незначительно влияют на конкурентоспособность промышленности, так как это считанные проценты, а уменьшать цены нужно в разы.

Паршев объясняет повышенную величину накладных расходов в России исключительно сложными климатическими условиями, то есть большими расходами на капитальные здания и сооружения на отопление и освещение и тому подобными вещами. Трудно определить составляющие накладных расходов в России и в Китае, но попробуем обойтись без этого. Вспомним, что Советская Россия стояла ровно в тех же климатических условиях и в ней накладные расходы составляли 200%.

Надо также учесть, что советские предприятия несли социальную нагрузку: строили дома, поликлиники, профилактории и пансионаты, пионерские лагеря. А потом содержали их за счет собственных средств. Еще предприятия проводили социальные выплаты - оплачивали больничные листы и пособия. На все это уходила большая часть накладных расходов предприятия. Таким образом, реально накладные расходы, за вычетом «социалки», были много ниже – скажем процентов 80. Несмотря на отдельные проблемы, нельзя считать тогдашнее хозяйство неэффективным. Поэтому можем посчитать некую «идеальную» цену нашего условного российского товара. Заметьте, что мы учли относительно худшие природные условия России.

Себестоимость: 8.000 рублей.
Накладные расходы (80%): 8.000*80/100= 6.400 рублей.
Прибыль предприятия (12%): (8.000+6.400)*12/100= 1.728 рублей.
Итого (отпускная цена): 8.000+6.400+1.728= 16.128 рублей.

Получается, что в неких идеальных условиях цена будет отличаться не в разы, а всего лишь на 25% (13.000 и 16.128 рублей). А с учетом того, что иностранный товар нужно везти через границы издалека, а свой «под носом», с учетом конвертации валюты туда и обратно разница в розничных ценах будет еще меньше. И российская промышленность теоретически может быть конкурентоспособной, во всяком случае внутри страны, если ей будут созданы идеальные условия.

ПОЧЕМУ ЖЕ НА РЕАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В РАЗЫ БОЛЬШЕ?

В нашем идеальном примере не были учтены налоги. Советские предприятия налогов не платили (зато тащили «социалку»), государство, как собственник, довольствовалось одной прибылью. Гайдар снял с предприятий социальные расходы, зато навесил на них налоги. Это - Налог на Добавленную Стоимость (НДС), который сегодня равен 18% и самое страшное Единый Социальный Налог (ЕСН) его величина 34%. Есть еще Налог на Доходы Физических Лиц (НДФЛ) размером 13%, но он входит в зарплату персонала и отдельно в расчетах мы его учитывать не будем. Также не будем учитывать налог на прибыль (20%), так прибыль лишь небольшая часть цены в абсолютных цифрах этот налог не велик.

В нашей идеальной схеме налоги не учитывались. Посмотрим, как измениться цена с учетом официальных налогов. Сначала посчитаем ЕСН, который сейчас называется отчислениями во внебюджетные фонды. Для этого примем, что зарплата производственного персонала равна половине себестоимости (8.000/2=4.000), а прочего персонала половине накладных расходов (6.400/2=3.200). Учтем ЕСН и НДС отдельными строчками.

Себестоимость: 8.000 рублей.
Накладные расходы (80%): 8.000*80/100 = 6.400 рублей.
ЕСН (34%): (4.000+3.200)*34/100 = 2.448 рубля.
Прибыль предприятия (12%): (8.000+6.400+2.448)*12/100 = 2.022 рублей.
Цена без НДС: 8.000+6.400+2.448+2.022 = 18.870 рублей.
НДС: 18.870*18/100 = 3.397 рублей.
Итого (отпускная цена): 18.870+3.397 = 22.267 рублей.

Итак, мы практически вернулись к конкурентоспособности времен монополии внешней торговли. Поэтому существует только две возможности создать конкурентные условия для промышленности, либо заградительные пошлины по 100% на весь импорт, либо значительное снижение налогов на промышленность – другого не дано.

На деле же ситуация еще хуже. Кроме «белых и пушистых» ЕСН и НДС предприятия несут уйму «серых» расходов: на сертификацию продукции, лицензирование деятельности, проверку экологического состояния, пожарной безопасности и т.д. Как я это называю, развлекают чиновников. Люди, которые работают на предприятиях и в организациях с советских времен, видят, как распухли всевозможные управления и как исхудали производственные подразделения. Там где раньше сидела одна тетка с гроссбухом и справлялась с работой, теперь целое подразделение с оргтехникой и не справляется. Может быть, они работают и не хуже, просто отчетности много и она чрезвычайно запутана. Советская бюрократия по сравнению с нынешним чиновничеством – чистые неформалы! Но если граждане оббивают пороги кабинетов власти, тратя свое личное время, то за общение с чиновниками по производственным вопросам расплачиваются владельцы предприятия.

И наконец, в накладные расходы входит любимый объект борьбы властей всех уровней – коррупция. Дело в том, что в России любое действие возможно только по особому разрешению властей. Власть это чиновники, которые могут дать делу ход, а могут и притормозить его. Могут и вообще отказать, сославшись на некий пунктик запутанного российского законодательства. Могут запретить работы, оштрафовать и даже лишить свободы на многие месяцы по своему усмотрению, и никакого решения суда им для этого не нужно. «Слуги народа» априорно правы, а «хозяева» заранее виноваты, такая вот «презумпция виновности»! Политики-либералы предлагают подавать на чиновников в суд. Но это хлопотно, дорого, долго, да и не факт, что толка добьешься, будь хоть трижды прав. Поэтому гораздо проще и выгодней быть с чиновником в дружбе. Банальная денежка в конвертике, на которую ведут охоту спецслужбы, относительно редкий и не самый большой элемент коррупции. Существует целая система коррупционных действий, чрезвычайно законных и абсолютно недоказуемых. Скажем, льготная продажа чиновнику части акций предприятия, использование материалов и комплектующих «некой» фирмы. Можно устроить «на теплое местечко» нужного человечка, и так далее и тому подобное. Но все это в накладные расходы попадает.

И КАК ЖЕ ВСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЕЩЕ НЕ ЗАГНУЛАСЬ?

Один из способов держаться на плаву в таких сумасшедших условиях - завести себе Бренд. Продукция с Брендом покупается по ценам в несколько раз выше рыночных в расчете на надежную гарантию качества. При таких высоких ценах производителю собственно плевать на накладные расходы и разные поборы главное ему поддерживать высокое реноме своего товара. К сожалению, Бренд нужно растить и лелеять многие годы, и в России таких предприятий раз, два и обчелся.

Другой способ выживания – помощь государства. Льготные кредиты, освобождение от налогов и самое лучшее – его величество Госзаказ. Чиновники платят предприятиям не свои деньги, а казенные – их не жалко. Могут и в пятикратном размере заплатить, а вот откат он уже в их личный карман идет. В бытность свою президентом страны, начиная борьбу с коррупцией, Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что разворовывается до 50% бюджета. Много воды утекло с тех пор, много комитетов и комиссий создано, много законов написано, множество людей посажено, а всякие злоупотребления процветают и множатся.

И наконец, третий способ – уход в тень, в подполье. Если продукция не учтена, значит ее вроде, как нет, а поэтому не надо за нее налоги платить. Единственно только мзда чиновникам и полиции, чтоб не замечали. Неудивительно, когда в подполье «варят» какое-нибудь наркотическое зелье или подакцизные водку и сигареты. Но дико когда нелегально шьют одежду, пекут пирожки или лущат горох. Нелегальная экономика России оценивается в 40%, то есть почти половина экономики в тени. Это не надо понимать как 40% нелегальных предприятий. Предприятие может вполне иметь официальный адрес, производственные корпуса, персонал и даже выпускать легальную продукцию. А скажем в ночную смену тихо клепать левые, иначе контрафактные товары. Причем, скорее всего и легальные и контрафактные товары будут абсолютно одинаковы по качеству – перенастраивать каждый день и каждую ночь производственные линии себе дороже.

Повсеместно используются схемы ухода от налогов и возврата НДС как с использованием лазеек в законодательстве, так и путем искажения отчетности. За искажение отчетности сажают, а лазейки пытаются латать законодатели. Каждая заплатка еще больше запутывает законодательство и создает новые лазейки, чем живут как депутаты государственной думы, так и специалисты по оптимизации налогообложения.

Мне по-человечески жалко и предпринимателей и чиновников. Жить по совести не позволяет система, а бороться с совестью очень трудно. Совесть человеческую как не глуши, а она все одно пробивается. Человек перманентно чувствует, что ведет себя дурно. Если и не поймают, что тоже не исключено – даже министров уже судят, то все равно душа или, как говорят индийские арии, карма чернеет. А это телесные и душевные болезни не только самому, но и всякие уродства в потомстве. Но о морально-нравственной стороне дела поговорим позже.

Мы до сих пор рассматривали только промышленность, похожие проблемы и в других отраслях экономики: сельском хозяйстве, сфере услуг, энергетике и на транспорте. Но, как я говорил выше, мы не станем отбивать хлеб у экономистов - писать полноценные программы, а только укажем направление и покажем принципиальные возможности таких реформ.

НАЛОГИ И СБОРЫ.

Для начала давайте определимся, чего мы хотим от экономики России. Я никогда не ставил экономику самоцелью, а всегда рассматривал ее как одно из средств здорового и гармоничного развития человека. Как говорил Махатма Ганди: «Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний». Но сегодня, когда российским обществом исповедуется идея социального государства, вряд ли у нас с Махатмой найдется много сторонников.

Поэтому, экономической целью страны, во всяком случае на ближайшее время, можно считать рост внутренней экономики.
Первое, что необходимо сделать, это определить стратегическое направление развития. В целом существует только два варианта развития. По первому варианту следует изолировать российскую экономику от мировой, второй вариант резкое снижение налогов.

Рассмотрим, чем грозит стране резкое снижение налогов. Что касается НДС, то как ни странно от его отмены в отношении отечественных товаров выиграют все, разумеется, кроме коррупционеров и их подельников. Данная мысль требует пояснения.

В 2013 году в бюджет было собрано налогов на добавленную стоимость 3.539,0 млрд. рублей, причем товары, произведенные на территории РФ, дали 1.868,2 млрд. рублей, а НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, составил 1.670,8 млрд. рублей, то есть примерно половину всего НДС. Выплачено же только из бюджета на поддержку экономики 1.849,3, а с учетом внебюджетных фондов 3 281,7 млрд. рублей. То есть одной рукой государство изъяло деньги из экономики, а другой влило их же обратно. Сам собой напрашивается «нулевой» вариант – отмена НДС и одновременно отмена льгот. При этом выбрасывается целая сфера деятельности государства, упрощается законодательство, уменьшается число чиновников.

Кроме того, чем меньше инстанций проходит поток финансирования, тем менее он «усыхает» дорогой. Вспомните, при советской власти большая часть «социалки» замыкалась на уровне предприятия, под присмотром демократических институтов: завкома, профкома, народного контроля за которыми в свою очередь присматривали партком и ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Важно учесть еще и чисто психологический момент. Для работников предприятия «социальные деньги» почти свои, заработанные собственным трудом, все участвовали «в горячке с ишачкой» по выполнению плана, видели отгрузку продукции и т.д. «Свои трудовые» каждый ценит и знает им счет. А скажем московскому чиновнику такие деньги были бы «халявой». К «халяве» и отношение халявное, миллиончик - туда, миллиардик – сюда. Потом, все знают, чем большая сумма проходит через руки, тем сильнее искушение.

В подтверждение сказанного, рассмотрим гипотетический примерчик. Скажем, на некие нужды центральной власти требуется 25 рублей и местной власти тоже 25 рублей. Положим собрано и отправлено в центральный бюджет 100 рублей налогов. По «норме Медведева» столичные чиновники украли 50% суммы. Из оставшейся суммы в 50 рублей они ассигновали 25 рублей на нужды центра, а остальные 25 рублей отправили местной власти. Местные также по «норме» украли 50% (12,5 рублей) и осталось всего 12,5 рублей на местные нужды при потребности в 25 рублей. В результате получился дефицит местного бюджета в размере тех же 12,5 рублей. Теперь положим, что не все налоги ушли в центральный бюджет, а половина (50 рублей) осталась на местах. Центральная власть украла половину (25 рублей) и второй половины им как раз хватило, чтобы профинансировать расходы центра (тоже 25 рублей). То же самое на местах - 25 рублей (50%) украли и 25 рублей пустили в дело. В результате дефицита ни центрального, ни местного бюджета нет, «и овцы пьяны и волки целы». Чем меньше инстанций проходят средства, чем прямее их путь, тем меньше их пропадает дорогой.

Вы скажете, что пример надуманный. Может быть. Но обратите внимание, последние годы центральный бюджет сходиться с завидным постоянством, а у местных вечные проблемы. Но это не все, предположим, что налога вообще нет. Тогда у производителя останутся лишних 100 рублей, из своего кармана он заплатит 25 рублей за услуги центральной и 25 рублей за услуги местной власти, сам у себя никто не ворует. Все расходы профинансированы да еще сэкономлено 50 рублей. На самом деле экономия еще больше, ведь человек тратит свои деньги, поэтому озаботится поиском оптимального по соотношению цена/качество заказчика. Чиновник же тратит деньги чужие, поэтому такие вопросы его не очень заботят. Общество однозначно выигрывает, правда проигрывают чиновники.

Если в части НДС мы убедились, что его отмена для отечественных предприятий будет только на пользу экономике. То с ЕСН все не так просто. Дело в том, что данный налог наполняет три важнейших внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Причем наполняет только на половину, вторую половину доплачивают бюджеты разных уровней, что обошлось в 2013 году в колоссальную сумму около 3 триллионов рублей. Примерно столько же было собрано ЕСН. Для сравнения все доходы государственного бюджета России в 2013 году, включая НДС, составили 13 триллионов рублей, профинансировать фонды за счет бюджета нереально.

Хотя отменить ЕСН невозможно, нужно стремиться к его снижению. Замещать выпадающие доходы можно увеличением налогов на собственность физических лиц: дома, автомобили и тому подобное. Да и расходы фондов следует оптимизировать, но об этом будем говорить при разборе социальной политики.

ЕСН как и НДФЛ удерживаются работодателем и привязаны к зарплате, по сути это налоги на работников, физических лиц. Но если НДФЛ отражается в расчетных листочках, то ЕСН взимается «втемную». Человек не видит, что с него удерживают не 13%, а целых 47% (13+34) заработка. Это надо исправить немедленно, тем более с экономической точки зрения ничего не меняется, а с психологической приближает трудящихся к управлению страной. Также это позволит использовать ЕСН в качестве инструмента социальной политики.

ЗАКОНЫ И ЧИНОВНИКИ.

Как было сказано выше, налоги это только полбеды. Вторая половина это чиновники и законы. «Держать и непущать» не выход. Система взамен «посаженых» будет плодить все новых и новых преступников. А у нас и так число и преступников, и правоохранителей зашкаливает. Так и все общество может поделиться на две категории: одна будет «сидеть», а другая их караулить. Лучший способ борьбы с «вредителями» - лишение кормовой базы. А кормовая база в данном случае это законы. Либерализм имеет уникальный механизм регулирования – свободную конкуренцию. А законы «вырубают» этот саморегулирующийся механизм и подменяют его «ручным» управлением.

Одна борьба «с отмыванием» денег чего стоит! Большая часть этих денег добыта не разбоем на большой дороге и воровством из сумочек наивных домохозяек, а просто уведена от налогов, акцизов и сборов. Если бы не было таких налогов и сборов, то «грязные» деньги стали бы «чистыми», и их хозяева превратились из потенциальных заключенных в честных бизнесменов. Одновременно, пропала бы нужда прятать деньги в оффшор, стали бы ненужными многие службы по борьбе с «отмыванием» доходов. А нет службы, нет ряда отчетных документов и не нужно какое-то подразделение на предприятии, что эту службу «развлекало».

Регистрация предприятий, безусловно, должна быть заявительной и не зависеть от произвола чиновников. Стоит свести к минимуму лицензирование, сертификацию и разнообразный мониторинг экономики. Если сокращается влияние чиновника, то и отпадает сам предмет коррупции, зачем давать взятку, если и так все можно. Опять же высвобождаются трудовые ресурсы.

В связи с отменой сертификации и лицензирования возникает вопрос качества продукции. Но все мы из собственного опыта знаем, что наличие сертификата, ни о чем не говорит. Скажем, знаменитый телеведущий Антон Привольнов учит, как рассматривать, нюхать и щупать продукты, хотя по идее качество должен гарантировать сертификат.

Отмена обязательной государственной сертификации не означает отсутствие сертификации как таковой. Там где это жизненно необходимо специалисты умеющие оценивать качество будут востребованы. Наверняка, крупные сети супермаркетов для уверенности в качестве товара заведут собственные или коллективные службы по контролю качества, и будут требовать от них добросовестной работы, а иначе, зачем деньги тратить. У потребителя же появиться выбор: покупать товары с качеством проверенным специалистом, но дороже, либо нюхать и щупать самому, но платить меньше.

Необязательность услуги и наличие альтернатив в условиях рынка со временем повышает качество этой услуги. Так как предприятию, которое собирается ее оказывать, нужно еще доказать, что это нужно не чиновнику, а потребителю.

Магистральный же путь уменьшения серых поборов – упрощение законов и уменьшение их числа. Однако реальные законотворческие процессы в государственной думе идут в другом направлении. О законотворчестве мы поговорим в следующей части, и вернемся собственно к экономике.

Российские законы дают одному человеку – чиновнику не утруждая себя особыми доказательствами вины, практически по собственному произволу, оштрафовать, лишить лицензии, остановить производство другого человека – предпринимателя. Последнему предлагается доказать свою невиновность - обращаться в суд за компенсацией потерь, что сложно и хлопотно. Во-первых, это долго, сложно и дорого, а во-вторых, если предприниматель и выиграет дело, то компенсацию ему будет платить государство (из денежек налогоплательщиков), а не сам чиновник.

Самый лучший вариант решения вопроса – отмена закона. Нет закона – нет чиновника, нет чиновника – нет возможности коррупции. Если «нулевой» вариант невозможен, то чиновник, по крайней мере, должен лично отвечать за принятое решение. А то на всякой бумаге три десятка согласующих подписей и с кого конкретно спросить непонятно.

Такие меры заставят заработать рынок – двигатель и основное преимущество либерализма. Свободная конкуренция заставит предприятия работать эффективно. Потащит за собой повышение производительности труда экономию ресурсов и все прочее в этом роде. И наоборот, вмешательство государства в экономические процессы убивает реальную конкуренцию – столп либеральной экономики.

Все вместе качественно улучшит инвестиционный климат в стране, зачем капиталу бежать за моря, если и дома неплохо? При этом отпадает необходимость во внешних заимствованиях. Ведь за первое полугодие 2014 года за рубеж было выведено более 120 млрд. долларов, что больше всей потребности российской экономики во внешних заимствованиях.

В заключение разговора об экономике, отметим благоприятное влияние снижения налогов и ослабления государственного регулирования экономики на моральный климат общества. Упрощение законодательства приведет к сокращению числа чиновников и юристов, которые будут вынуждены, скрепя сердце, вернуться к производительному труду. В свою очередь наличие своей рабочей силы снизит потребность в привлечении рабочей силы из-за рубежа. Уменьшиться разрыв между богатством и бедностью. И, что мне дорого больше всего, сократиться количество грязи в обществе, больше людей будут жить честно.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Наконец, для практических целей дадим маркеры «хорошей» программы и программы «как всегда».

Беда нашей экономики в непомерных налогах и поборов, обусловленных как субъективными, так и объективными факторами.

Если кандидат говорит об усиление контроля, сертификации, повышении налогов и акцизов или поддержке определенных отраслей, значит, нас ждет усиление коррупции и стагнация экономики. Наоборот, снижение налогов и отмена запретов будут способствовать повышению эффективности и количественному росту. А также возвращению утекшего за бугор капитала и улучшению социального климата в обществе.

Для проведения таких реформ требуется только одно – политическая воля. Вот об этом и поговорим в следующей части.

Продолжение следует.