Так восстановилась наше более тесное общение. Я бывал у него на кафедре. Познакомился с его коллегами. Как геофизик бывший интересовался работами кафедры.
В дальнейшем все это привело к предложению интересной разработки легкого полевого электроуровнемера для проведения гидрогеологических исследований, который бы мог помещаться в полевую сумку.
Я заинтересовал Толю. Он и стал «Главным конструктором», а я заказчиком и подручным исполнителем деталей, которые мне доверил Главный конструктор. «Несущей» основой уровнемера Анатоль предложил… катушку от спиннинга. Так начали выполнять одно из требований «технического задания», поставленного мной: легкая портативная конструкция. Электропитание: элемент от галетной батареи, помещавшийся в пластмассовую емкость, укрепленной на боковине держателя катушки. Для определения глубины до уровня воды Толя приспособил счетчик расстояния от авто, проградуировав его сантиметрах, метрах. Датчик контакта с уровнем воды в скважине крепился на конце очень тонкого коаксиального провода. Он легко наматывался на катушку и имел длину, достаточную для определения глубин до поверхности воды в скважине с высоким уровнем воды (напор) и тем более в сельских колодцах.
Прибор я опробовал в полевых условиях. Он показал свою работоспособность и достаточную точность при определении уровня воды при опытных откачках в наших скважинах и аналогичных опытах в колодцах. О последних я писал в сюжете о работе на Сосницком листе в 1967 году.
Прибор мы выставили на конкурс рацпредложений, который проводился ежегодно в Правобережной экспедиции. Уровнемер занял одно из достойных мест на конкурсе 1970 года.
В наших дальнейших планах стояла задача реализовать идею универсального датчика (датчиков), определяющий не только уровень воды, но и химический состав, и другие гидрохимические показатели подземных вод непосредственно в их природных условиях, как говорят «в науке»: «IN SITU» - В МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ, а не в лаборатории из бутылки, привезенной за сотни километров и простоявшей достаточное время на складе лаборатории, что бы изменить свой состав.
К такому выводу я пришел на практике, при ведении полевых работ и выполнения их по существующей методике гидрогеологических исследований. Этот вывод стал в дальнейшем одним из составляющих моей концепции ведения мониторинга окружающей среды.
На сохранившейся у меня фотографии: я и Толя уточняем чертеж и описание уровнемера, который мы создавали у него дома по выходным дням.
Илл. к http://www.proza.ru/2014/07/25/863