Вопрос 8 общее в Авта, Био, Гра...

Лера Сейгина
«Авта, Био, Гра...» Часть вторая: «Автандилина»

(8, 9, 10 Вопросы для тех, кто хочет учиться слепому быстрому набору)

8 — общее

Евгений Балабас:
Как выглядит эта сфера сегодня — основные методики, авторы методик, приёмы. Есть ли принципиально разные и поэтому конкурирующие между собой методики, или все идут примерно по одному пути? Есть ли вообще такие люди, которым слепой и/или быстрый набор не даётся в принципе, хоть убейся?

Автандилина:

Слепой набор, как мне представляется, должен хорошо даваться любому человеку, у кого от природы всё в норме с органами чувств. Для обострения, инициирования нужных реакций полезно иногда пройтись по комнате с плотной повязкой на глазах, находя и опознавая предметы на ощупь и пространственно. Полезно играть в жмурки. А также старайтесь никогда не браться голыми руками за очень горячее, очень холодное, шершавое и т.д.

А вот быстрый набор, по-моему, не должен даваться каждому. (Тоже лишь субъективное мнение.) Темп набора глубоко связан с индивидуальным темпом переработки или генерации текста. Правильный темп набора — такой, какой гармонично вписывается в ход генерации. Совсем не факт, что глупые мысли думаются медленно, а умные — быстро. И наоборот — тоже не факт, правда же? Тут какие-то иные взаимосвязи.

- - -

С другой стороны: учтём, что если не заходить на территорию мировых рекордов, то вообще скорость набора зависит больше от умения и  автоматизма навыка, чем от реактивности и темперамента. Другими словами: если профессия, род занятий действительно требуют наличия скорости, то любой даже «неторопыжка» вполне может её повысить до умеренно быстрых значений: 300, 350, 400. (Скорости 500 и выше на практике, как правило, не являются необходимыми. А если где-то они и требуются, то в такие профессии «неторопыжек» и без того калачом не заманишь.)

Но должна быть именно необходимость в быстром наборе. Субъективные, личностные побуждения — самолюбие, желание победить, ощущение азарта и т.п. —   даже если они переживаются как сильные, но реально мотивируют куда слабее, чем подлинная надобность по жизни. Исключением являются, думаю, прирождённые спортсмены. Вот их-то — да, их наиболее сильно мотивируют именно субъективные стремления и переживания.

Возможно, следует постараться максимально снять контроль сознания за набором. Печатать, не думая: «как я печатаю?». Отвлечься на совсем постороннее, а в другой раз, наоборот, взять для набора очень интересный текст и сосредоточиться на содержании. Также возможно, что скорость набора повысится сама собой, если позаниматься улучшением навыков чтения. Просто чтения. Или, может быть, гимнастикой для пальцев.

Набор — деятельность сложная, комплексная. Если силиться «тащить за волосы» всегда только одну — клавиатурную составляющую, то можно, по обстоятельствам, и меланхолию заработать. :)

- - -

Теперь займёмся первыми двумя частями вопроса, насколько хватит площади и читательского терпения. ;)

Для ясности предупреждаю, что исхожу из классической методики и в самом наборе, и в обучении набору. Ведь за всем, что появляется сейчас, не уследишь.

...Осмотрите выбираемый учебник снаружи и внутри. :) Если учебник толстый, а сроки освоения названы довольно длинные, — это хороший признак, я бы взяла. Дополнительный плюс — крупный размер шрифта.

Любой учебник или курсы, авторы которых говорят про быстрые, сокращённые сроки, содержит в себе в той или иной мере пересмотр классики. Конечно, сами по себе слова «новый», «экспериментальный», «краткий», «интенсивный» и т.п. не являются оценочными, но их наличие должно сразу повысить нашу бдительность.

Такой учебник или курс может оказаться и хорошим: серьёзным, полным, основанным на многолетних исследованиях и практическом опыте массового обучения, как у С.Л. Ходыкина и М.П. Портнова (смотрите сайт Портнова), а также как у их последовательницы — Н.М. Березиной (смотрите список её учебников на сайте ГЗОС). Но при всём при том он будет содержать какие-то отходы от классики, вызванные стремлением ускорить учебный процесс и адаптировать обучение к возможно более широкой аудитории, включая вообще малоподготовленную.

Классика не догма. Она сложилась в эпоху механических пишущих машин и их профессионального применения. С тех пор клавиатуры сильно изменились. А ситуации, в которых используется клавиатурный ввод, расширились, утратили чисто «производственный», «станочный» характер. — И вот, осталось ли актуальным, к примеру, требование классики держать руки на весу? А не знаю!..  (Для себя решила бы затруднение так: начать лучше с соблюдения требований классики, но с настроем на возможность в дальнейшем от чего-то отказаться.)
Изменились и пользователи. Прежде это была однородная или почти однородная прослойка, имеющая обозримый, конечный набор профессиональных задач, а также и обладающая природными задатками и наклонностями именно к такой деятельности. Теперь это буквально всё население. Широчайший разброс целей, запросов, возрастов, природных данных, уровней подготовки, образа жизни и так далее.

Прекрасно, когда методики учитывают объективные изменения предмета, но методики должны быть соответственно проработанными, а далеко не все авторы успели бы (и хотели бы) тщательно прорабатывать и проверять интеллектуальный продукт. При нынешнем-то темпе жизни и скорости подготовки оных «продуктов», в частности. :)

Так что, к сожалению, легко можно наткнуться и на недобросовестную подделку или вообще выдумку без понятия о предмете.

Пример. Однажды сострадательные коллеги-форумчане сообщили о книжке, в которой неизвестные мне два автора, рассказывая о какой-то методике, утверждали, что методика хорошая и чуть ли не революционная и что разработала её Автандилина. Ой, чего только о себе не узнАешь! Даже усилия приложила — книжку эту купила, глянула. Оба утверждения, знаете, такая чушь собачья!.. )))

Желание вникнуть, разобраться, чтО предлагают, а тем более решимость испробовать предлагаемое на себе, — зависят от вашего характера и от свободного времени, здесь нет рекомендаций. Вот я, например, ретроград и консерватор. И даже чересчур. Есть такое. ;)


- - - «Народные приметы» о методиках обучения машинописи, или Краткий путеводитель для «чайников» в этом море - - -

Возможно ли всё-таки быстро сориентироваться, что за методику освоения машинописи нам предлагают, например, на курсах или в книге?
Да. :)
Но полную гарантию может дать только... вы знаете кто.

Итак:

...Если автор считает полезным прикрывать клавиатуру от подглядывания специальным ящичком с дырками спереди, чтобы просунуть руки, или если рекомендует передвигать к клавише всю руку целиком, (дословно) «как лопату», — это методики, пригодные для аварийно быстрой подготовки дивизиона солдат-новобранцев. На минимальную скорость, зато без вопросов о смысле жизни. На своём месте такие методики, наверное, срабатывают. Приходится считаться со специфичностью ситуации. Но применять такие приёмы в ходе обычного, «нормального» освоения не следует: вы наступите на горло своей будущей скорости, может быть, навсегда. Рука должна быть свободной, не зажатой, пальцы должны работать каждый автономно. Это аксиомы, «вечное».

...Если авторы очных курсов для штатских граждан заставляют в первые два дня зазубривать в уме расположение букв, выстукивая приблизительные маршруты пальцами по поверхности СТОЛА, а в следующие два дня гоняют вас уже по КЛАВИАТУРЕ, да со скоростью зайца, — это методика для героев, которые почему-то не нашли другого места подвигу. Там вам будет и высокая стоимость, и наверняка длинная очередь на обучение, и гарантия долгой единоличной борьбы с опечатками в светлом будущем после курсов. Но — внимание! — что было обещано, вы полУчите! Считаться (и даже чувствовать себя) закончившим начальный курс и набирающим вслепую вы будете именно через 4-5 дней, а не месяцев.

...А если вам рекомендуют в медленном темпе рисовать схематическое изображение клавиатуры в натуральную величину по одной штуке ежедневно, а вдобавок повторно проходить полный начальный курс по два-три раза в год, — то перед вами методика многолетнего взращивания профессионала-скоростника в вакууме. ;) Впрочем, эта последняя не оформлена как книга, она существует лишь в рассыпанном виде на моих — Автандилины — сайтах и блогах, поэтому она не так опасна. :)

- - -

Воспользуюсь здесь возможностью дать пояснение к «эксцентричной» идее о том, что для освоения слепого набора, дескать, очень полезно рисовать клавиатуру. Само описание, как её следует рисовать, есть у меня в Интернете, а вот пояснить там «руки не дошли».

Дети, особенно «выросшие на клавиатуре» (у кого с рождения или почти с рождения был в квартире компьютер, хотя бы на правах мебели), осваивают набор гораздо быстрее, чем взрослые. То есть так это выглядит внешне. Думаю, что на самом деле у детей освоение тянется много дольше (чем кажется), поскольку есть неявно протекающая предварительная стадия: стадия бессознательных наблюдений и «случайного», бытового контактирования. Роль этой стадии огромна, как и её длительность: лет пять-семь или более! Но потому и скорости гораздо выше у «клавиатурных поколений», чем у нас.
Взрослым, увы, не восполнить отсутствие такой длительной и «нечаянной», незаметной для самого себя, подготовки. Но как раз через рисование клавиатуры в натуральную величину и становится доступно взрослому смоделировать (лишь смоделировать, но всё-таки) этот бесценный детский познавательный и двигательный опыт-фундамент.

Такое упражнение требует от взрослого человека приложить всю силу воли, а на вид кажется чем-то несерьёзным, «игрушечным». И мало кто его делает. Но кто понял и оценил его суть, у кого высокие требования к своим умениям, — тем, как говорится, и карандаш в руки.

- - -

Вопрос большой, вторую половину переношу в «Вопрос 8 — рекомендации».

Иллюстрация: http://smayliki.ru


Лера_Сейгина / Автандилина,
публикация на Прозе.Ру 30 мая 2014 г.
исходный текст от 27 января 2014 г.,
Москва

- - -
Предисловие: Обложка для двенадцати вопросов
http://www.proza.ru/2014/04/03/238

Вопрос 1
http://www.proza.ru/2014/04/04/251

Вопрос 2
http://www.proza.ru/2014/04/08/2357

Вопрос 3
http://www.proza.ru/2014/04/09/341

Вопрос 4
http://www.proza.ru/2014/04/09/502

Вопрос 5
http://www.proza.ru/2014/04/09/1694

Вопрос 6
http://www.proza.ru/2014/05/18/1551

Вопрос 7
http://www.proza.ru/2014/05/19/254

Вопрос 8 — общее
http://www.proza.ru/2014/05/30/433

Вопрос 8 — рекомендации
http://www.proza.ru/2014/05/30/462

Вопрос 9
http://www.proza.ru/2014/05/30/528

Вопрос 10
http://www.proza.ru/2014/05/30/554

Вопрос 11
http://www.proza.ru/2014/05/30/756

Приложение. Рассказ Автандилины на Интерстено.Ру (2007 год)
http://www.proza.ru/2014/05/31/1142

`