Манежная площадь

Владимир Балашов
К празднованию полувекового юбилея Великой Октябрьской Социалистической Революции (50-летия Советской власти, 50-летия СССР), страна приступила за 5 лет до юбилейного года. В далеком 1962 году, когда я еще учился в седьмом классе средней школы, вся страна, все ее города и веси, муниципалитеты, предприятия, организации и учреждения задумавшись над тем, какими делами отметить великий юбилей и в итоге разработали и стали реализовывать планы торжеств. В стране в этот момент, в том числе, появились сотни переименованных на "50-лет Октября" (50-лет СССР и т.д.) улиц, площадей, парков и т.д. и т.п.
Моссовет, например, поручил разработать Генеральный плана художественно-рекламного оформления города, в рамках реализации которого впервые в столице, появилась подсветка московских высоток и памятников. На завершающем этапе тысячи художников и архитекторов страны трудились, создавая объекты монументальной наглядной агитации, цветовые и световые декоративные щиты, панно, уличные перетяжки и т.п. Непосредственно в  день празднования намечались народные гулянья, шествия, парады.

Манежную площадь в Москве в юбилейном 1967 году в честь юбилея Октябрьской революции переименовали в площадь имени 50-летия Октября. В ее центре был поставлен камень на месте будущего памятника (на фото, в центре площади), который в итоге так и не был установлен, а сам знак был снят в 1990 г., когда площадь получила своё прежнее название.

И вот в Москве, в рамках огромного числа юбилейных мероприятий, помимо всего прочего проводилась также студенческая "Звездная эстафета". Но для точности изложения нужно вернуться на пару месяцев назад.

В 1967 году я поступил в Московский Архитектурный институт. В первые же недели учебы на занятия физкультурой первокурсников попросили приехать на стадионе "Спартак" рядом с м. Сокольники. Оказалось, что вместо занятий будут проводиться соревнования по четырехборью: бег на 100 и 1500 метров, прыжки в длину и толкание ядра. 1500 метров мы бежали по гаревым дорожкам вокруг футбольного поля. У меня, как наверное, у подавляющего большинства, забег на 1500 метров на время был впервые в жизни, и поэтому никакого знания своих возможностей. Сначала я скромно пристроился последним и метров 50 так и бежал. Но потом показалось, что ребята бегут слишком медленно, и я рванул, "как на сто" (прямо по Владимиру Высоцкому), обогнал всех на 3/4 круга, "и спекся", дальше не хватило дыхания, пришлось затормозить, но все равно на финише был впереди не менее чем на четверть стадионного круга. Потом мы бегали стометровку, толкали ядро, и прыгали в длину. Результат прыжка в длину я запомнил - 6.20. В итоге, как оказалось, среди мальчиков 1 и 2 курса в этих соревнованиях я стал первым (кстати через год этот результат был повторен). Несколько позже, уже по тропинкам парка "Сокольники" проходил кросс по пересеченной местности, тут уже я не стал ничего выжидать, а сразу помчался к финишу. Вроде был тоже первым на курсе.

Учитывая эти подвиги меня включили в команду института для участия в студенческой "Звездной эстафете". В ней было несколько этапов, в том числе на велосипедах, но наш институт в силу своего невеликого размера - всего тысяча студентов, участвовал только в последней его части - пробежке по Ленинскому проспекту. Кроме нас, принимали участие в эстафете такие гиганты высшего образования как МГУ, МФТИ, Бауманский и т.д. с числом студентов по нескольку десятков тысяч в каждом. Естественно, большие вузы обладали классными спортсменами в разных видах спорта. А у нас на весь институт (МАрхИ) в то время - только одна абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике Людмила Савинкова (Будапешт, 1963 г., Копенгаген, 1967), да хорошая баскетбольная команда из стариков 4-5 курсов.

Финишировала эстафета на манежной площади, полагаю, у закладного камня монумента в честь 50-летия СССР. В этой части эстафеты было, наверное 15-20 этапов передачи палочки, каждому спортсмену досталось по 1500 метров дистанции.

Однокурсника Валеру Клочкова, высокорослого крепкого парня, поставили на первый этап, как сказали на тренерском совете, нужно чтобы он растолкал конкурентов в стартовой толпе участников и пробился среди них в первые ряды. Завершал эстафету парень с третьего или четвертого курса, перворазрядник по бегу, к сожалению, не помню его фамилии.
А меня поставили на предпоследний этап - я принимал палочку на ул. Димитрова (с 17 века и ныне улица Большая Якиманка), недалеко от  особняка посольства Франции (м. Октябрьская). Далее надо было бежать по Якиманскому проезду мимо памятника Георгию Димитрову и улице Большая Полянка, а передавать эстафету на середине Большого Каменного моста.

И вот, наконец, присказка закончилась и началась эстафета ...

Меня с группой бегунов от метро повели и поставили на линию нашего старта, и мы стали ждать. Улица Димитрова была пуста, ни машин, ни прохожих, как будто все разом вымерли. Только потом, во время летней олимпиады 1980 года я видел Москву такой же опустевшей. Время тянулось очень медленно, но вот появился один, потом еще несколько, затем большая вереница спортсменов добежали до нас и отдали свои палочки.  Я пристально всматривался, но каждый раз добежавшие были студентами из других вузов. Потом несколько минут не было вообще ни одного бегуна, и я даже стал задумываться, каким образом мне возвращаться домой, подозревая, что уже никто палочку мне не передаст. Но тут около м. Октябрьская замаячил одинокий спортсмен, который через некоторое время почти поравнялся со мной и я стартовал, забрав у него палочку.

Вы когда-нибудь брались выполнять работу, заранее обреченную на неудачу? Когда по ее результатам никто, хлопнув по плечу, не скажет пусть пустых, но согревающих слов? Ладно бы бежать пытаясь догнать кого-то, тут не важно догнал или нет. Ну а тут бессмысленный бег по пустой улице, когда все уже давно финишировали. Тем не менее побежал как полагается, выкладываясь полностью. Все-таки пустынность  улиц была не абсолютной. Очень редкие прохожие с удивлением таращились на меня, не понимая, чем это я занимаюсь. И неужели для меня одного перекрыли улицу, а может они думали, что я такой крутой - всех обогнал, остальные скоро будут? У памятника Димитрова дежурил наряд милиционеров, их машина стояла поперек ул. Полянка. Набережные слева и справа от Малого Каменного моста, примыкания к Большому каменному мосту были пустыми, с одинокими гаишниками. Последнему спортсмену, из наших я был виден издалека - от памятника Димитрову. Уверен, что он видел, что я не филоню, а бегу изо всех сил, но передавая ему палочку я запомнил, его крайне обиженное и ,одновременно, удивленное лицо. Наверно, и я так смотрел, когда мне ее передавали палочку.


Через некоторое время я вновь оказался участником празднований, но теперь на другой площади столицы: - Красной - http://www.proza.ru/2014/02/05/1068

Интересный очерк по истории Манежной площади с классными фото: http://picrussia.com/ru/istoriya-manezhnoy-ploshchadi