Работа авиации Кап. Яра на Байконур

Николай Алексеев 2
    В мае 1955 года 19-я ОСАЭ на полигоне Капустин Яр еще не полностью была сформирована, но начались активные полеты на базы падения, особенно в г.Аральск. Аэродром там был оборудован для базирования звена Як-12, которые обслуживали рыбаков Аральского моря, и использовался в качестве запасного на трассе Москва - Средняя Азия. Наши экипажи при ожидании пусков вынуждены были перелетать в Джусалы, где была авиационная комендатура по обеспечению перелетающих самолетов ВВС. Трасса Аральск -Джусалы была строго по прямой и проходила над котлованами строящихся монтажных  и стартовых комплексов будущего полигона “Байконур”. С воздуха была видна грандиозная стройка, над которой пролетали все самолеты, направлявшиеся в города Средней Азии, в том числе и ГВФ, гле пассажирами могли быть и иностранные граждане. Гражданские летчики задавали военным вопрос: « Что Вы там грандиозное строите?» А мы в первых полетах, будучи экипажами  полигона Кап. Яра, видя масштабность стройки, и сами этого не знали.
   
    В этот период начальник Капярского полигона генерал Вознюк был приглашен в Москву, где ему было предложено стать начальником полигона ”Байканур”. При возвращении обратно в Кап. Яр он в самолёте рассказал об этом предложении и о своём решении. Его слова: “Сам я отказался, но пообещал отпустить любых специалистов”. Одним из первых на будущий полигон перевелся начальник штаба полковник Карась. Наш экипаж как раз перевозил его вместе с семьей к новому месту службы. Это была третья встреча с ним, дважды он посещал нашу эскадрилью, когда она базировались еще во Владимировке. За время перелёта у нас утвердилось мнение о нём как об интеллигентном, заботливом командире. При прощании  мы ему пожелали удачи на новом месте службы, он рекомендовал нам при необходимости смелее обращаться к нему. Кроме него в Байконур были переведены не один десяток офицеров в том числе полковники Васильев, Курушин, Меньшиков. Трассу изменили к концу года после установки приводной радиостанции в посёлке Карабура на берегу Аральского моря. После этого она проходила в 40-50 км южнее. В это время с юга на север стали активно пролетать на больших высотах воздушные шары, некоторые из которых сбивались истребителями МиГ-19. Аппаратура сбитых шаров немедленно отправлялась в Москву.

    Мне хочется напомнить о том, как готовились элементы измерительного комплекса к обеспечению испытаний ракетно-космической техники, в каких условиях проходила эта работа, в которой принимали участие экипажи самолетов полигона Капустин Яр. Также к ней    привлекались экипажи из люберецкой транспортной  дивизии, в частности, параллельно с нами работал экипаж капитана Хлынина. Их задача заключалась в перевозке оборудования на измерительные пункты (ИП-ы), которые располагались в населенных пунктах Казахстана: Амангельды, Киевка, Ладыженка и ж/д разъезд Джасор западнее ст. Атбасар. Полётов было много, но штатные полеты в памяти почти не сохранились. Базировались мы в Джусалах. Накануне, получив команду на выполнение задания, утром перелетали в Байконур, забирали груз и вылетали на точку. На точке, как правило, нас встречали, забирали груз, и мы вылетали или на другую точку, или возвращались в Джусалы. Если не хватало дневного времени, перелетали в Караганду или Акмолинск.

    В памяти остались те полеты, которые были с приключениями. Вот один из них. Полёт был запланирован на измерительный пункт (ИП) Амангельды. Груз - несколько ящиков с техникой, сопровождаемый представителем полигона и промышленности. Вылетели с небольшой задержкой, не хотелось ожиданий на точке, поэтому один из сопровождающих, зная ситуацию, попросил пройти  над частью, обозначив, таким образом факт прилёта. Произвели посадку и убеждаемся, что никто не ждёт. Приготовили груз для разгрузки, чтобы быстрей разгрузиться. Разгрузиться на снег  сопровождающий не разрешил, аргументируя тем, что аппаратура слишком деликатная. В ожидании машины потеряли время. Вынуждены были оставаться на ночь. Вместе с грузом поехали в часть, рассчитывая, что там найдется место, где нашему экипажу можно будет  переночевать. Но там в этот момент собралось столько представителей промышленности, которых пришлось размещать и в казарме, и в других комнатах. Для нас мест не нашлось. Командир части дал машину и отправил нас в село, рассчитывая разместить в местной гостинице. Подъехав к гостинице, мы отпустили машину. Но в гостинице мест не оказалось, поскольку проходил какой-то семинар учителей. Встал вопрос, где ночевать. Одна из обитателей гостиницы, очевидно учительница, удивилась тому, что военные ищут ночлег, и посоветовала обратиться к директору школы, рассчитывая что она найдет в школе комнату. Время было позднее, в темноте искать школу мы не стали, решили обратиться к партийной власти. Нам показали здание “райкома”. Мы зашли в него, застав там только уборщицу, которая плохо понимала нас, а мы её. Она заканчивала топить соломой печь в одной из комнат, в которой на стене висел телефон. Поскольку в “райкоме” никого не застали, мы попросили разрешения позвонить в райисполком. Она кивком головы дала разрешение.

    Эту операцию поручили мне. Покрутил вертушку, мне ответила телефонистка, которую я попросил соединить с райисполкомом. В трубке наступила тишина, потом вопрос: “Кто вам нужен?” Я повторил просьбу, и снова в трубке тишина. Вдруг за моей спиной голос: “А Вы куда звоните?” Поворачиваюсь и вижу мужчину в заснеженной одежде, который говорит, что это и есть райисполком, а он его председатель. Он выслушал нас и принял решение, предоставить нам этот кабинет для ночёвки. Уборщице дал указание показать место, где солома, а нам порекомендовал топить подольше, чтоб сохранить тепло. Спать пришлось на столах одетыми, укрываясь зелёными  скатертями. С трудом дождались утра. Оставив на столе записку с выражением большой благодарности, подготовили самолёт и вылетели в Джусалы. Теперь лучше понимаю, что была такая сплочённая  нация - “Советский народ”, который жил в большой дружбе. Доказательством этому - решение председателя Райисполкома небольшого района Казахстана.

    В этот же период срочно нужно было доставить какой-то комплект аппаратуры на ИП у ж/д разъезда Джасор, который входил в структуру полигонного измерительного комплекса (ПИК) . При подходе к точке стала ухудшаться погода. Произвели посадку на плохо подготовленную полосу. Пока разгружались, пошел снег, стало заносить полосу, которую с большим трудом удалось подготовить к данному прилёту. Пока погода позволяет, нужно  вылетать, иначе застрянем надолго – ноябрьские дни коротки. Произвели взлёт, доложили РДС Кустаная, просим эшелон на Караганду. Диспетчер даёт эшелон и уточняет  наличие горючего. Становится понятным - погода в регионе ухудшается. Доложили, что горючего хватает вернуться до Кустаная. Прошли Атбасар, Акмолинск даёт команду быть готовыми произвести посадку у них, так как Караганда может закрыться по погоде. Не теряя надежды уйти до Караганды связались с ней, она уточнила погоду по показаниям борта, заходящего на посадку,  закрылась.
 
    Зная условия этого аэропорта,так не хотелось производить посадку, но пришлось. За нами произвели посадку еще два борта ГВФ с пассажирами. Стоянку для самолёта техники нашли, а место для отдыха экипажа - не сумели  В зале ожидания пассажиров было столько, что многие сидя на полу, устраивались на ночлег. В гостинице поселили своих летчиков, так как в профилактории не хватило мест. Позвонили в городскую гостиницу, мест не оказалось. Решили ночевать в штурманской на стульях. Не успели еще расположиться, в штурманскую по каким-то своим делам заходит сменившийся диспетчер, видит что мы настроились ночевать на стульях. Сжалился над нами, сказал с юмором: "После такого отдыха далеко не улетишь", и предложил поехать к нему в город. “Дом у меня большой, мест хватит”. Оставили своих солдатиков в штурманской, уехали в город. Хозяйка дома приняла нас как самых близких гостей, приготовила ужин, накрыла стол, за которым провели вечер.  Как заботливая хозяйка. всех разместила с удобствами, обеспечив тем самым хороший отдых. Утром он проводил нас на своём служебном автобусе до аэропорта. “Расплатились” с ним словами благодарности и фляжкой спирта.  Расставаясь, получили заверения, если появиться необходимость, прилетайте ночлег будет обеспечен.

    Перед вылетом получили команду произвести посадку в Киевке, где размещался один из ИП-ов полигонного измерительного комплекса (ПИК). После посадки к самолёту подъехала машина. Взяв какой - то груз  на борт, не выключая двигателей, произвели взлёт, взяли курс на Байконур.
    Этот район был одним из центров целинных земель, которые осваивались по государственной программе. На освоение этих земель уезжала молодежь целыми поездами. Из армии отпускали в первую очередь солдат, заканчивающих службу и изъявивших желание поехать на целину. Наш полигон тоже формировал группу и с почестями провожали её на целину.
 
    Трудились они в тяжелейших условиях, о них писали газеты, создавались фильмы, как о патриотах страны. Хлеб был выращен и собран очень богатый. Запомнился этот полёт на высоте 200-300 метров одной особенностью. Ночью прошел обильный снег, поверхность земли была покрыта свежим снегом, видимость была более 20 км. На дорогах, занесенных снегом, всюду были видны караваны автомашин, которые направлялись на север к железной дороге. В большинстве своём, эти машины были военными и шли они, как правило, в колоннах. Они работали всю осень, но началась зима, а не вывезенного зерна там было очень и очень много. Лежал он на токах под открытым небом. Усилия огромных коллективов, в том числе и тех, кто приехал по путёвке осваивать целину, оказались неэффективными. Потом в СМИ сообщалось, что часть зерна вывести не смогли. Наверное, так и было.